Психолого-педагогические аспекты формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Комарова, И. Ю. Психолого-педагогические аспекты формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников / И. Ю. Комарова, Л. Н. Сафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — URL: https://moluch.ru/archive/546/119469/ (дата обращения: 22.11.2024).

Препринт статьи



Важным аспектом в развитии детей старшего дошкольного возраста является формирование элементарных математических представлений. Однако, для успешной работы в этом направлении необходимо учитывать психолого-педагогические особенности данного процесса. Для того чтобы рассмотреть эти способности, раскроем такие понятия как «представления», «математические представление», «формирование».

Представление — это сенсорный образ явления предмета, который в настоящий момент не доступен, но был ранее воспринят в определённой форме. Основываясь на таких представлениях, человек имеет возможность описывать характеристики отсутствующего в настоящее время предмета или явления. Отсутствует иной способ взаимодействия человека с внешним миром, кроме как при помощи существующих и новообразованных представлений. Психолог В. Д. Шадриков определяет, что представление — это процесс, в результате которого возникают образы предметов, явлений и событий в сознании на основе воспоминаний или продуктивного воображения [46, с.38].

Математические представления играют важную роль в нашей жизни, помогая нам познавать и взаимодействовать с миром вокруг нас. Они позволяют нам измерять количество, определять размер, сравнивать и находить соответствия. В дошкольном возрасте математические представления, логико-математические приёмы и способы познания являются первоначальным опытом, который становится отправной точкой для понимания окружающей действительности и открытия мира математики.

В педагогическом понимании, понятие «формирование» является ключевым для углубления изучения феномена развития. Формирование представляет собой процесс, в результате которого происходят существенные изменения о свойствах и качествах человека, под воздействием специальной системы педагогических воздействий. Таким образом, формирование элементарных математических представлений у детей охватывает положительное качественное изменение созданных образов, связанных с количеством, числами, цифрами, счётом, величинами, формами, пространством, временем, а также решением арифметических задач и логическими операциями мышления. Основная цель формирования заключается в придании этим представлениям определённой цельности и системности [35, с.20].

Изучение процесса формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников предполагает рассмотрение возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Поэтому в нашем исследовании мы будем основываться на периодизации Д. Б. Эльконина, который в своих трудах отметил, что период старшего дошкольного возраста охватывает возраст детей от 5 до 7 лет. Как пишет исследователь, этот возраст является сензитивным в протекании когнитивных (познавательных) процессов, а именно формирование мыслительных процессов, развитие речи, памяти, внимания. В свою очередь, формирование и развитие психических процессов являются залогом успешного освоения математических представлений, которые заложены в основе программы дошкольных образовательных учреждений. В силу этого, важно выделить процесс восприятия, как основополагающий показатель формирования математических представлений. Оно помогает различать предметы, объединять их свойства в цельные образы или представления, обеспечивает согласованную работу других когнитивных процессов, необходимых для переработки и получения информации. В конечном счёте, восприятия способствует формированию целостной картины мира, соответствующей развитию каждого ребёнка [49, с.178].

Можно отметить активное развитие мыслительных процессов ребенка, центром которого является устное мышление. Тип мышления ребенка значим в этом возрасте к получению новых знаний, которое изменяет его психологические особенности и другие когнитивные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». В данный возрастной период память, как и другие психические процессы, претерпевает серьезные изменения.

Однако, Н. Н. Поддъяков отмечает, что важным показателем формирования математических представлений находится в зависимости от общего интеллектуального развития. Исследователь отмечает, что это процесс составляет эффективность освоения причинно-следственных связей, которые обусловлены логикой. Согласно мнению Н. Н. Поддьякова, процесс развития мышления визуализации и словесно-логического мышления связан с усвоением понятий ребёнком, то есть знаниями об общих и существенных качествах предметов и явлений реальности, которые закрепляются в словах и терминах. В старшем дошкольном возрасте дети способны выделять существенные характеристики предметов, по которым конкретный предмет может быть отнесён к определённой категории или группе, то есть связан с определенным родовидовым понятиям [35, с.94].

Согласно концепции З. А. Михайловой, второй важной особенностью формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является усвоение логических методов мышления. Согласно наблюдениям Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей, дети в возрасте 5–6 лет научатся использовать базовые логические методы, такие как сравнение, обобщение, классификация и систематизация, на элементарном уровне. Приобретение этих методов логического мышления требует наглядного материала в процессе обучения, как отмечает Е. В. Колесникова: «использование этих методов способствует более глубокому осознанию и обобщению предметов и явлений, что в свою очередь, способствует развитию полных и обобщённых математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» [19, с.16].

В период старшего дошкольного возраста происходит значительное усиление способности к запоминанию и повторению информации. На этой стадии развития, детская память ещё не является осознанной, она происходит автоматически. Ребёнок чаще всего не задаётся целью запомнить что-либо осмысленно, а процесс запоминания происходит вне его контроля и сознания. Именно то, что вызывает интерес, внимание и оставляет на нём впечатление, запоминается ребёнком. Наиболее благоприятные условия для освоения умения запоминать и воспроизводить информацию создаются в игровой форме.

Развитие воображения играет важную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Как отмечает Г. А. Урунтаева, воображение позволяет детям создавать виртуальные ситуации, развивать их и экспериментировать. А уже к пяти годам начинается планирование действий в рамках воображения. В. В. Давыдов замечает, что воображение создаёт основу для переноса функций с одного предмета на другой, который не обладает этими функциями. Благодаря воображению, дети становятся способными действовать на основе общих представлений [13, с.81].

Развитие математической речи у детей дошкольного возраста имеет большое значение. Математика является точной наукой, которая содержит множество специальных терминов, применяемых при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе развития математической речи у детей, воспитатель стремится к тому, чтобы ребёнок полностью понимал суть речи и смог самостоятельно и грамотно выразить свои наблюдения, выводы и обобщения. Как отметила, А. В. Белошистая, такой вид исследовательско-лингвистической работы заинтересовывает детей старшего дошкольного возраста и помогает им осознать сложные математические термины, а не только механически запомнить их [6, с.48].

Игра является основной деятельностью старших дошкольников. Педагогически важно использовать дидактические и развивающие игры для успешного усвоения математических представлений. Поэтому, игры математического содержания, согласно позиции А. А. Смоленцевой и О. В. Пустовойт представляют необходимость активной мыслительной деятельности детей, которые классифицируются в зависимости от сложности материала.

Важно использовать наглядность и алгоритмы при формировании основ математического мышления у детей дошкольного возраста. М. Н. Перова отмечает, лучший способ для достижения этой цели — использование логико-математических игр, в которых действия обозначаются стрелкой. Поэтому комплекс таких игр имеет огромное значение в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников [33, с.52].

Таким образом, анализ научных и практических исследований в области психолого-педагогических особенностей развития математических представлений у старших дошкольников выявил следующие факторы:

  1. Основой формирования элементарных математических представлений является когнитивный процесс, который постепенно преобразуется в ментальные образы. Для успешного развития восприятия, наглядно-образного мышления, внимания, памяти, воображения и речи детей требуется определённый уровень развития этих психологических функций.
  2. Важными составляющими формирования элементарных математических представлений являются логические приёмы мышления.
  3. Для достижения положительных результатов в формировании математических представлений у старших дошкольников необходимо внимательно следовать заданиям и программной составляющей для данного возраста.

Учитывая вышеупомянутые особенности, мы сделали вывод о следующих условиях, необходимых для эффективного формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: разработка и внедрение комплекса логико-математических игр, способствующих развитию математического мышления; подбор логико-математических игр, соответствующих возрасту, способностям и интересам старших дошкольников; соблюдение программных требований по содержанию и задачам, направленным на формирование элементарных математических представлений у дошкольников, включая количественные, числовые, геометрические, пространственные, временные и представления о величинах; создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей успешному формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Литература:

  1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс для студентов вузов / А. В. Белошистая. — Москва: ВЛАДОС, 2021. — 400 с. — Текст: непосредственный.
  2. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения: монография / В. В. Давыдов. — Москва: ИНТОР, 2015. — 544 с. — Текст: непосредственный.
  3. Колесникова, Е. В. Обучение решению арифметических задач: метод. пособие / Е. В. Колесникова. — Москва: Сфера, 2018. — 64 с. — Текст: непосредственный.
  4. Павлова, Л. И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Павлова. — Москва: МПГУ, 2019. — 106 с. — Текст: непосредственный.
  5. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений: система работы для подгот. к шк. группе дет. сада / И. А. Помораева, В. А. Позина. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 176 с. — Текст: непосредственный.
  6. Тихомиров, О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов вузов / О. К. Тихомиров. — Москва: Академия, — 2007. — 240 с. — Текст: непосредственный.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: ВЛАДОС, — 2013. — 360 с. — Текст: непосредственный.


Задать вопрос