В современном мире тема агрессивности остается актуальной, так как мы сталкиваемся с ней каждый день. Демонстративное и вызывающее поведение среди подростков, по отношению к внешней среде, усиливается. Жестокость и агрессия проявляется в крайних формах, возрастает преступность. Подростковая агрессивность отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.
В подростковом возрасте дети переживают сложный, часто противоречивый период. Такой период характеризуется возрастными изменениями. Подростковый кризис заключается в том, что подросток начинаетощущать себя личностью, равноправным членом семьи, класса, общества. Ведущей деятельностью этого возраста является общение, в связи с чем, подростку важно быть включенным в свою субкультуру. Это дает ему возможность проявиться, самовыразиться, чувствовать принадлежность к сообществу и т. д.
На проявление агрессивности у подростка влияет множество факторов:
– биологические особенности;
– индивидуально-личностные характеристики;
– семейное и социальное окружение, их влияние.
Рассмотрим влияние хронических конфликтов в семье, на эмоциональное благополучие ребенка, в бракоразводной ситуации. В анализе исследований Б. А. Титова и Л. Т. Машковой, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка — защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность, как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагоприятных условиях, по мнению авторов, ситуативная эмоциональная реакция страха, и как следствие агрессивности, может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому, в поисках недостающего тепла.
Все это формирует искаженный «образ Я» и низкую самооценку ребенка. Дети, втянутые в ссоры родителей, попадают в тяжелый внутренний конфликт, испытывают агрессию. В результате развода у ребенка, прежде всего, нарушается характер эмоциональных связей и взаимодействий с одним или обоими родителями, не удовлетворяется потребность в любви, родительском тепле, внимании и заботе, то есть наблюдается эмоциональная депривация [2].
Нарушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением и высокая степень конфликтности бывших родственников повышают опасность формирования у детей из распавшихся семей патологических черт характера, таких, как агрессивность, и возникновения невротических расстройств. 70 % детских неврозов, по мнению М. С. Бедного, имеют своим источником семейные конфликты. По сведениям М. И. Буянова, половина подростков 16–18 лет, совершавших попытки суицида, из неполных семей [3].
Для исследования данной проблемы используют эмпирические методы:
– наблюдение: требуются план, критерии, наблюдаемых признаков, группа исследователей для снижения субъективности результата;
– тестирование: стандартная процедура, когда варианты результата выявлены, но не известно, какой именно, характерен для испытуемого;
– опрос, анкетирование, интервью, беседа: получение ответов на задаваемые вопросы — письменно, устно в зависимости от ответов на предыдущие вопросы.
Агрессию рассматривали и описывали авторы: Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я.В, Дорофеева Р. Д., Юлдашев В. Л., Масагутов Р. М., Кадырова Э. З., Капитанец Е.Г и др. Термин «агрессия», ассоциируется с негативными эмоциями, в частности с такой эмоцией, как злость. Она ассоциируется с негативными намерениями, то есть, стремлением обидеть оппонента, нанести ему урон. Агрессия может проявляться в состоянии эмоционального возбуждения и перенапряжения, а также быть скрытой и проявляться, как в состоянии внешнего мнимого равнодушия.
А. Басса и А. Дарки разработали классификацию типов агрессивности.
Целью классификации, является выявление агрессивных и враждебных реакций.
Измеряются следующие виды реакций:
- Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
- Косвенная — агрессия, направленная на другое лицо не прямо, или ни на кого не направленная.
- Раздражение — обозначает готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении.
- Негативизм — это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида — это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность — рассматривается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят только вред.
- Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств через речевую форму общения, словесно (угрозы).
- Чувство вины — убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.
По результатам выявленной агрессии, проводится психокоррекция на снижение агрессивного поведения подростков.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать подростку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.
- Научить подростка понимать переживания, состояние и интересы других людей.
- Выработать у подростка умение грамотно проявлять свои чувства и эмоции, сдерживать агрессию.
- Сформировать навыки разрешения конфликтов.
Для реализации цели и задач, необходимо дать рекомендации по коррекции агрессивности родителям и педагогам.
Рекомендации родителям:
- Спокойно относиться к незначительной агрессии подростка.
- Установить с ребенком обратную связь с помощью следующих приемов: констатация факта: «Ты ведешь себя агрессивно»; констатирующий вопрос: «Ты злишься»; раскрытие мотивов агрессивного поведения: «Ты хочешь меня обидеть?»; аппеляция к правилам: «Мы же с тобой договаривались!».
- Контролировать собственные негативные эмоции.
- Обсуждать и анализировать агрессивное поведение, только после того, как ситуация разрешится, не в момент обострения.
- Сохранять положительную репутацию ребенка в семье, публично минимизируя вину подростка.
- Сотрудничать с подростком, разговаривать, задавать вопросы, интересоваться его мнением, помогать в принятии решения.
- Помочь подростку найти пример для подражания.
- Расширять кругозор подростка, создавать ощущение полноты, насыщенности радости бытия, заботиться о духовной жизни ребенка.
- Уважать личность в ребенке, считаться с его мнением, воспринимать всерьез его чувства.
- Хвалить ребенка за его старательность.
Рекомендации педагогу:
- Вовлечь подростков в социально одобряемую деятельность. Психолого-педагогический смысл этой деятельности для подростка в том, что, участвуя в ней, он приобщается к делам общества, занимает определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников.
- Помочь войти в большие группы детей по интересам, примерно, в количестве 20–30 человек. Это позволит ему научиться вести себя в группе сверстников, принимать групповое решение, согласовывать мнения.
- Создать участие педагогов в бытовых работах подростков. Такой подход укрепляет качественное отношение подростка, как самому себе, так и к окружающим авторитетным педагогам, взрослым людям.
- Провести педагогам различные воспитательные и культурно- просветительские мероприятия, соревнования актуальные для подростков.
- Выяснить причины агрессивности в доверительной, индивидуальной беседе с подростком, продолжительность которой должна составлять с детьми до 12 лет — тридцать минут, с подростками старшего возраста — до 60 минут.
- Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творчества). Творчество дает возможность выразить себя, свое состояние, свои чувства, отреагировать их.
Литература:
- Болотова Н. П. К вопросу о развитии личности ребенка в неполной семье /Н. П. Болотова// Материалы науч.практич. конференции. Барнаул. 2012.
- Болотова Н. П. Возможности психологических техник в работе с системой семьи /Н. П. Болотова/ Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. М. 2013.
- Долгова В. И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. — Челябинск: АТОКСО, 2010–112 с.
- Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. — Челябинск: АТОКСО, 2010. — 109 с.
- Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб.: Питер 2000. — 150 с.