Психолого-педагогическое исследование агрессивности у подростков и методы решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 1210 раз

Библиографическое описание:

Сагиян, К. В. Психолого-педагогическое исследование агрессивности у подростков и методы решения / К. В. Сагиян, Н. П. Болотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28051/ (дата обращения: 22.12.2024).



В современном мире тема агрессивности остается актуальной, так как мы сталкиваемся с ней каждый день. Демонстративное и вызывающее поведение среди подростков, по отношению к внешней среде, усиливается. Жестокость и агрессия проявляется в крайних формах, возрастает преступность. Подростковая агрессивность отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.

В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период. Такой период характеризуется возрастными изменениями. Подростковый кризис заключается в том, что подросток начинаетощущать себя личностью, равноправным членом семьи, класса, общества. Ведущей деятельностью этого возраста является общение, в связи с чем, подростку важно быть включенным в свою субкультуру. Это дает ему возможность проявиться, самовыразиться, чувствовать принадлежность к сообществу и т. д.

На проявление агрессивности у подростка влияет множество факторов:

– биологические особенности;

– индивидуально-личностные характеристики;

– семейное и социальное окружение, их влияние.

Рассмотрим влияние хронических конфликтов в семье, на эмоциональное благополучие ребенка, в бракоразводной ситуации. В анализе исследований Б. А. Титова и Л. Т. Машковой, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка — защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность, как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагоприятных условиях, по мнению авторов, ситуативная эмоциональная реакция страха, и как следствие агрессивности, может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому, в поисках недостающего тепла.

Все это формирует искаженный «образ Я» и низкую самооценку ребенка. Дети, втянутые в ссоры родителей, попадают в тяжелый внутренний конфликт, испытывают агрессию. В результате развода у ребенка, прежде всего, нарушается характер эмоциональных связей и взаимодействий с одним или обоими родителями, не удовлетворяется потребность в любви, родительском тепле, внимании и заботе, то есть наблюдается эмоциональная депривация [2].

Нарушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением и высокая степень конфликтности бывших родственников повышают опасность формирования у детей из распавшихся семей патологических черт характера, таких, как агрессивность, и возникновения невротических расстройств. 70 % детских неврозов, по мнению М. С. Бедного, имеют своим источником семейные конфликты. По сведениям М. И. Буянова, половина подростков 16–18 лет, совершавших попытки суицида, из неполных семей [3].

Для исследования данной проблемы используют эмпирические методы:

наблюдение: требуются план, критерии, наблюдаемых признаков, группа исследователей для снижения субъективности результата;

тестирование: стандартная процедура, когда варианты результата выявлены, но не известно, какой именно, характерен для испытуемого;

опрос, анкетирование, интервью, беседа: получение ответов на задаваемые вопросы — письменно, устно в зависимости от ответов на предыдущие вопросы.

Агрессию рассматривали и описывали авторы: Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я.В, Дорофеева Р. Д., Юлдашев В. Л., Масагутов Р. М., Кадырова Э. З., Капитанец Е.Г и др. Термин «агрессия», ассоциируется с негативными эмоциями, в частности с такой эмоцией, как злость. Она ассоциируется с негативными намерениями, то есть, стремлением обидеть оппонента, нанести ему урон. Агрессия может проявляться в состоянии эмоционального возбуждения и перенапряжения, а также быть скрытой и проявляться, как в состоянии внешнего мнимого равнодушия.

А. Басса и А. Дарки разработали классификацию типов агрессивности.

Целью классификации, является выявление агрессивных и враждебных реакций.

Измеряются следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная — агрессия, направленная на другое лицо не прямо, или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение — обозначает готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении.
  4. Негативизм — это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида — это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность — рассматривается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят только вред.
  7. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств через речевую форму общения, словесно (угрозы).
  8. Чувство вины — убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

По результатам выявленной агрессии, проводится психокоррекция на снижение агрессивного поведения подростков.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать подростку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.
  2. Научить подростка понимать переживания, состояние и интересы других людей.
  3. Выработать у подростка умение грамотно проявлять свои чувства и эмоции, сдерживать агрессию.
  4. Сформировать навыки разрешения конфликтов.

Для реализации цели и задач, необходимо дать рекомендации по коррекции агрессивности родителям и педагогам.

Рекомендации родителям:

  1. Спокойно относиться к незначительной агрессии подростка.
  2. Установить с ребенком обратную связь с помощью следующих приемов: констатация факта: «Ты ведешь себя агрессивно»; констатирующий вопрос: «Ты злишься»; раскрытие мотивов агрессивного поведения: «Ты хочешь меня обидеть?»; аппеляция к правилам: «Мы же с тобой договаривались!».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции.
  4. Обсуждать и анализировать агрессивное поведение, только после того, как ситуация разрешится, не в момент обострения.
  5. Сохранять положительную репутацию ребенка в семье, публично минимизируя вину подростка.
  6. Сотрудничать с подростком, разговаривать, задавать вопросы, интересоваться его мнением, помогать в принятии решения.
  7. Помочь подростку найти пример для подражания.
  8. Расширять кругозор подростка, создавать ощущение полноты, насыщенности радости бытия, заботиться о духовной жизни ребенка.
  9. Уважать личность в ребенке, считаться с его мнением, воспринимать всерьез его чувства.
  10. Хвалить ребенка за его старательность.

Рекомендации педагогу:

  1. Вовлечь подростков в социально одобряемую деятельность. Психолого-педагогический смысл этой деятельности для подростка в том, что, участвуя в ней, он приобщается к делам общества, занимает определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников.
  2. Помочь войти в большие группы детей по интересам, примерно, в количестве 20–30 человек. Это позволит ему научиться вести себя в группе сверстников, принимать групповое решение, согласовывать мнения.
  3. Создать участие педагогов в бытовых работах подростков. Такой подход укрепляет качественное отношение подростка, как самому себе, так и к окружающим авторитетным педагогам, взрослым людям.
  4. Провести педагогам различные воспитательные и культурно- просветительские мероприятия, соревнования актуальные для подростков.
  5. Выяснить причины агрессивности в доверительной, индивидуальной беседе с подростком, продолжительность которой должна составлять с детьми до 12 лет — тридцать минут, с подростками старшего возраста — до 60 минут.
  6. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творчества). Творчество дает возможность выразить себя, свое состояние, свои чувства, отреагировать их.

Литература:

  1. Болотова Н. П. К вопросу о развитии личности ребенка в неполной семье /Н. П. Болотова// Материалы науч.практич. конференции. Барнаул. 2012.
  2. Болотова Н. П. Возможности психологических техник в работе с системой семьи /Н. П. Болотова/ Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. М. 2013.
  3. Долгова В. И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. — Челябинск: АТОКСО, 2010–112 с.
  4. Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. — Челябинск: АТОКСО, 2010. — 109 с.
  5. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб.: Питер 2000. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, агрессивное поведение, ребенок, агрессия, семья, чувство.


Задать вопрос