- Новые федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию предполагают, что основная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) главных позиций, определенных Федеральными государственными стандартами.
- Однако, кроме разработанной на основе требований ФГТ примерной основной общеобразовательной программы образования в любом дошкольном учреждении утверждаются и реализуются авторские общеобразовательные программы. Любая реализуемая программа в дошкольном учреждении направлена прежде всего на:
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств
- создание предпосылок для учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
- Новые ФГТ и программы дошкольного образования предъявляют восемь основных требований.
- Остановимся на трех из них:
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в области образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей главным образом определяет «Что делать?», в то время как предлагаемая нами методика образовательного процесса отвечает на вопрос «Как делать?».
- Актуальность валеологического образования, формирование системы безопасности человека на современном этапе развития общества приобретает все большую значимость. Созданная концепция валеологической поддержки открывает новые возможности решения сложившихся теоретических проблем образования.
- Провозглашение, становление и быстрое развитие валеологии потребовали поиска и разработки практических приемов и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Эти направления валеологии, получившие название валеопрактики оказались особенно важными для развития детей, т. е. на тех стадиях, когда организм наиболее чувствителен ко всем воздействиям среды и наиболее адекватен к выработке новых приспособительных реакций. Овладение приемами валеопрактики полезно и для взрослых в том числе для любого воспитателя. Оно необходимо не только как компонент совершенствования педагогического мастерства, но и как средство личного примера для подражания. Целью данной работы является подбор материалов, комплексов упражнений, направленных на развитие и внедрение методики основ валеологической поддержки, формирование личности ребенка, укрепление веры в его собственные силы и поддержка здоровья в процессе дошкольного образования. Задачей данной работы является разработка системы валеологической поддержки ребенка, внедрение в систему дошкольного образования методик подачи основ валеологических знаний по формированию здоровой личности.
- Образно, говоря, предлагаемая система валеологической поддержки будет действовать под девизом «ОПРЕДЕЛИ, ПОМОГИ, НЕ НАВРЕДИ, ОЗДОРОВИ»
- Модель организации образовательной деятельности с детьми предполагает как совместную так и самостоятельную деятельность. Совместная деятельность рассчитана на индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками как то:
- субъективная (партнерская, равноправная) позиция взрослого и ребенка;
- диалогическое (а не монологическое) общение взрослого с детьми;
- продуктивное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- партнерская форма организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей…).
- Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды, которая:
- обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
- позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
- позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать…) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослыми.
- Все вышесказанное реализуется в таких видах детской деятельности как игровая, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение. В нашем дошкольном учреждении это отражено в комплексно-тематических планах ежемесячного планирования на год. Так как мы говорим о валеологической поддержке при формировании личности ребенка, то нам следует рассматривать такую область образовательной деятельности, как здоровье, основной целью которой является охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья. Задача педагога в данном случае — это сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Предлагаемый выше девиз «ОПРЕДЕЛИ, ПОМОГИ, НЕ НАВРЕДИ, ОЗДОРОВИ» предполагает постановку ряда подзадач, без решения которых невозможно внедрение определенных диагностических методик, объединенных под эгидой валеологического обследования:
- Рассмотрение условий, способствующих оптимальному сочетанию взаимодействия воспитатель — воспитанник, а так же развитию здоровья ребенка или мешающих им.
- Реализация на практике минимального объема знаний и умений, необходимых для создания здоровой личности ребенка.
- Разъяснение простейших приемов для формирования навыков и умений по управлению чувствами, умом и телом.
- Определение оптимальной методики подачи первичных знаний для коррекции поведения ребенка, находящегося в пограничном состоянии или относящегося к группе риска.
- В программе занятий предусматривается организация бесед на этико-нравственные темы, что способствует правильному формированию личности ребенка. Для проведения эффективной, целенаправленной работы с детьми и конкретной валеологической поддержки необходимо осуществлять диагностические исследования с целью изучения личностной сферы ребенка, а именно личностных характеристик, которые составляют понятие индивидуальности и познавательности. С учетом анализа межличностных отношений с окружающими людьми можно сделать выводы о правильном формировании своеобразных навыков общения у каждого из детей. Полученные результаты исследования используются при определении и составлении содержания занятий с детьми.
- В основу работы при проведении анализа были заложены тесты:
- Определение психологической комфортности, авторов: Лисиной Е. А., Борисовой А. Ю. Используя тест «комфортность» можно определить некоторые проблемы детей, в решении которых им требуется наша помощь. Эти проблемы отличны. Кому-то нужно создать более тёплую атмосферу психологического микроклимата дома, кому-то необходима помощь педагога. Результаты тестирования заносятся в специальные таблицы экспресс — оценки здоровья детей
- Тест тревожности, авторы американские психологи Р.Тэммл, М.Дорки и В.Алин.
- Задача метода: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
- Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.
- При изучении взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, различных форм поведения, характерных для него в тех или иных ситуациях, распознавание трудностей, которые возникают во взаимодействии с окружающими, существенную помощь могут оказать родители.
- Родителям можно предложить:
- заполнить анкету с вопросами, которые касаются личностных особенностей ребенка. Если на каждый вопрос дан положительный ответ, то можно отметить, что родители хорошо воспитывают ребенка и адаптируют его к жизни;
- ответить на тест по определению темперамента собственного ребенка, в котором указаны 9 параметров характера, каждый из них может быть представлен по системе от 1 до 5 баллов, от слабой реакции (1) до сильной (5). Просматривая характеристики, родители выделяют наиболее типичную и естественную степень реакции ребенка. Этот анализ позволяет выделить стиль поведения ребенка в той или иной ситуации, его реакцию, а так же планировать успех в его действиях.
- Валеологическая поддержка психофизического здоровья детей продолжает обогащаться новыми системами знаний, умений и методик доведения её до ребёнка.
- Разработанные и опробированные системы валеологической поддержки ребёнка показывают довольно позитивные результаты. Тем самым, с учетом внедрения новых ФГТ к дошкольному образованию, повышается эффективность образовательного процесса, его целостность и направленность.
- Внедрение в систему дошкольного образования методики подачи основ валеологических знаний дают функциональный инструмент в руки педагога. Валеологическая поддержка психофизического состояния детей позволяет в рамках валеологии осуществлять работу в следующих направлениях:
- Воспитание гражданина, созидающего здоровье, побеждающего недуги и недостатки, организующего правильную плодотворную, счастливую и долгую жизнь;
- Коррекция психосоматического статуса и личностных особенностей, мешающих во всех сферах деятельности;
- Самосовершенствование через восприятие основ саморегуляции;
- Профилактика заболеваний, воспитание устойчивости к девиантному поведению и акцент на неприятие вредных привычек, опасных для жизни соблазнов.
- Каждый педагог, владеющий системой валеологической поддержи, вооружен знаниями и умениями, которые позволяют ему стать центральной фигурой в разноплановом оздоровлении воспитанников: нравственном, психическом, психосоматическом, физическом.
- Внедрение предлагаемых нами приёмов и диагностик валеологической поддержки, дают возможность педагогу обеспечить оздоровительный процесс детей путём активизации всех детских усилий, навыков и знаний.
-