Студенческий возраст очень важен для становления личности будущего профессионала. Именно в этот период у человека появляется возможность узнать тонкости своей будущей профессиональной деятельности, и вместе с этим развить себя как личность, открыть ранее неосознанные ресурсы. Однако, одним студентам это удается сделать, а другим нет. Причин столь разных результатов много, из них не последнюю роль играет такой феномен как «успешность». Ощущение себя успешным в любом виде деятельности придает человеку внутренние силы и вызывает желание двигаться дальше, самосовершенствоваться. В этой связи большое значение имеет то, в какой мере студент, овладевая основами будущей профессиональной деятельности, ощущает себя успешным, а значит, насколько полно он реализует в это время свои потенциальные способности. Понятие «успешность» достаточно неоднозначное и требует всестороннего и углубленного изучения.
Изучением разных аспектов проблемы успешности занимались такие ученые как Гришин В. В. (социологический аспект), Розенберг Н. В. (философский аспект), Бороздина Л. В. (исследование уровня притязаний), Петренко В. Ф. и Лыбина Е. В. (анализ восприятия образа успешного человека), Трубецкая Г. В. и Спиваковская А. С. (феномен страха успеха).
В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности [6].
В педагогике «успешность» чаще всего рассматривается как синоним понятия «успеваемость», которая понимается как «степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности» [1]. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно установили логическую взаимосвязь между понятиями «успешность» и «успешность обучения». Например, такие ученые как Г. Д. Кириллова и Е. И. Казакова «успешность» определяют как «особое эмоциональное состояние ученика, выражающееся в личном отношении к деятельности или ее результатам» [4]. Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов рассматривают успешность обучения в ее соотнесении с эффективностью и качеством обучения.
При изучении концептуальных основ педагогики успеха, в центре нашего внимания оказались идеи гуманистической педагогики (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Сухомлинский и другие), признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
Кроме того, в понятие «успешность» вкладывается еще и социальный контекст. Ивашкин А. Г. определяет ее как «сложный социально-психологический феномен, проявляющийся в поведении и деятельности человека, детерминированный субъективными и объективными качествами» [4]. Он приходит к выводу, что достижение успеха в поведении и деятельности неразрывно связано с эффективным процессом социальной адаптации, самореализации личности и её самоутверждения в социуме.
В зарубежной психологии данное понятие также рассматривается с разных сторон. К. Левин изучал успех в контексте проблемы целеполагания личности. Его ученики Ф. Хоппе, М. Юкнат основное внимание уделялось изучению роли успеха и неудачи в конкретной деятельности, зависимости динамики деятельности от наличия — отсутствия успеха, а так же связи успеха с притязанием, трудностью задач, самооценкой (уровнем «Я») личности [5].
Таким образом, в современной психолого-педагогической науке нет единого подхода к определению понятия «успешности» и ее критериев. Успешность человека в целом, а так же успешность в обучении требует от исследователей комплексного и глубокого ее изучения, т. к. она, с одной стороны, является условием осознанной, целенаправленной деятельности, а с другой, ее отсутствие способно стать причиной неэффективности любой деятельности человека.
В этой связи нам хотелось бы рассмотреть более подробно успешность в контексте личностных особенностей такой возрастной группы как студенчество. Это обусловлено тем, что личность молодого человека 18–24 года (студенческий возраст) характеризуется активным развитием нравственных и эстетических чувств, становлением и стабилизацией характера, овладением полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально- трудовых и др. Происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, становление характера и интеллекта.
Смирнов С. Д., в своей работе выделил следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на успешность студентов: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора учебного заведения; адекватность исходных представлений о специфике обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов [7].
Итак, успешность студентов рассматривается в двух аспектах. В узком смысле успешность студентов является синонимом хорошего обучения в сузе. Здесь ее необходимо рассматривать в комплексе с такими понятиями как «мотивация учения», «успеваемость», «обучаемость». В частности, под обучаемостью подразумеваются личностные особенности (гибкость, мотивация деятельности, и т. п.) и интеллектуальный уровень развития человека.
Исследования советских и зарубежных психологов (А. Н. Леонтьев, Л. Н. Божович, П. М. Якобсон, В. Оконь и др.) показали, что гармоничное развитие личности учащегося невозможно без положительной мотивации. К положительным мотивам учения относятся: чувство долга, понимание значимости овладения профессией, интерес к учебе и отдельным предметам, удовлетворение от познания нового материала, решения сложных задач. Таким образом, при данном подходе успешность студентов включает в себя как уровень интеллектуального развития и специальных способностей, так и интересы, мотивы, направленность личности и т. п. [3].
В широком смысле, успешность рассматривается как целостная личностная характеристика, тесно связанная с такими понятиями как «самосознание», «самореализация», «самооценка». При таком подходе студенты оценивают себя как успешную или неуспешную личность не только исходя из собственных академических достижений, но и при этом включают ощущение собственной ценности в системе социальных отношений, степень удовлетворения своих потребностей.
Рассматривая самооценку как один из центральных элементов в структуре самосознания личности, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович можно сделать вывод, что студенты, зарекомендовавшие себя невысоко в учебной деятельности, отличаются также некритическим подходом к оценке своих основных социально-психологических свойств, стремлением завысить их характеристику [3].
Структура успешности обучения студентов педагогического колледжа специальности «Преподавание в начальных классах» включает мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты:
- мотивационно-ценностный компонент: наличие устойчивой мотивации к, выполнению будущей профессиональной деятельности профессиональной автономности, личностной заинтересованности в использовании в учебно-профессиональной деятельности;
- когнитивный компонент: наличие теоретических знаний по дисциплинам психолого-педагогического цикла, знание методики преподавания в начальной школе;
- операционно-деятельностный компонент: владение современными образовательными технологиями, информационными и коммуникационными технологиями, реализация потенциальных возможностей и способностей личности на основе самообразования.
Исследование, проведённое на базе КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж» имело целью определить динамику успешности по трём компонентам. В исследовании приняли участи студенты специальности «Преподавание в начальных классах» 1–3 курсов.
Успешность обучения студентов характеризуется динамикой отношения студентов к самому процессу обучения и удовлетворенности от него и проявляется:
1) в достижении результатов обучения — профессионально — ориентированных знаний, умений;
2) в динамике мотивационных оснований учебной деятельности, в переходе от состояния «боязнь неуспеха», к состоянию «стремление к успеху» — 80 %.
Причём, данный переход отмечается в большей степени к середине второго курса, когда студенты активно включаются в производственную практику, что связано с осознанием специфики педагогической профессии и повышением личной ответственности за осуществление педагогической деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент характеризуется устойчивой мотивацией к выполнению будущей профессиональной деятельности: обучения и воспитания, профессиональной автономностью, профессионально-личностной заинтересованностью у 78 % студентов. Установлена закономерность, чем осознаннее был выбор профессии, тем успешнее ощущает себя студент, и наоборот.
Когнитивный компонент, кроме наличия теоретических знаний по дисциплинам, включает в себя знания: методики преподавания в начальной школе, путей совершенствования профессиональных знаний и умений, интегративных связей с другими дисциплинами. Сегодня сама специфика построения учебных планов по специальности предполагает междисциплинарный подход, который направлен на формирование умений студента интегрировать знания из различных областей.
Операционно-деятельностный компонент выражает степень владения профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления разных видов педагогической деятельности, умение самостоятельно выстраивать траекторию личностного и профессионального самосовершенствования.
Педагогические условия, обеспечивающие результативность формирования успешности обучения студентов специальности «Преподавание в начальных классах в полной мере способствуют развитию студентов как субъектов продуктивной учебно-профессиональной деятельности на основе решения практико-ориентированных задач. Применение активных и интерактивных форм и методов в процессе обучения, способствуют динамике отношения студентов к процессу и результату обучения. Активное включение студентов во внеурочную деятельность также способствует росту самооценки, а следовательно позволяют формировать успешность.
Подводя итог, можно утверждать, что одной из важнейших жизненных ценностей любого человека является ощущение себя успешным (социально, профессионально и т. п.). Бесспорно, показателем компетентности будущего специалиста является наличие в структуре личности студента такого психологического феномена как «успешность». Человек не может состояться как профессионал, не ощущая себя успешным в той деятельности, которой он занимается.
Литература:
1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. -135 с.
2. Гагарина К. Е., Николаев Е. В. Психологические аспекты успешности личности студентов ВУЗа //Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 5. С. 26–27.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические особенности основных видов деятельности студентов. Минск: БГУ им. В. И. Ленина, 1987.- 247 с.
4. Ивашкин А. Г. Психологические основы профессиональной успешности личности муниципального руководителя: Автореферат д.психол.н: 19.00.01. Ставрополь, 2008.- 43 с.
5. Курапова Т. Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе// Электронный ресурс. URL: www.jurnal.org›articles/2010/ped36.html.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 22 — е изд., стер. М.: Русский язык, 1990. 921 с.
7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие. М.: Академия, 2001. — 304 с.