Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 26.02.2016

Статья просмотрена: 681 раз

Библиографическое описание:

Шаповалова, О. М. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении / О. М. Шаповалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/746/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Обращаясь в экспериментальном исследовании к изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста, мы брали во внимание то:

 что проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения в настоящее время;

 что физическое развитие детей дошкольного возраста является обязательной составляющей работы в каждом дошкольном образовательном учреждении, содержание которой определено Федеральным государственным образовательным стандартом Дошкольного воспитания, примерной основной общеобразовательной программой «Истоки»; то есть каждый воспитатель, старший воспитатель, заведующий дошкольного образовательного учреждения должен быть компетентным в вопросах, которые обеспечивают воспитание здорового ребенка;

 что под понятием ценностей здорового образа жизни применительно к детям среднего дошкольного возраста в нашем исследовании мы понимаем не просто сумму усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, в которых дети могут оказаться. Поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Необходимо вскрыть механизмы включения воспитания здорового образа жизни в педагогический процесс детского сада, особенности взаимодействия педагога и ребенка в ходе его осмысленного освоения воспитанниками, определить методические основы сопровождения дошкольника, механизмы создания развивающей среды ДОУ, подходы к взаимодействию с семьей. Представляется значимым определить из числа внешних факторов развития такие, которые бы активизировали и инициировали внутренние потенции детской личности, содействуя эффективному решению обозначенной проблемы.

С учетом требований ФГОС ДО и программы «Истоки» выделим характеристики показатели физического развития дошкольника среднего дошкольного возраста в интересующем нас разделе.

Отношение ребенка данного возраста характеризуется тем, что интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения становится все более устойчивым, валеологическая компетентность все больше проявляется в самостоятельной деятельности. Дошкольник с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, радостно и доброжелательно общается со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, осознает себя, свои желания и потребности, направлен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям, их результату.

Ребенок пятого года жизни владеет элементарными навыками здорового образа жизни: соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.

Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий воспитания и развития ребенка.

При анализе работы воспитателей нам было важно установить следующее: ведется ли в саду работа по формированию ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста и по каким программам; как обращается внимание на содержательную сторону здорового образа жизни и в каких формах работы это отражается в годовом плане дошкольного учреждения, календарных планах работы воспитателей.

Анализ показал, что организация НОО в основном ведется по примерной основной общеобразовательной программой «Истоки» и ФГОС ДО. Педагоги в своей работе используют методические разработки Е. Ю. Александровой «Остров здоровья», Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой и др.

Необходимо было установить, как воспитатели в своей работе реализуют задачи формирования здорового образа жизни.

Проанализировав годовой план, мы выявили, что одна из задач — это задача по укреплению здоровья детей, направленная на развитие физической культуры и психологического здоровья в дошкольном учреждении. Просмотр календарных планов воспитателей показал, что развитие физической культуры выполняется в достаточном объеме: планируются занятия по физической культуре, физкультурные паузы, гимнастика пробуждения и другие виды деятельности.

Работа по формированию ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста реализуется в процессе НОО, утренних беседах, игровой деятельности.

В групповой комнате оборудован физкультурный уголок, где находятся атрибуты для спортивных игр. В умывальной комнате висит плакат о пользе чистоты. В прихожей — плакат «Алгоритм одевания и раздевания» по которому дети учатся не только правильно одеваться и раздеваться, но и аккуратно складывать свои вещи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитатели уделяют внимание формированию у детей ценностей здорового образа жизни, планируют и организуют свою деятельность.

Для определения понимания воспитателями методических особенностей работы по формированию целостного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ мы провели анкетирование педагогов.

Анализ анкет показал, что большая часть педагогов, 60 % имеет представление о методах и приемах формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста. 80 % воспитателей определили данное направление работы как приоритетное в современных условиях. 40 % педагогов обращают внимание на индивидуальные особенности психического и физиологического развития детей. 70 % воспитателей считают, что сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни можно только при тесном взаимодействии с родителями.

Итак, на основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что воспитатели не до конца понимают важность и своевременность работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

В связи с этим организация условий воспитания и развития всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, состоянии развития детской деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности, характере его жизнедеятельности. Не является исключением организация методики формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста в детском саду. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика.

Цель диагностики: изучить особенности культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития.

Задачи диагностики:

1.Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

2.Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

3.Изучить особенности валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать:

 задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

 задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

 задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Для решения обозначенных задач использовался комплекс диагностических методов: наблюдение; беседы с детьми; диагностические игровые задания; проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; контент-анализ; анкетирование родителей и воспитателей.

К решению первых трех задач и на основе требований ФГОС ДО, программы «Истоки» и исследований В. А. Деркунской были выделены обобщенные критерии оценки ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного:

 интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни;

 адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения);

 самостоятельное применение валеологических знаний, умений, навыков ребенком в повседневной жизни, поведении.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения методической работы с детьми среднего дошкольного возраста с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в ДОУ, и они помогут нам спланировать работу.

Литература:

  1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. Вайнер Э. Н. М.: Флинта: Наука, 2005. — 416 с.
  2. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — с. 5–9.
  3. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 365 с.
  4. Колбанов, В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток: Дальнаука, 2006. — с.139–147.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, ребенок среднего, ценностное отношение, воспитатель, детский сад, задача, физическая культура, безопасное поведение, годовой план.

Похожие статьи

Формирование основ питания у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Похожие статьи

Формирование основ питания у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

Педагогический опыт по совершенствованию процесса воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада

Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников

Задать вопрос