Психолого-педагогические аспекты развития речи обучающихся с ЗПР через арт-технологии
Авторы: Власова Наталья Владимировна, Гусейнова Марина Фахраддиновна, Васильева Людмила Михайловна, Иванова Алла Владимировна, Скобелева Светлана Сергеевна, Пушкова Татьяна Юрьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XLIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)
Дата публикации: 01.02.2023
Статья просмотрена: 71 раз
Библиографическое описание:
Психолого-педагогические аспекты развития речи обучающихся с ЗПР через арт-технологии / Н. В. Власова, М. Ф. Гусейнова, Л. М. Васильева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/477/17758/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие речи является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте.
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит его возможность познавать мир и полноценно общаться с детьми и взрослыми.
Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку — речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.
Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика — показатель его умственного развития.
У большинства школьников с задержкой психического развития (ЗПР), имеются разнообразные нарушения речи — несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи [3, с.94].
Причины этих нарушений различны, и, к сожалению, за последние десятилетия идет тенденция к увеличению количества детской речевой патологии. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Это не лучшим способом сказывается на усвоении школьной программы.
Следовательно, необходим специально организованный психолого-педагогический процесс, который будет предусматривать устранение нарушений речи.
Подход к развитию речи младших школьников и детей среднего звена должен быть комплексным, обязательно включать совместную работу специалистов, только в этом случае можно добиться положительных результатов.
Развитие речи детей, их мыслительной деятельности тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. «Источники способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»- писал В. А. Сухомлинский [5].
Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат ребенка, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику [4].
В специальной литературе последних лет работа по формированию и совершенствованию движений тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Использование специальных упражнений позволяет решить следующие задачи:
развивать речевые умения и навыки;
активизировать познавательные интересы;
способствовать повышению речевой активности.
Развитие мелкой моторики является стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Одним из эффективных методов работы в данном направлении, признанным сегодня традиционной медициной и педагогикой, считается арт — технология. Арт-технологии — это научно-педагогические технологии, основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе. В педагогическом контексте использования арт-технологий обычно говорят об арт-педагогике — обучении и воспитании средствами различных видов искусства [2, с.95].
Таким образом, арт-технологии — способы решения задач или проблем с помощью искусства. Через пластичные (фотография, лепка, резьба), динамические (музыка, литература) и зрелищные (театр, цирк, хореография) виды искусства специалисты предупреждают проблемы и решают сложные задачи. Применение арт-педагогических методов способствует преодолению речевых недостатков, позволяя максимально использовать компенсаторные возможности каждого ребенка [1, с.108].
Представленный педагогический опыт заключается в том, что работа по развитию речи школьников с ЗПР проводится комплексно, совместно с разными специалистами.
Психолог и логопед проводят диагностическую работу, на основе результатов которой выстраивают проведение коррекционно-развивающих занятий. Учителя начальных классов и учителя- предметники включают в структуру уроков по разным предметам и внеурочным занятиям элементы арт-технологий, учителя технологии активно используют лепку, пластилинографию, песочную терапию в сочетании с другими арт-педагогическими методами.
Благодаря работе Школы наставников, созданной в рамках муниципального кластерного проекта «Мой первый учитель», в котором задействованы учебные заведения Старорусского, Парфинского, Волотовского, Поддорского и Холмского районов, студенты — будущие учителя начальных классов имеют возможность учиться под руководством персональных наставников, погружаться в профессию, начиная уже с первого курса. Взаимодействуя с младшими школьниками и с детьми среднего звена в коррекционных классах, под руководством и контролем наставников, студенты также применяют арт-педагогические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Таким образом, актуальность педагогического опыта заключается и в том, что он позволяет организовать в занимательной форме коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими речевые нарушения, комплексно, задействовав разных специалистов и даже студентов, получающих профессию учителя с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования.
Литература:
1 Арт-педагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для среднего профессионального образования/ Е. А. Медведева [и др.]; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5-534–07554–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515727 (дата обращения: 04.01.2023).
2 Афанасьева А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием, ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. 2016. С. 94–98.
3 Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 218. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5-534–13059–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518654 (дата обращения: 10.01.2023).
4 Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.
5 Ибрагимова, Г. Г. Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития / Г. Г. Ибрагимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 748–751. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20185/ (дата обращения: 12.01.2023).