Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 1221 раз

Библиографическое описание:

Погадаева, Е. В. Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. В. Погадаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 714-716. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9852/ (дата обращения: 22.12.2024).

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (далее УИС), существенного расширения ее деятельности значительно возросла потребность в профессионально подготовленных кадрах и обеспечении задач по исполнению уголовных наказаний. За последние годы отмечается высокая текучесть кадров, снижение уровня профессиональной подготовки среди сотрудников и атмосфера напряженности в коллективах УИС. В связи с постоянным обновлением состава сотрудников УИС, стало необходимо опытным сотрудникам приспосабливаться к новым требованиям, большое значение приобретают адаптационные способности личности.

Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: биологическая, психологическая, профессиональная и социально-психологическая.

Мы в своей статье остановимся на одном виде адаптации — социально-психологической, под которой, вслед за А. А. Налчаджяву, будем понимать такое состояние взаимоотношения личности и группы, когда личность без долгих внутренних и внешних конфликтов способна эффективно выполнять свою основную деятельность, при этом удовлетворяя как свои ведущие социогенные потребности, так и ролевые ожидания эталонной группы [4].

Один из подходов в исследовании социально-психологической адаптации связан с концепциями когнитивной психологии личности. Сторонники данного направления рассматривают процесс адаптации через призму трехчленной формулы: конфликт — угроза — реакции приспособления. Если личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации. Это расхождение (когнитивный диссонанс) переживается как состояние дискомфорта (угроза). Подобное переживание побуждает индивида к активности, направленной на устранение или уменьшение когнитивного диссонанса [6].

В данном процессе участвуют различные компоненты интеллекта, в том числе и эмоциональный. Одним из условий эффективной служебной деятельности сотрудников УИС является способность взаимодействовать человека с другими людьми, понимать свои эмоции, осознавать причины их возникновения, а также эмоции партнеров по общению, то есть сотрудник должен обладать эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект — это понятие, которое характеризует способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту [1].

В настоящее время наиболее популярны исследования посвященные влиянию эмоционального интеллекта на эффективное лидерство (Гоулман 2005; Cherniss, 2000; Кетс Де Врис, 2004; Журавлев, 1987; Белоконь, 2009), на выбор демократического стиля руководства (Егоров, 2007; Петровская, 2007; Панкова, 2010), на эмоциональное выгорание (Панкова, 2010).

Но при этом наблюдается дефицит исследований, посвященных поиску взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта с субъективными и с объективными показателями успешности социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности.

Е. В. Ерохина, проводившая исследования в данном направлении, установила, что существует специфическая взаимосвязь эмоционального интеллекта с таким показателем социально-психологической адаптации как субъективная оценка себя как успешного профессионала [2].

Т. А. Панкова в своем диссертационном исследовании, что наиболее адаптированными с точки зрения внешних критериев социально-психологической адаптации (оценки со стороны руководителей, включенность в общение и взаимодействие в коллективе) оказываются молодые специалисты со средним уровнем межличностного эмоционального интеллекта и молодые специалисты с низким или высоким внутриличностным эмоциональным интеллектом. Для социально-психологической адаптации, как по внутренним, так и по внешним показателям, молодому специалисту необходимо обладать средним уровнем межличностного эмоционального интеллекта и высоким уровнем внутри личностного эмоционального интеллекта. Таким образом, можно говорить о существовании адаптивного оптимума развития способностей к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями [7].

Далее нами анализировались работы посвященные специфики деятельности сотрудников УИС в свете изучаемой проблемы.

И. Н. Сафронова в своем диссертационном исследовании уточнила понятие адаптации сотрудников пенитенциарных учреждений в экстремальных условиях.

Она рассматривала данный феномен как постепенный процесс раскрытия индивидуального (духовного) потенциала сотрудника, связанного с его самореализацией, т. е. развитием умений: управлять своей психической жизнью; устанавливать позитивные отношения с осужденными и коллегами по работе; осуществлять самовоспитание и самосовершенствование всех сфер своего внутреннего мира; справляться с проблемами своего физического самочувствия [8].

В связи с тем, что психическая жизнь — это вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира, в том числе и эмоций, то указанная в работе И. Н. Сафроновой способность управлять своей психической жизнью в процессе адаптации включает в себя также и способность управлять своими эмоциями, т. е. эмоциональный интеллект.

Е. П. Кретова, рассматривавшая значение эмоционального интеллекта для процесса профессиональной адаптации молодых сотрудников уголовно — исполнительной системы, выявила, что такие составляющие эмоционального интеллекта как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей у молодых сотрудников имеет низкий уровень развития, самомотивация и эмпатия — средний уровень. Интергативный уровень эмоционального интеллекта у данной группы испытуемых низкий. Автором была выявлена прямая зависимость между доброжелательным отношением и эмоциональным интеллектом, самомотивацией. С точки зрения ученого, развитие эмоционального интеллекта у сотрудников уголовно-исполнительной системы позволяет активно обмениваться информацией, выделять значимую информацию и, как следствие, приводит к эффективной трудовой деятельности, а также к улучшению взаимоотношений на работе [3].

Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у различных категорий молодых сотрудников УИС, проведенный сотрудниками межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Новосибирской области, показал, что сотрудники отдела воспитательной работы более приспособлены к субъект — субъектным отношениям, чем сотрудники отдела безопасности. Им более свойственен эмоциональный самоконтроль, они более тщательно анализируют внешние и внутренние факторы.

Для женщин-сотрудников в большей степени, чем для мужчин, характерна эмпатия. Но при этом их эмоциональные проявление чаще оказывают негативное влияние на установление межличностных контактов.

Сотрудникам следственных изоляторов и исправительных колоний негативные эмоциональные проявления чаще мешают установлению контактов с людьми, чем сотрудникам воспитательных колоний.

В ходе исследования также было установлено, что наиболее успешные в профессиональном плане молодые сотрудники отличаются выраженной эмоциональной устойчивостью, они склоны к сильному контролю своих эмоций. Для них характерны проницательность, способность понимать мотивы действия других.

Для молодых сотрудников недостаточно эффективных в деятельности пенитенциарной системы, более характерно доминирование негативных эмоций, что приводит к восприятию действительности как отрицательной, сложной, что, в свою очередь, способствует эмоциональному выгоранию, а впоследствии может привести и к профессиональной деформации. Причиной возникновения проблем в установлении эмоциональных контактов у данной категории сотрудников является, во-первых, неумение управлять, а, во-вторых, дозировать эмоции. Одной из причин низкой эффективности деятельности сотрудников является неспособность понимать другого человека посредством эмоционального чувствования в его переживаниях.

Таким образом, проведенный теоретический анализ свидетельствует о том, что эмоциональный интеллект является важным фактором социально-психологической адаптации молодых сотрудников к профессиональной службе в УИС. Эмоциональный интеллект обеспечивает социально-психологической адаптации не только по внутренним, субъективным критериям, но и по внешним критериям. Не смотря на значимость рассматриваемой проблемы, она до сих пор не достаточно изучена, отсутствуют исследования влияния специфики деятельности в УИС на данную взаимосвязь, возможности влияние на социально-психологическую адаптацию путем повышения уровня эмоционального интеллекта. Следовательно, изучение роли эмоционального интеллекта в системе профессиональной адаптации сотрудника УИС является, на наш взгляд, перспективным направлением исследований, требующим дальнейшего теоретико-методологического и эмпирического обоснования, что, в свою очередь, дополнит арсенал практических средств в процессе психологического сопровождения профессиональной адаптации личности.

Литература:

1.         Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2008.- 478 c.

2.         Ерохина, Е. В. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности /Е. В. Ерохина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2001. — № 1. –С. 51–61

3.         Кретова, Е. П. Эмоциональный интеллект как фактор эффективной деятельности / Е. П. Кретова //Стратегии социализации молодежи в глобальном мире / Под ред. проф. В. Н. Белова. — Саратов: Издат. центр «Наука», 2011. — С. 127–128.

4.         Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии)/ А. А. Налчаджян. — Ереван: АН АрмССР, 1988. — 69 с.

5.         Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Социально-психологическая компетентность сотрудников УИС» /под. редакцией Е. Е. Калистратовой. — Новосибирск: ГУФСИН России по Новосибирской области, 2006. — 160с.

6.         Ошурикова, Н. А. Динамика социально-психологической адаптации: Дисс. … канд. психол. наук/ Н. А. Ошурикова. — М. 1995. — 167 с.

7.         Панкова, Т. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности социально-психологической адаптации молодых специалистов / Т. А. Панкова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. — Москва: ООО «Издательство Солитон», 2011. — № 4(18). — Шифр Информрегистра: 0421100116/0039. — Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n4–18/522-pankova18.html

8.         Сафронова И. Н. Адаптация сотрудников пенитенциарной системы к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Дисс…. к. псих. наук/ И. Н. Сафронов. — Томск, 2002. -164 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, социально-психологическая адаптация, сотрудник, психическая жизнь, эмоция, когнитивный диссонанс, межличностный эмоциональный интеллект, процесс адаптации, уголовно-исполнительная система, эмоциональное выгорание.


Похожие статьи

Теоретико-методологические основы исследования этнополитики и государственной безопасности в пограничном пространстве

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Исследование организационно-педагогических условий вуза, способствующих эффективности процесса формирования социального здоровья студенческой молодёжи

Изученность проблемы социально-психологической оценки коллектива в психологии труда, педагогике и социальной психологии

Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

Психолого-педагогические аспекты проблемы успешности студентов педагогического колледжа

Теоретическое обоснование методического подхода к оценки экономико-инновационной эффективности

Похожие статьи

Теоретико-методологические основы исследования этнополитики и государственной безопасности в пограничном пространстве

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Исследование организационно-педагогических условий вуза, способствующих эффективности процесса формирования социального здоровья студенческой молодёжи

Изученность проблемы социально-психологической оценки коллектива в психологии труда, педагогике и социальной психологии

Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

Психолого-педагогические аспекты проблемы успешности студентов педагогического колледжа

Теоретическое обоснование методического подхода к оценки экономико-инновационной эффективности

Задать вопрос