Психолого-педагогические основы физического развития личности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 26.04.2018

Статья просмотрена: 2994 раза

Библиографическое описание:

Вебер, Р. А. Психолого-педагогические основы физического развития личности / Р. А. Вебер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3316/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие человека является очень сложным, длительным и противоречивым процессом. В качестве характерной особенности которого выделяют диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик.

Результатом развития человека является его становление как биологического вида и социального существа. Исходя из этого, можно говорить о том, что развитие детей осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям, а именно биологическому, психологическому и социальному. Принято считать, что фазы всех этих направлений являются относительно самостоятельными и не зависят друг от друга, несмотря на то, что они взаимно влияют друг на друга [1].

У каждого направления выявляют и свои закономерности, которые отображают причинно-следственные связи между условиями и результатами или новообразованиями.

На разностороннее развитие личности оказывают влияние различные факторы, которые можно разделить на четыре основные группы [2]:

‒ наследственность;

‒ среда (социальная, биогенная, абигенная);

‒ воспитание;

‒ собственно-практическая деятельность человека.

Каждый фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, условие при этом выступает в качества обстоятельства, которое оказывает влияние на развитие и является той обстановкой, к которой происходит развитие ребенка.

Под условиями подразумевают составные части или характеристики среды, в которой развивается ребенок. В совокупности все условия жизнедеятельности образуют среду обитания, в которой выделяются подсистемы условий: биологические, психологические и социальные.

Условия делят на необходимые и достаточные. Под необходимыми условиями подразумевают внутреннюю объективную закономерность возникновения, существования и результативности учащихся. Эти условия делают возможным развивающее обучение и воспитание. Что касается достаточных условий, то они обусловлены причинами, основаниями и противоречиями развития. При отсутствии или неполном наличии необходимых и достаточных условий развитие детей прекращается или замедляется [3].

Биологическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определённой мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Состояние центральной нервной системы и наследственность оказываются наиболее значимыми в этом влиянии [4].

Биологическую наследственность обуславливают гены, которые в свою очередь определяют строение и размер тела, а также стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества [4].

В отличие от биологических, социальные качества личности, такие как речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки и др. не передаются по наследству.

В результате биологического развития организма происходит становление таких психических функций у ребенка, как воля, эмоции, интеллект, память и т. д. Стоит обратить внимание на то, что среди этих психических функций различают природные психические функции и культурные психические функции, которые возникают в результате абстрактной знаковой деятельности (в том числе и речи) и подразделяются на простейшие и высшие [4].

Высшие психические функции являются наиболее важными для воспитания, социализации и жизнедеятельности, более того они составляют специфическое содержание психики воспитанного человека. Главными условиями развития высших психических функций являются воспитание и обучение [6].

Как отмечает Г. Доман, физическое развитие детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития, для которого особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда [5].

Когда речь идет о предметно-пространственной среде как необходимом условии физического развития детей дошкольного возраста, то, прежде всего, подразумевается предметно-развивающая среда.

Развивающей средой детства является система условий, которая обеспечивает возможность осуществления детской деятельности, а также предусматривает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

Вопрос о создании наиболее эффективной предметной среды, которая будет стимулировать физического развитие является настолько же актуальным, насколько актуальным является вопрос о создании условий, необходимых для физического развития.

Дело в том, что вербальный уровень является недостаточным вне предметной среды, отсутствие которой приведет к исчезновению у детей стремления узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Именно поэтому специалисты дошкольных образовательных учреждений уделяют особое внимание созданию окружающего пространства, которое отвечает требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствует своевременному выявлению и становлению его способностей [8].

Т. И. Осокина, М. А. Рунова утверждают, что среда должна носить не только развивающий характер, но также быть разнообразной, динамичной, трансформирующей и полифункциональной [10, 12, 13].

О необходимости удовлетворения естественной потребности детей в движении и увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается в методиках, описывающих особенности организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Осуществить эти две задачи становится возможным посредством изменения методики проведения организованной образовательной деятельности, использованием не только стандартного спортивного оборудования и инвентаря, но и применения нестандартного оборудования, которое часто изготавливают педагоги и инструкторы по физическому воспитанию собственными руками [7, 8, 9, 11].

Подготовка всех необходимых пособий и инвентаря считается предварительной работой, которая должна осуществляться качественно и быть глубоко продуманной, так как от нее зависит эффективность проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возраста [7].

На сегодняшний день приоритетным в современном обществе становится интеллектуальное развитие ребенка. В связи с этим дети в большинстве случаев испытывают «двигательный дефицит». Двигательный дефицит означает недостаточное количество движений, производимый детьми в течение дня.

В связи с этим происходит увеличение статистической нагрузки на определенные группы мышц, снижается сила и работоспособность мускулатуры. Все это приводит к нарушению функций организма.

Получается, что возникает необходимость вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физической культуры и спортом, а также развитию интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным и смелым.

Интеллектуальное развитие не должно осуществляться вне физического, поскольку только параллельная реализация этих направлений может обеспечить разностороннее развитие детей дошкольного возраста [10].

О необходимости параллельно развивать детей сразу по нескольким направлением говориться в образовательной области «Физическое развитие» в контексте ФГОС дошкольного образования, где особо выделяется принцип интеграции образовательных областей согласно их возможностям и спецификой [15].

Основная задача образовательной области «Физическое воспитание» звучит как гармоничное развитие психического и физического здоровья у воспитанников.

Конечным результатом физического воспитания выступает получение детьми дошкольного возраста представления о здоровье человека как основной ценности, необходимой им для полноценной жизни.

Интерес представляет и то, как или каким образом реализуются задачи по физическому воспитанию, поставленные ФГОС в дошкольных образовательных программах. Поскольку на сегодняшний день наиболее распространённой является программа «От рождения до школы», авторами которой являются Н. Е. Веракса, М. А. Васильева, Т. С. Комарова, то считается целесообразным рассмотреть задачи образовательной области «Физическое воспитание» данной программы.

Н. Е. Веракса, М. А. Васильева, Т. С. Комарова в своей программе заявляют о необходимости в процессе физического развития детей выполнить следующие задачи [11]:

  1. Создать начальное представление у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни. Реализацию данной задачи авторы видят в создании у детей дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни.
  2. Прививать детям дошкольного возраста физическую культуру. Реализации второй задачи видится авторам в:

‒ сохранении, укреплении и охране здоровья детей; увеличении физической и умственной работоспособности; предупреждении утомления;

‒ обеспечении гармоничного физического развития через совершенствования умений и навыков в главных видах движений, воспитании грациозности, красоты, выразительности движений, создании правильной осанки;

‒ создании потребности в ежедневной двигательной деятельности; развитии инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности; развитии умения к самоконтролю, самооценке во время выполнения движений;

‒ развитии интереса к участию в спортивных, подвижных и физических упражнениях и играх; активности в совершенно самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

В качестве основных принципов образовательной области «Физическое развитие» программы «От рождения до школы» выступают [11]:

  1. Научно-методические принципы. К этим принципам относятся: принцип первенства физической (двигательной активности), принцип своевременного начала физического воспитания, принцип целеполагания, игровой принцип, принцип интеграции, психосоматический принцип, принцип дозированной помощи, принцип возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении.
  2. Дидактические принципы. К ним относятся: последовательность и систематичность, развивающее обучение, доступность, воспитывающее обучение, учет возрастных и индивидуальных особенностей, активность и сознательность ребенка, наглядность.
  3. Особые принципы: постоянность; последовательность наращивания тренирующих влияний; цикличность.
  4. Гигиенические принципы: сбалансированность нагрузок; рациональность чередования деятельности и отдыха; возрастная адекватность; оздоровительная направленность всего образовательного процесса; совершение личностно-ориентированного воспитания и обучения.

Перечисленные принципы полностью соответствуют принципам, заявленным в ФГОС. Особо выделяется принцип интеграции, который обеспечивает физическую активность детей дошкольного возраста, а также их просвещении в области здорового образа жизни и, соответственно, приобщение и выработку навыков здорового образа жизни в процессе выполнения всех видов деятельности [15].

Физическая культура не является только средством развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, она также является главным компонентом и средством нравственного, духовного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Именно поэтому необходимо обеспечить слияние различных видов деятельности, что позволит детям дошкольного возраста познавать собственный организм, осознавать уровень ответственности по отношению к своему здоровью. Такой подход будет способствовать формированию потребности ведения здорового образа жизни, основы для учебной деятельности, а также обеспечит социальную успешность ребенка в будущем.

Так, например, во время занятий по литературному чтению, воспитатель может акцентировать внимание на вопросах культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения. В целом такой подход обеспечивает формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью.

Особенное внимание в программе «От рождения до школы» уделяется целевым ориентирам, то есть социально-нормативным возрастным характеристикам потенциальных достижений ребенка, которые даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для детей старшего дошкольного возраста (на этапе окончания дошкольного образования) [11].

Согласно целевым ориентирам, представленным в программе «От рождения до школы» в области «Физического развития», в раннем и младенческом возрасте ребенок должен иметь следующие показатели физического развития:

‒ развита мелкая и крупная моторика;

‒ стремление к освоению разных видов движений (лазанье, бег, перешагивание и т. д.);

‒ участие в подвижных играх с простым содержание и несложными движениями.

Согласно целевым ориентирам, представленным в программе «От рождения до школы» в области «Физического развития», на этапе окончания дошкольного образования ребенок должен иметь следующие показатели физического развития [11]:

‒ развита мелкая и крупная моторика;

‒ развита выносливость;

‒ ребенок подвижен и владеет главными движениями;

‒ проявляется способность к контролю и управлению собственными движениями.

Для того чтобы поставленные целевые ориентиры были достигнуты в процессе нахождения или пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, необходимо обеспечить «тройственный союз», состоящий из сотрудников дошкольной образовательной организации, воспитанников и их родителей. Такой союз, при правильной его организации, помимо разрешения вопросов всестороннего физического развития детей, может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка в целом.

Эффективность и плодотворность «тройственного союза» может быть достигнута посредством [14]:

‒ совершенствования воспитательно-образовательной работы, основанной на программах воспитания и обучения в детском саду;

‒ внедрения новых форм и методов работы с семьей;

‒ установления единых требований к процессу физического воспитания ребенка в семье и дошкольной образовательной организации;

‒ усиления связи между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в дошкольной образовательной организации и воспитанием ребенка в семье (детям даются различные поручения и задания, которые они должны выполнять вместе с родителями);

‒ использования личного примера взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;

‒ посредством изучения положительного опыта семейного воспитания и пропагандирования его среди родителей;

‒ выстраивания работы на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

Поскольку игровая деятельность для детей дошкольного возраста является ведущей, то, соответственно, логичным является то, что вся работа с детьми дошкольного возраста должна строиться на базе этой деятельности. Более того, сама по себе двигательно-игровая деятельность является основой оздоровления, воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для того чтобы уменьшить уровень заболеваемости детей необходимо использовать игровую деятельность наряду с правильно сформированной системой физкультурно-оздоровительной работы [14].

Физическое воспитание в дошкольной образовательной организации должно быть нацелено на достижение самой важной цели — создание представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели инструктора и воспитатели должны проявить свои способности методически правильно организовать и провести занятия, использовать наряду со стандартными подходами нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения, организовать развивающее пространство в дошкольной образовательной организации таким образом, чтобы оно способствовало развитию интереса к физическим занятиям, а также формированию необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Литература:

  1. Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков / Г. Л. Апанасенко. — Киев, 1985. — 79 с.
  2. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков. — М.: КноРус, 2011–259 с.
  3. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. Программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. — М.: Владос, 1999. — 143 с.
  4. Дегтярев И. П. Физическое развитие/ И. П. Дегтярев. — Киев.: Профи, 2005 — С. 23–48.
  5. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. / Г. Доман. — М.: АСТ, Аквариум, 2002. — 333 с.
  6. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. — М., 1970. — 200 с.
  7. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова., М.М Самодурова– М.: Академия, 2003. — 320 с.
  8. Кравчук А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / А. И. Кравчук. — Новосибирск, Изд-во НГПУ, 1998. — 238 с.
  9. Нестерова Л. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 78.
  10. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
  11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.347
  12. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. — М.: Мозаика-Синтез, 2002. — 255 с.
  13. Рунова М. А. Помогите ребенку укрепить здоровье // Журнал «Дошкольное воспитание» — № 9–2004.
  14. Тарасова Т. А. Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Т. А. Тарасова, Л. С. Власова. — М.: Школьная Пресса, 2009. — 71 с.
  15. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, здоровый образ жизни, ребенок, дошкольная образовательная организация, физическое воспитание, образовательная область, принцип, дошкольное образование, физическая культура, физическое развитие.

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты конструирования урока

Психолого-педагогические особенности этико-деонтологического подхода в детском отделении

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

Философские и этические основы становления педагогической психологии

Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе

Психолого-педагогические аспекты проблемы успешности студентов педагогического колледжа

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты конструирования урока

Психолого-педагогические особенности этико-деонтологического подхода в детском отделении

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

Философские и этические основы становления педагогической психологии

Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе

Психолого-педагогические аспекты проблемы успешности студентов педагогического колледжа

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Задать вопрос