Социально-психологические аспекты личностного отношения к детям
Автор: Скрипкина Надежда Витальевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 07.02.2015
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Скрипкина, Н. В. Социально-психологические аспекты личностного отношения к детям / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7316/ (дата обращения: 16.11.2024).
Представление о ребенке и отношение к нему является внутренней основой воспитания, которая реализуется через воспитательные воздействия и способы общения с ребенком. Каждый родитель при выборе воспитательных воздействий руководствуется то интуицией, то любовью к ребенку, то обыденным опытом, реже — научным знанием [2].
Различные компоненты родительского отношения образуют устойчивое сочетание в поведении родителя и изучаются в литературе в рамках детско-родительских отношений. Родительское отношение определяется как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [1].
Кузьменкова О. В. и Скрыбченко М. А. провели сравнительный анализ родительских и педагогических установок и выявили, что наличие родительского опыта делает педагогическую установку эмоционально более насыщенной и тормозит влияние профессиональных деформаций на личность учителя [2].
Современное общество возлагает большие надежды на семью, как на главный источник воспитания и обучения ребенка. Ответственность за обучение и воспитание детей в большей мере возложена на плечи родителей, поскольку семья является первым социализирующим институтом личности ребенка. Специфика личностного отношения к детям, как родителей, так и педагогов, является ведущим фактором в организации эффективного воздействия на личность ребенка. Поэтому в своей работе, наряду с изучением личностного отношения педагогов к детям, мы рассмотрим подобную специфику и у родителей, не относящихся к педагогической профессии.
Целью нашего исследования является ответ на вопрос: как влияют на характер личностного отношения к детям такие факторы, как семейное положение и родительский опыт (наличие в семье детей). Мы сравнили установки на детей у родителей-педагогов и родителей, не занимающихся педагогической деятельностью, а также установки на детей у педагогов-родителей и педагогов, не имеющих родительского опыта. При обработке результатов исследования учитывались такие данные, как семейное положение (замужем — не замужем) и родительский опыт (есть дети — нет детей).
Всего в исследовании приняли участие 166 человек. Эмпирическая база исследования представлена двумя группами испытуемых:
1) педагоги — N=112; в её состав вошли педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений (ДОУ) — N=58 и педагоги муниципальных образовательных учреждений (МОУ) г. Челябинска — N=54;
2) респонденты, вошедшие в группу «представители других профессий» — N=54. Группа «представители других профессий» исключает принадлежность к педагогической профессиональной деятельности.
Для определения характера установки на детей в нашем исследовании мы использовали диагностический метод — тест «СОУЛ» (система оценочных установок личности), представляющий модификацию известного теста «семантический дифференциал». Метод семантического дифференциала (СД) получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Популярность метода можно объяснить тем, что исследователи получили возможность определять такие интимные процессы, как отношение субъекта к миру вещей, социальному окружению и самому себе [4; 110–124]. Разработанный вариант теста СД — СОУЛ валиден и надежен при изучении иерархии ценностей, при исследовании психологических установок [3; 54–65]. В нашем исследовании диагностический метод — тест «СОУЛ» позволяет обозначить характер личностного отношения к детям у педагогов, а также у представителей других профессий. Тест позволил нам проективным образом исследовать (выявить подсознательное отношение) различного рода установки, определить знак установки на детей и установить степень ее выраженности и представленности в исходной выборке испытуемых.
В ходе тестирования мы выяснили влияние двух факторов (семейное положение и родительский опыт) на характер установки на детей на всей выборке испытуемых (N=166). Полученные результаты были проверены с помощью критерия φ* Р. Фишера [5;158–176].
Оказалось, что у замужних/женатых респондентов положительных установок на детей больше, чем у незамужних/неженатых (табл.1). Различия достоверны (φ* = 2,81, р≤ 0,001). Также достоверно значимо выявлено, что у респондентов, воспитывающих своих детей, положительных установок на детей больше, чем у тех, у кого нет детей (φ* = 1,94, р=0,026). Выводы, полученные на репрезентативной выборке (166 испытуемых) свидетельствуют о благоприятном влиянии семейного положения и родительского опыта на проявление положительного личностного отношения к детям.
Таблица 1
Влияние факторов (семейное положение, родительский опыт) на характер установки на детей
Знак установки на детей у респондентов (n=166) |
Кол-во респондентов |
Семейное положение |
Наличие детей в семье |
||
Всего человек |
Замужем — женат |
н/замуж -холост |
Есть |
Нет |
|
положительная |
86 |
65 |
21 |
72 |
14 |
отрицательная |
80 |
44 |
36 |
57 |
23 |
всего |
166 |
109 |
57 |
129 |
37 |
Следующим нашим шагом было изучение влияния указанных факторов на характер установки на детей отдельно у педагогов и представителей других профессий.
Таблица 2
Влияние факторов (семейное положение, родительский опыт) на характер установки на детей у педагогов
Знак установки на детей у педагогов (n=112) |
Кол-во респондентов |
Семейное положение |
Наличие детей в семье |
||
Всего человек |
Замужем — женат |
н/замуж -холост |
Есть |
Нет |
|
положительная |
55 |
43 |
12 |
48 |
7 |
отрицательная |
57 |
30 |
27 |
44 |
13 |
всего |
112 |
73 |
39 |
92 |
20 |
Обработка результатов с применением φ* критерия Фишера показала, что среди незамужних педагогов больше лиц с отрицательной установкой на детей, чем с положительной установкой. Различия достоверны (φ*= 1,89, р=0,029). Таким образом, незамужнее положение отрицательно сказывается на проявлении у педагогов положительного отношения к детям. Влияние родительского опыта педагогов на характер установки на детей статистически не подтвердилось (φ* = 0,376).
Дальнейшее сопоставление и детализация данных исследования позволило выявить значимые различия отдельно в группе педагогов дошкольных образовательных учреждений и отдельно в группе педагогов, работающих в школе. Так, достоверно выявлено, что доля замужних педагогов ДОУ с положительной установкой больше, чем доля замужних педагогов с отрицательной установкой на детей (φ*=2,59, р=0,004). Следовательно, замужние педагоги дошкольных образовательных учреждений лучше относятся к детям, чем незамужние. Более того, у педагогов ДОУ, воспитывающих своих детей, больше лиц с положительной установкой на детей, чем с отрицательной установкой. Различия достоверны (φ*= 2,19, р=0,014). Обработка результатов исследования в выборке педагогов, работающих в школе, показала положительное влияние семейного положения на характер установки на детей (φ* = 1,504, р=0,067, при р≤ 0,05). Значимых различий по фактору «родительский опыт» не выявлено (φ* = 0,18).
Таблица 3
Влияние факторов (семейное положение, родительский опыт) на характер установки на детей у представителей других профессий
Знак установки на детей у представителей других профессий |
Кол-во респондентов |
Семейное положение |
Наличие детей в семье |
||
Всего человек |
Замужем — женат |
н/замуж -холост |
Есть |
Нет |
|
положительная |
31 |
22 |
9 |
24 |
7 |
отрицательная |
23 |
14 |
9 |
13 |
10 |
всего |
54 |
36 |
18 |
37 |
17 |
Обработка результатов исследования показала, что у представителей других профессий, воспитывающих своих детей, больше лиц с положительной установкой на детей, чем с отрицательной установкой. Различия достоверны (φ*= 1,64, р≤ 0,05). Влияния семейного положения на проявление позитивной установки на детей у представителей других профессий не выявлено (φ* = 0,77).
Анализ полученных данных с помощью критериев сравнения и сопоставления на основе распределения испытуемых (педагогов и представителей других профессий по факту наличия или отсутствия родительского опыта) в зависимости от выраженности их установок на детей — от весьма положительного (+18 баллов), до весьма отрицательного (-18 баллов) позволил нам сформулировать следующие выводы:
1. Родительский опыт положительно сказывается на выраженности позитивной установки на детей. Среди педагогов-родителей лиц с «весьма позитивной» установкой на детей больше (46,2 %), чем среди педагогов, не имеющих родительского опыта (26,9 %).
2. У представителей других профессий аналогичная зависимость наблюдается в отношении выраженности позитивных установок на детей: 60 % — у респондентов с родительским опытом и 22,5 % у респондентов, не имеющих родительского опыта.
Таким образом, приобретенный родительский опыт благоприятно сказывается на выраженности положительного личностного отношения к детям, как у педагогов, так и у представителей непедагогических профессий. Кроме того, степень выраженности позитивной установки на детей, а, следовательно, её устойчивость находятся в прямой зависимости от приобретенного родительского опыта.
Однако полученные результаты исследования по фактору «родительский опыт» не столь однозначны. С одной стороны, не выявлено различий между педагогами-родителями и педагогами, без родительского опыта (вся выборка педагогов); с другой стороны, положительное влияние родительского опыта на позитивный характер установки на детей статистически подтвердился только у педагогов дошкольных образовательных учреждений, у педагогов, работающих в школе, различия по этому фактору не значимы. Между тем, у представителей других профессий доказано влияние родительского опыта на проявление позитивной установки на детей. Прокомментировать указанные противоречия можно следующим образом. Начнем с того, что тест СОУЛ (система оценочных установок личности) проективным образом выявляет установку не на конкретного ребенка, а на детей вообще. В педагогической профессии, где главным объектом воздействия являются дети, характер установки на детей отличается глобальностью, то есть носит профессиональный характер. У представителей других профессий установка на детей более конкретизирована, поскольку не имеет профессиональной составляющей (возможно именно поэтому здесь проявились значимые различия в наличии положительной установки на детей). Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на характере личностного отношения к детям сказывается также влияние профессиональной составляющей, а именно принадлежность к педагогической профессии.
Лидирующим фактором, оказывающим влияние на характер установки на детей у педагогов, выступает их семейное положение. По результатам исследования можно утвердительно сказать, что семейное положение как снижает количество проявлений негативного отношения к детям, так и умножает количество проявлений позитивной установки на детей у педагогов всех образовательных учреждений. Следовательно, незамужнее положение отрицательно сказывается на проявлении у педагогов положительного отношения к детям.
Таким образом, выводы, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о благоприятном влиянии семейного положения и родительского опыта на характер личностного отношения к детям. В целом, исследование показало, что на проявление позитивных установок на детей и, особенно на степень их выраженности огромное влияние оказывает родительский опыт респондентов (как педагогов, так и представителей других профессий). Этот факт указывает на лидирующие позиции родительского опыта в процессе формирования и проявления положительного личностного отношения к детям.
Литература:
1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.
2. Кузьменкова О. В. Скрыбченко М. А. Сравнительный анализ «родительских» и «педагогических» установок у учителей.
3. Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25–27 октября 2005г.). В 3-х частях. — 2 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В. К. Шабельникова и кандидата психологических наук А. Г. Лидерса. — М., 2005. — 560с.
4. Панасюк А. Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психологический журнал. -1992.- Т.13.- № 3.- С.54–65.
5. Петренко В. Ф. Основы психосемантики.-М.:Изд-во МГУ, 1997.-399 с. С. 110–124.
6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2000–154с.