Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в связи с объявлением «Года молодежи» отметил: «Молодежь — не только наша надежда и будущее, молодежь — решающая сила нашего сегодняшнего и завтрашнего дня» [2]. Это свидетельствует об особой значимости разработки проблемы духовно-нравственного развития молодёжи. Актуализация данной проблемы в нашей стране вызвана прежде всего тем, что реализуемые глубокие реформационные процессы неизбежно влекут за собой преобразование общественного сознания, в котором формируются духовно-нравственные черты общества, социума и личности, особенно молодежи, представляющей собой важный резерв для всех общественных структур.
Глобализация проблемы толерантности нашла своё отражение во многих процессах и явлениях мирового, межнационального и национального масштаба. В их числе особую актуальность обретает духовно-нравственное воспитание молодёжи в контексте толерантности, что обусловлено рядом процессов, которые вызывают острую тревогу общественности всего мира, в том числе Республики Узбекистан. Прежде всего, это рост различного рода проявлений экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особенно опасны для молодёжи в силу её некоторых демографических и социально-возрастных особенностей.
Актуальность проблемы толерантности как фактора духовно-нравственного развития молодёжи объясняется прежде всего тем, что она выступает своеобразным фактором, интегрирующим общечеловеческие, национальные, социальные и другие аспекты этого сложного процесса.
Толерантное поведение способствует взаимопониманию между людьми, утверждению консенсуса, преодолению конфронтации. Толерантность связана с системой общечеловеческих, национальных, социально-нравственных ценностей и принципов, работающих как механизм преодоления нетерпимости к чужим мнениям, верованиям, культуре, поведению. Следовательно, для укрепления духовных основ независимого общества Республики Узбекистан актуальны те ценности, в частности связанные с толерантностью, которые отвечают историческому пути и образу жизни народа, а именно сугубо локальные, региональные и общечеловеческие, адекватные духовным потребностям и ориентациям нашего общества[1].
Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности — диалог, разъяснение, сотрудничество.
Одним из важнейших методологических аспектов той или иной исследовательской проблемы выступает степень её историко-генетической обусловленности, наличием духовно-исторических корней.
Идея толерантности восходит к истории философской мысли. Многие великие философские умы Востока и Запада критически относились к любым проявлениям нетерпимости, в том числе со стороны молодежи.
Наши мыслители-энциклопедисты в своих работах особое внимание уделяли вопросам толерантности. Так, Абу Наср Фараби в центр своих социальных, общественно-политических учений ставил всестороннее совершенствование человека и человечества. Большое значение в формировании человека, прежде всего молодой личности им придавалось духовно-нравственному воспитанию, особенно в духе толерантности. Он считал, что формирование интеллектуальных и нравственных качеств может быть осуществлено двумя способами: воспитанием и образованием.
Абу Райхан Беруни с осуждением относился к любой форме интолерантности, нетерпимости. Большое внимание им было уделено проблемам нравственности, в частности, таким как честь и достоинство, добро и зло, справедливость и совесть и др. Большое значение Беруни придавал дружественным отношениям между людьми. Именно в дружбе народов он видел основу человеческого счастья и общественного прогресса. Все эти и многие другие мыслители особое внимание уделяли проблеме формирования толерантности у молодежи как важного компонента её духовно-нравственного мира.
Анализ последующих классических концепций толерантности позволил выявить направленность многих из них также на интерпретацию толерантности прежде всего как духовно-нравственного явления.
Согласно концепции выдающегося английского философа Джона Локка право на толерантное отношение не распространяется на всё, что создаёт угрозу миру в государстве. По Локку, право на терпимость имели лишь явления, лежащие за пределами политики.
В концепции толерантности Локка основание и возможность толерантного компромисса не рассматриваются как продукт политического соглашения. Они образуют предпосылку любой политической технологии и обнаруживают один и тот же нравственный закон, который особое значение имеет с точки зрения духовно-нравственного формирования молодежи, поскольку другие аспекты толерантности складываются на базе этих.
Нормативно-рационалистический взгляд на толерантность, основанный на концепции естественных неотчуждаемых индивидуальных прав, берёт своё начало от одного из классиков мировой философии И. Канта. От проблемы моральной общности индивидов Кант уходит благодаря тому, что сформулированные им законы морали и, прежде всего, категорический императив, действуют в универсальном мире. Кантианский толерантный субъект обязан исполнять моральный долг вопреки своему несогласию с отличием во взглядах, действиях, верованиях. Согласно естественно-правовой концепции толерантность возникает лишь тогда, когда вмешательство продиктовано признанием за другой стороной равных прав на самореализацию и самовыражение. Парадокс толерантности как ценности заключается в том, что она утверждает отказ следующего ей человека от распространения на всех людей тех норм, которые он сам считает обязательными для всего человечества.
Моральные теоретики толерантности для разрешения данного парадокса в процессе аргументации, как правило, подменяют толерантность каким-либо иным, близким по смыслу, но всё же не абсолютно тождественным понятием.
В процессе духовно-нравственного формирования молодежи в контексте толерантности в целом следует учитывать, что толерантность в современном понимании, на наш взгляд, представляет собой не только определенное духовно-нравственное, но и в значительной мере социально-политическое, мировоззренческое состояние.
Известный русский философ Владислав Лекторский предлагает следующие версии рассмотрения понятия толерантности и её понимания, что весьма важно учитывать и правильно оценивать и с точки зрения определения роли толерантности в духовно-нравственном формировании молодежи:
− «толерантность как безразличие» предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, ценностные особенности разных культур, специфические этнические верования и убеждения);
− «толерантность как невозможность взаимопонимания» ограничивает проявление терпимости уважения к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать;
− «толерантность как снисхождение» подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать;
− «терпимость как расширение собственного опыта и критического диалога» позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога [7].
Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах, в том числе:
− в обще-духовном плане, когда разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство человечества, его культуры, а толерантность как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость; ограничение таких отрицательных явлений, как насилие, действия, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию;
− в психолого-педагогическом контексте, тесно совмещенном с нравственным, нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике.
По мнению А. Асмолова [8], качество толерантности выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.
Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Интолерантную личность можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, нами не имеется ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. На наш взгляд, толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Толерантность, с одной стороны, предполагает устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Толерантная молодая личность, совмещает в себе вышеотмеченные качества, складывающиеся в контексте вышеуказанных социально-демографических особенностей молодежи.
В процессе общения каждый человек сталкивается с иными людьми, социальными группами и т. д., имеющими различные системы нравственных ценностей, убеждения, мировоззрение. Зачастую они могут совершенно не совпадать с его собственными и вызывать слишком резкую отрицательную реакцию особенно молодых людей.
Иначе говоря, каждый конкретный человек, чтобы быть уверенным в своей свободе и праве на самореализацию, должен уважать соответствующие права других людей. Толерантность — это минимально возможный и, следовательно, основополагающий уровень взаимоуважения между людьми и иными субъектами социальных отношений. Толерантность в её многообразных проявлениях, на наш взгляд, есть один из принципов, лежащих в основе сознания и поведения молодежи.
На основе толерантности происходит более эффективное узнавание и изучение, которое предусматривает несколько путей развития взаимоотношений с участием молодежи.
Первый путь — когда толерантность не является взаимной и в ответ проявляется агрессия, значит, развитие отношений становится насильственным, взаимоисключающим.
Второй путь — полное отсутствие взаимных интересов, взаимодействия и как следствие, полное неприятие друг друга. Люди фиксируют эти расхождения и не общаются, в то же время признают право каждого на существование.
Третий путь — толерантность как основа для дальнейшего сотрудничества. В данном случае толерантность порождает стремление узнать лучше друг друга, строить свои взаимоотношения на принципах высокой нравственности.
Духовно-нравственное формирование молодежи, в том числе нашей следует, конечно, вести в контексте третьего пути воспитания толерантности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что толерантность является одной из важных основ для всех форм конструктивных взаимоотношений в обществе — взаимопонимания, согласия, дружбы. Она не исключает соперничества в отстаивании каждым своих интересов. Если это соперничество происходит в условиях многообразной толерантности, то в дальнейшем оно может перерасти во взаимопонимание, согласие, социальную стабильность, на что и нацелено строительство нового общества в Узбекистане.
С нашей точки зрения, толерантность — это готовность признать конкретного человека, его мнение, иную культуру, мировоззрение нравственную позицию такими, какие они есть. Она существует не только как декларация желаемого, но и как духовная потребность, без которой нельзя строить нормальные гуманистические отношения между людьми.
Конечно, не каждого человека можно любить. Если им совершаются, например, неблаговидные нравственные поступки, проявляется нечестность и т. д., то он недостоин уважения. Это обретает особую значимость в условиях глобализации экстремизма и терроризма. Но за каждым человеком или группой людей, не преследующих агрессивные антизаконные цели, необходимо признавать право на существование. Признание такого права и есть толерантность, которая является одной из первых предпосылок всех иных форм человеческих коммуникаций.
Вопрос о духовно-нравственном формировании молодой личности углубляется через представление о роли морали в духовной жизни общества проявляется в соотношении с политикой, правом, искусством, наукой, религией. Всеобщность духовно-нравственных сил, в том числе толерантности приводит к тому, что они пронизывают все сферы жизни, наполняя их ценностным смыслом. Поэтому такие качества и соответственно нравственные категории, как доброжелательность, милосердие, снисходительность, решительность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, уважительность, терпимость, гуманность и др., на наш взгляд, также подлежат специальному анализу с точки зрения формирования толерантности у молодежи.
В следовании высоким принципам наиболее чётко обозначена общечеловеческая линия духовно-нравственного формирования молодежи в контексте толерантности, которая воплотилась в такие черты морали, как коллективизм, гуманизм, жизнеутверждение. Общечеловеческая мысль всегда исходит из сострадания к бедственному положению человека, уважения к его достоинству, безотносительно к его социальному статусу, и презрения ко всему, что унижает и уродует человека. Она всегда основывается на убеждении в облагораживающей силе общения и единения людей, способствующей пробуждению интереса к жизни, жизнерадостному мироощущению.
Такие духовно-нравственные качества, чувства и принципы получают своё воплощение и проверку в поведении и поступках молодой личности и измеряются претворением добра в жизнь — благодеянием и благотворением. Они охватывает и культуру поведения, предполагают такт, умение располагать людей, что следует иметь в виду на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса.
Устойчивые черты характера, духовно-нравственные принципы, сформированные в контексте толерантности, вытекающие из них поступки, определяют жизненную позицию человека, социально-нравственный тип личности, жизненную линию поведения, начиная с ранних этапов духовно-нравственного воспитания молодой личности. Приобщение к духовно-нравственной культуре осуществляется через воспитание и самовоспитание. Воспитание молодежи нуждается в идейном оснащении, а также в искусстве и таланте тех, кто волею обстоятельств поставлен в положение воспитателя. Человек воспитывается всей жизнью и на протяжении всей жизни. Каждый возраст имеет своё нравственное лицо и нравственный мир, однако следует помнить, что эффективность их формирования зависит от того, как это реализовалось в молодом возрасте, т. е. у молодежи.
Духовно-нравственное воспитание на основе толерантности ценно не только потому, что оно способствует более эффективной социализации личности, возможности стать хорошим гражданином, надёжным семьянином, добросовестным тружеником, убеждённым патриотом и т. д. Благодаря такому воспитанию раскрываются лучшие стороны человека, обозначается его стремление к духовно-нравственному совершенству и идеалу. Исходя из этого, духовно-нравственное воспитание и развитие молодежи должно быть ориентировано на будущее, оно призвано воспитывать человека будущего. Лишь в этом случае молодой человек сможет стать достойным членом того поколения, в котором ему придётся жить.
Таким образом, в условиях социально-духовного реформирования и построения гражданского общества в Узбекистане одним из приоритетных направлений выступает духовно-нравственное воспитание молодежи, в частности с учётом всё более глобализирующейся проблемы толерантности, что требует решения ряда связанных с этим процессом концептуально-методологических вопросов в контексте общечеловеческих и национальных ценностей и факторов.
Литература:
- Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Ташкент: Ўзбекистон, 1997.
- Каримов И. А. Наша главная цель — неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. // Народное слово, 8 декабря 2007 г.
- Библер В. С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы// Психологическая наука и образование. – 1996. – № 4. — С. 66.
- Кадырова З. Р. Проблемы повышения социальной активности молодёжи Узбекистана в условиях всестороннего реформирования общества. – Ташкент: Ўзбекистон миллий энциклопедияси, 1999.
- Культура, культурология, и образование (материалы «круглого стола»). Выступление В. А. Лекторского // Вопросы философии, 1997. № 2. — С. 45.
- Курбанов Ш. Э., Сейтхалилов Э. А. Национальная модель и программа по подготовке кадров — достижение и результат независимого Узбекистана. — Ташкент: Шарқ, 2001.
- Лекторский В. А. Философия, наука, цивилизация. — М., 1999. – С. 284–292.
- Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. – М., 2001. – № 24. – С. 61–63.
[1] Некоторые аспекты данной проблемы рассматриваются в коллективных трудах «Ёшлар ижтимоий фаоллиги ва толерантлигини юксалтиришнинг ижтимоий-фалсафий масалалари». Т.: Фалсафа ва ќуšуš институти нашриёти, 2006, «Толерантлик маданияти – давр такозоси». Т.: Фалсафа ва ќуšуš институти нашриёти, 2008 и др.