Актуальность исследования. Медицинским сестрам отводится одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи детскому населению. Функции медицинской сестры разнообразны, и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного. Сестринское дело — неотъемлемая составная часть системы здравоохранения. Оно является многогранной медико-санитарной дисциплиной и имеет медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения. Сестринское дело — это социально-трудовой процесс, направленный на медицинско-компетентное выявление проблем человека (пациента), связанных с квалифицированной помощью и социальной поддержкой общего состояния здоровья. Разумеется, конечная цель сестринского дела — помощь больному. Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство. В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и, самое главное, профилактике заболеваний и осложнений, которые невозможны без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи.
Цель исследования: анализ психолого-педагогических особенностей этико-деонтологического подхода в детском отделении и разработка рекомендаций по улучшению работы.
Задачи:
- На основе анализа философской, медицинской, психолого-педагогической, методической литературы уточнить психолого-педагогические особенности этико-деонтологического подхода в детском отделении.
- Определить критерии и уровни психолого-педагогических особенностей этико-деонтологического подхода в детском отделении.
- Выявить и экспериментально апробировать комплекс психолого-педагогической особенности этико-деонтологического подхода в детском отделении.
Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, медицинской, психолого-педагогической и научно-методической литературы), эмпирические (изучение отделенческой документации, интервьюирование, тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение и др.), ведущий метод исследования — эксперимент (констатирующий и формирующий).
Нами проводилось анкетирование пациентов с целью изучения уровня их удовлетворенности сестринским процессом в детском отделении. В ходе исследования были получены следующие результаты:
Подавляющее большинство опрошенных родителей пациентов имели среднее специальное (70 %) и среднее (20 %) образование; высшее образование имели только 10 % респондентов. Большая часть опрошенных работает в производственной сфере (60 %); высокий процент составили домохозяйки (30 %); 10 % респондентов заняты в сфере обслуживания.
В числе наиболее важных качеств медсестры родители пациентов отметили следующие:
‒ владение профессиональными навыками и знаниями — 92 % опрошенных;
‒ доброта — 82 %;
‒ уважение к людям — 72 %;
‒ исполнительность — 66 %;
‒ отзывчивость 62 %;
‒ аккуратность -51 %;
‒ скромность — 25 %.
На вопрос о качествах, неприемлемых для медицинской сестры, 80 % опрошенных ответили — грубость, а остальные — отсутствие сострадания, что с одной стороны, позволяет предположить, что пациентам когда-то пришлось столкнуться с указанным качеством, а с другой стороны удивляет, что никем из опрошенных не было упомянуто отсутствие профессионализма. В то же время подавляющее большинство опрошенных не испытывают психологического дискомфорта при общении с медсестрами отделения (90 %).
В качестве оптимальной формы взаимоотношений медсестер и пациентов всеми были выбраны коллегиальные отношения (70 % опрошенных), кроме того, в ответах подчеркивалась важность уважительного отношения к пациентам со стороны медсестер (84 % опрошенных).
При оценке качества медицинской помощи в стационаре преимущественно удовлетворены 60 % родителей пациентов, преимущественно неудовлетворены 40 % опрошенных. Анализ комментариев к вопросу показал, что наибольшую неудовлетворенность в отделении вызывают неудобства в палатах (теснота, духота, неудобная мебель и т. п.) и характер отношения сотрудников отделения к пациентам.
При оценке уровня удовлетворенности характером общения с медицинскими сестрами было выявлено, что число пациентов удовлетворенных и неудовлетворенных характером общения с сестринским персоналом примерно равно (преимущественно удовлетворены 56 % пациентов, не удовлетворены -44 %).
Оценивая умение медицинских работников выслушать пациента, 68 % опрошенных остались им преимущественно удовлетворены, 32 % — не удовлетворены.
Удовлетворенность родителей пациентов уровнем информирования сестринским персоналом пациентов стационара характеризуется следующими показателями: преимущественно удовлетворены — 56 % опрошенных, не удовлетворены — 44 %.
Примерно на том же уровне находится удовлетворенность пациентов степенью доброжелательности медицинских работников — преимущественно удовлетворены 64 % опрошенных, 36 % — преимущественно не удовлетворены.
Таким образом, анкетный опрос показал, что около половины родители пациентов удовлетворены качеством сестринского процесса в детском отделении.
В педиатрической практике взаимоотношения медицинского работника и пациента приобретают особую значимость, связанную с психическим развитием ребенка. Ребенок-это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Существующие психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.
Подготовка медсестер до недавнего времени концентрировалась, прежде всего, на технической стороне ухода за больными. Само собой разумеется, что ею тоже нельзя пренебрегать. Недооценивание психологического подхода медсестер к больным часто приводило к тому, что больные выражали определенное недовольство и протестовали против формального и казенного поведения некоторых медсестер, несмотря на то, что с физической точки зрения уход за ними был хорошим.
После предварительного исследования и выявления наиболее проблемных сфер в психологическом сопровождении сестринского процесса нами была разработана и внедрена обучающая программа для сестринского персонала стационара «Психологическое сопровождение сестринского процесса в детском отделении».
Для оценки эффективности обучающей программы нами использовались тематические тесты, позволяющие оценить уровень представлений сестринского персонала о психологии пациента и психолого-педагогических аспектах сестринского ухода до и после проведения обучающей работы с медицинскими сестрами детского отделения. Проведение исследования с внедрением обучающей программы показало, что знание особенностей реализации сестринского процесса в лечебном взаимодействии, выявление основных его трудностей позволяет создать адекватную программу для обучения сестринского персонала по вопросам психолого-педагогического сопровождения сестринского процесса.