Организация внедрения валеологической поддержки ребенка на основе новых Федеральных государственных требований с использованием диагностических методик | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Романова, Т. В. Организация внедрения валеологической поддержки ребенка на основе новых Федеральных государственных требований с использованием диагностических методик / Т. В. Романова, М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Т. Г. Журина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3429/ (дата обращения: 16.12.2024).

Новые федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию предполагают, что основная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) главных позиций, определенных Федеральными государственными стандартами.
Однако, кроме разработанной на основе требований ФГТ примерной основной общеобразовательной программы образования в любом дошкольном учреждении утверждаются и реализуются авторские общеобразовательные программы. Любая реализуемая программа в дошкольном учреждении направлена прежде всего на:
  • формирование общей культуры;
  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств
  • создание предпосылок для учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
Новые ФГТ и программы дошкольного образования предъявляют восемь основных требований.
Остановимся на трех из них:
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в области образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей главным образом определяет «Что делать?», в то время как предлагаемая нами методика образовательного процесса отвечает на вопрос «Как делать?».
Актуальность валеологического образования, формирование системы безопасности человека на современном этапе развития общества приобретает все большую значимость. Созданная концепция валеологической поддержки открывает новые возможности решения сложившихся теоретических проблем образования.
Провозглашение, становление и быстрое развитие валеологии потребовали поиска и разработки практических приемов и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Эти направления валеологии, получившие название валеопрактики оказались особенно важными для развития детей, т. е. на тех стадиях, когда организм наиболее чувствителен ко всем воздействиям среды и наиболее адекватен к выработке новых приспособительных реакций. Овладение приемами валеопрактики полезно и для взрослых в том числе для любого воспитателя. Оно необходимо не только как компонент совершенствования педагогического мастерства, но и как средство личного примера для подражания. Целью данной работы является подбор материалов, комплексов упражнений, направленных на развитие и внедрение методики основ валеологической поддержки, формирование личности ребенка, укрепление веры в его собственные силы и поддержка здоровья в процессе дошкольного образования. Задачей данной работы является разработка системы валеологической поддержки ребенка, внедрение в систему дошкольного образования методик подачи основ валеологических знаний по формированию здоровой личности.
Образно, говоря, предлагаемая система валеологической поддержки будет действовать под девизом «ОПРЕДЕЛИ, ПОМОГИ, НЕ НАВРЕДИ, ОЗДОРОВИ»
Модель организации образовательной деятельности с детьми предполагает как совместную так и самостоятельную деятельность. Совместная деятельность рассчитана на индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками как то:
  • субъективная (партнерская, равноправная) позиция взрослого и ребенка;
  • диалогическое (а не монологическое) общение взрослого с детьми;
  • продуктивное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • партнерская форма организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей…).
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды, которая:
  • обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
  • позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
  • позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать…) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослыми.
Все вышесказанное реализуется в таких видах детской деятельности как игровая, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение. В нашем дошкольном учреждении это отражено в комплексно-тематических планах ежемесячного планирования на год. Так как мы говорим о валеологической поддержке при формировании личности ребенка, то нам следует рассматривать такую область образовательной деятельности, как здоровье, основной целью которой является охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья. Задача педагога в данном случае — это сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Предлагаемый выше девиз «ОПРЕДЕЛИ, ПОМОГИ, НЕ НАВРЕДИ, ОЗДОРОВИ» предполагает постановку ряда подзадач, без решения которых невозможно внедрение определенных диагностических методик, объединенных под эгидой валеологического обследования:
  1. Рассмотрение условий, способствующих оптимальному сочетанию взаимодействия воспитатель — воспитанник, а так же развитию здоровья ребенка или мешающих им.
  2. Реализация на практике минимального объема знаний и умений, необходимых для создания здоровой личности ребенка.
  3. Разъяснение простейших приемов для формирования навыков и умений по управлению чувствами, умом и телом.
  4. Определение оптимальной методики подачи первичных знаний для коррекции поведения ребенка, находящегося в пограничном состоянии или относящегося к группе риска.
В программе занятий предусматривается организация бесед на этико-нравственные темы, что способствует правильному формированию личности ребенка. Для проведения эффективной, целенаправленной работы с детьми и конкретной валеологической поддержки необходимо осуществлять диагностические исследования с целью изучения личностной сферы ребенка, а именно личностных характеристик, которые составляют понятие индивидуальности и познавательности. С учетом анализа межличностных отношений с окружающими людьми можно сделать выводы о правильном формировании своеобразных навыков общения у каждого из детей. Полученные результаты исследования используются при определении и составлении содержания занятий с детьми.
В основу работы при проведении анализа были заложены тесты:
  1. Определение психологической комфортности, авторов: Лисиной Е. А., Борисовой А. Ю. Используя тест «комфортность» можно определить некоторые проблемы детей, в решении которых им требуется наша помощь. Эти проблемы отличны. Кому-то нужно создать более тёплую атмосферу психологического микроклимата дома, кому-то необходима помощь педагога. Результаты тестирования заносятся в специальные таблицы экспресс — оценки здоровья детей
  2. Тест тревожности, авторы американские психологи Р.Тэммл, М.Дорки и В.Алин.
Задача метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.
При изучении взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, различных форм поведения, характерных для него в тех или иных ситуациях, распознавание трудностей, которые возникают во взаимодействии с окружающими, существенную помощь могут оказать родители.
Родителям можно предложить:
  • заполнить анкету с вопросами, которые касаются личностных особенностей ребенка. Если на каждый вопрос дан положительный ответ, то можно отметить, что родители хорошо воспитывают ребенка и адаптируют его к жизни;
  • ответить на тест по определению темперамента собственного ребенка, в котором указаны 9 параметров характера, каждый из них может быть представлен по системе от 1 до 5 баллов, от слабой реакции (1) до сильной (5). Просматривая характеристики, родители выделяют наиболее типичную и естественную степень реакции ребенка. Этот анализ позволяет выделить стиль поведения ребенка в той или иной ситуации, его реакцию, а так же планировать успех в его действиях.
Валеологическая поддержка психофизического здоровья детей продолжает обогащаться новыми системами знаний, умений и методик доведения её до ребёнка.
Разработанные и опробированные системы валеологической поддержки ребёнка показывают довольно позитивные результаты. Тем самым, с учетом внедрения новых ФГТ к дошкольному образованию, повышается эффективность образовательного процесса, его целостность и направленность.
Внедрение в систему дошкольного образования методики подачи основ валеологических знаний дают функциональный инструмент в руки педагога. Валеологическая поддержка психофизического состояния детей позволяет в рамках валеологии осуществлять работу в следующих направлениях:
  1. Воспитание гражданина, созидающего здоровье, побеждающего недуги и недостатки, организующего правильную плодотворную, счастливую и долгую жизнь;
  2. Коррекция психосоматического статуса и личностных особенностей, мешающих во всех сферах деятельности;
  3. Самосовершенствование через восприятие основ саморегуляции;
  4. Профилактика заболеваний, воспитание устойчивости к девиантному поведению и акцент на неприятие вредных привычек, опасных для жизни соблазнов.
Каждый педагог, владеющий системой валеологической поддержи, вооружен знаниями и умениями, которые позволяют ему стать центральной фигурой в разноплановом оздоровлении воспитанников: нравственном, психическом, психосоматическом, физическом.
Внедрение предлагаемых нами приёмов и диагностик валеологической поддержки, дают возможность педагогу обеспечить оздоровительный процесс детей путём активизации всех детских усилий, навыков и знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательный процесс, ребенок, дошкольное учреждение, образовательная деятельность, поддержка, самостоятельная деятельность, совместная деятельность, укрепление здоровья детей, формирование личности ребенка.

Похожие статьи

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий

Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий

Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику

Работа с педагогическими кадрами «Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС