Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Малютина, Е. В. Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме / Е. В. Малютина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2245/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье анализируется исследовательская работа по проверке организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме.

In article research work on check of organizational and pedagogical conditions of formation of the image I the child of preschool age in society is analyzed.

Ключевые слова: образ Я ребенка, формирование образа Я, организационно-педагогические условия.

Key words: image I child, formation of the image I, organizational and pedagogical conditions.

Изучение процесса формирования и развития образа Я еще не стало предметом изучения дошкольной педагогики, не смотря на то, что в практике ощущается потребность в такого рода исследованиях. Примером тому являются появившиеся образовательные программы для дошкольников, в которых в разной содержательной степени представлен материал по самопознанию. Однако методы, которые предлагаются авторами для реализации задач самопознания, остаются традиционными, недостаточно учитывающими возрастные особенности дошкольников, связанных с ориентацией ребенка на себя. Отсюда возникает множество проблем, в том числе проблемы межличностного взаимодействия педагога и детей, что и обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне. На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что в силу своих возрастных особенностей, дошкольнику трудно объяснить свое эмоционально-психологическое состояние, и в большинстве случаев, воспитатель не способен вести с ребенком диалог по поводу его переживаний. В связи с этим актуальна идея развития образа Я дошкольника на основе ситуаций, которые будут проектироваться в педагогическом пространстве дошкольного учреждения. Развитие образа Я ребенка дошкольного возраста требует новых подходов и форм работы, ориентирующих процесс на раннюю социализацию.

На основе анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме. Мы предположили, что для разработки и претворения в жизнь организационно-педагогических условий формирования у дошкольников образа Я в социуме, необходима реализация следующих организационно-педагогических условий: обеспечение учета структуры формирования образа Я ребенка дошкольного возраста; организация занятий с детьми, направленных на познание самого себя и развитие способностей к рефлексии; создание элементов среды, вызывающих и поддерживающих интерес ребенка к самопознанию; понимание образа Я ребенка, как стержневого компонента целостного развития личности в дошкольном возрасте, включающего совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов взаимодействия с социумом.

Данная работа будет эффективна при тесном взаимодействии педагогов, психологов, родителей, воспитателей и других специалистов, работающих с данной возрастной категорией. Для подтверждения данного теоретического предположения потребовалось проведение опытно-экспериментальной работы. С этой целью мы обратились к одному из основных и наиболее надежных методов научного познания в педагогике – педагогическому эксперименту. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в период с 2009 по 2011 год. В работе приняли участие 40 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Логика опытно-экспериментальной работы позволила определить в ней следующие этапы:

Первый этап (констатирующий) был посвящен формулировке цели и задач опытно-экспериментальной работы, изучению процесса формирования и развития образа Я дошкольников, проведению этапа диагностики сформированности образа Я старших дошкольников, с целью выбора организационно-педагогических условий формирования образа Я, анализ и обсуждение результатов диагностики. Второй этап (внедренческий) был связан с обоснованием содержания организационно-педагогических условий формирования образа Я, а также с проведением формирующего этапа экспериментальной работы по реализации программы. На третьем этапе (обобщающем) была проведена обработка полученных результатов, их сравнение с положениями гипотезы, обобщение материалов исследования и формулирование выводов о состоятельности выдвинутых положений.

На протяжении всей опытно-экспериментальной работы нами применялись следующие методы исследования: анализ передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, экспертная оценка, самооценка, методы математической статистики, обобщение результатов. С целью определения исходного уровня сформированности образа Я старших дошкольников было проведено исследование 40 детей в ДОУ № 332. Целью проведения диагностики является определение дальнейших направлений работы с данной группой детей и оценка эффективности организационно-педагогических условий формирования образа Я. Для педагогической диагностики образа Я старших дошкольников нами были выделены критерии и показатели в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности образа Я старших дошкольников

Критерии

Показатели

Наличие представлений о себе

Внешний вид, интересы, способности, особенности характера, желания и предпочтения, чем любит заниматься

Самооценка

Я – самый лучший; Я – хороший; Я – плохой


Для каждого из этих критериев мы разработали уровни показателей в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика уровней развития образа Я

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Наличие представлений о себе

Четкое, адекватное осознание и способность легко и правильно охарактеризовать

свои особенности

Частичное

осознание и способность частично,

правильно охарактеризовать свои особенности

Неспособность охарактеризовать свои особенности


Самооценка

Правильная оценка своих качеств, поступков, поведения, и в соответствии с этим адекватное отношение к себе

Правильная оценка части своих качеств, поступков, поведения, и в соответствии с этим не всегда адекватное отношение к себе

Неправильная оценка своих качеств, поступков, поведения, и в соответствии с этим не адекватное отношение к себе

Для проведения констатирующего эксперимента были выбраны следующие методики: изучение наличия представлений о себе – объектами внимания при изучении данного критерия являлись детские рисунки: автопортрет, моя семья, мой мир; беседа с детьми: «Расскажи, какой ты». При изучении наличия представлений о себе детям дается серия заданий по описанию самих себя. Ребенку предлагают рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе. Затем, задают вопросы, используя рисунки: «Чем ты похож и чем отличаешься от остальных?» Данная методика позволяет определить наличие сформированности представлений о себе. Полученные результаты фиксируются в таблице, учитывается характер ответа.

Методика изучения уровня самосознания «О желаниях и предпочтениях». Для проведения исследования были подобраны вопросы для личностной беседы с детьми о желаниях и предпочтениях: «что ты любишь больше всего на свете? Чем ты бы стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все? Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь. Расскажи, что ты больше всего не любишь. Тебе, все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить? В какой деятельности ты наиболее успешен? Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?». Эксперимент проводился индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформлялись в таблицу.

Методика исследования самооценки «Лесенка» по Т.Д. Марцинковской, рисунок 1.


Рис 1. «Лесенка»

Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

Данная методика направлена на изучение сформированности образа Я и самооценки, помогающая выяснить отношение ребенка к себе. Ребенку предлагали «Лесенку» и давали следующую инструкцию: «На этой «Лесенке» – все люди на свете: от плохих до самых лучших (движение рукой снизу вверх). На самом верху находятся все самые лучшие люди на свете, в самом низу – плохие, посередине – хорошие (средние). На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?». После того как ребенок сделал выбор, спрашивали: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким?». Результаты, полученные в ходе эксперимента, оформлялись в таблицу.

В констатирующем эксперименте по изучению наличия представлений о себе и самооценки, участвовало 40 детей из двух старших групп. 20 детей – экспериментальная группа и 20 детей – контрольная группа. Мы выяснили с помощью диагностик исходный уровень сформированности наличия представлений о себе и самооценки старших дошкольников. По результатам диагностик видно, что на начало эксперимента были подобраны однородные группы, так как по показателям существенных различий не наблюдается.

При проведении методики направленной на изучение наличия представлений о себе, в контрольной группе на констатирующем эксперименте были получены следующие результаты: 75% дошкольников подробно рассказывают по фотографиям, собственным рисункам о себе, правильно описывают себя; 5% дошкольников не совсем подробно, четко, могут рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе, они частично, не всегда правильно описывают себя; 35% дошкольников отвечая на вопросы, используя рисунки: «Чем ты похож и чем отличаешься от остальных?» Подробно, четко отвечают на вопросы, называют сходные и отличительные признаки; 55% дошкольников не совсем правильно могут ответить на поставленные вопросы; 10% дошкольников не могут справиться с данным заданием.

Результаты изучения наличия представлений в экспериментальной группе: 85% дошкольников подробно, четко, рассказывают по фотографиям, собственным рисункам о себе, правильно описывают себя; 10% дошкольников не совсем подробно, четко, могут рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе, они частично, не всегда правильно описывают себя; 25% дошкольников отвечая на вопросы, используя рисунки: «Чем ты похож и чем отличаешься от остальных?» Подробно, четко отвечают на вопрос, называют сходные и отличительные признаки; 40% дошкольников не совсем правильно могут ответить на поставленные вопросы; 35% дошкольников не могут справиться с данным заданием.

При проведении методики изучения уровня самосознания «О желаниях и предпочтениях» результаты контрольной группы показали, что многие вопросы вызвали затруднения у детей: 15% не справились со вторым вопросом, они молчали или отвечали «не знаю»; так же возникли сложности при ответе на третий вопрос, это 30%; четвертый вопрос 30%; пятый вопрос 25%; шестой вопрос 40%, и седьмой вопрос 35%.

Изучение самосознания в экспериментальной группе на констатирующем эксперименте показало, что многие вопросы вызвали затруднения у детей как и в контрольной группе: 25% детей не справились со вторым вопросом, они молчали или отвечали «не знаю»; так же возникли сложности при ответе на третий вопрос, это 25%; четвертый вопрос 20%; пятый вопрос 30%; шестой вопрос 35%, и при ответе на седьмой вопрос, это 30%.

При проведении методики «Лесенка» направленной на изучение самооценки ребенка, были получены следующие результаты в контрольной группе, дошкольники оценивают себя 75% – самый лучший, 25% – хороший, 0% –плохой. В экспериментальной группе дошкольники оценивают себя 70% – самый лучший, 30% – хороший, 0% –плохой.

Несмотря на то, что старшие дошкольники показали достаточно высокие результаты при изучении самооценки, при ответе на вопрос «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким?», 80% дошкольников отвечали, что они хотели ли бы быть такими. Это свидетельствует о том, что дети стремятся к идеалу, проявляют не столько знания о самом себе, а лишь формально желают быть лучше, чем они есть на самом деле.

Исходя из данных, полученных в ходе проведения констатирующего эксперимента, можно сделать следующие выводы: были определены критерии педагогических условий; были сформированы контрольная и экспериментальная группы среди детей; мы оценили уровень сформированности наличия представлений о себе и самооценки у детей старшего дошкольного возраста – результаты не оказались высокими, большинство детей имеют средний уровень сформированности, достаточно присутствует и низкий уровень. Мы выяснили, что у детей отмечается лишь формальное желание быть «Я – самый лучший», что в свою очередь свидетельствует об отсутствии рефлексии.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости работы по формированию наличия представлений о себе и необходимости развития рефлексивных навыков как средства повышения самооценки детей старшего дошкольного возраста.


Литература:
  1. Анастази, А.И. Психологическое тестирование / А.И. Анастази. – СПб.: Питер, 2009 – 324с.

  2. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р.Ф. Беляускайте // Психологическая диагностика, 2007. - №4 – 58-73с.

  3. Зинченко, В.П. Как помочь ребенку осознать себя. Рекомендации психологов колледжа Эльмира, Нью-Йорк (США) / В.П. Зинченко // Обруч, 1996.- № 1. 7-9с.

  4. Марцинковская, Т.Д. «Образ Я» в современном мире / Т.Д. Марцинковская // Мир психологии, 2004. - №4. – 142-149с.

  5. Слободчиков, И.М. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства / И.М. Слободчиков, О.И. Самуйлова // Психологическая наука и образование, 2004. - №1. – 18 – 21с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольник, контрольная группа, опытно-экспериментальная работа, экспериментальная группа, изучение наличия представлений, наличие представлений, рисунок, адекватное отношение, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Сравнительный анализ организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с расстройством аутистического спектра в инклюзивном классе в России и Германии

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства

Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия

Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Сравнительный анализ организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с расстройством аутистического спектра в инклюзивном классе в России и Германии

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве