На сегодняшний день всё более актуализируется проблема формирования у детей математического мышления, в соответствии с их развитием, возрастными и умственными особенностями. Это необходимо для реализации программы дошкольного образования, направленной на формирование способных, творческих и ответственных граждан XXI века и удовлетворения потребностей общества. По мнению учёных, вопросы развития простого математического воображения основаны на развитии чувств у детей и разделяются на 5 основных направлений: время, пространство, измерение, форма, арифметика. А. М. Леушинa считала, что согласно вышеуказанным 5 направлениям деятельности, дети накапливают жизненный опыт во время ежедневной деятельности и игры. Ребёнок, с малых лет наблюдая вещи и явления окрующей среды, сравнивая, воображая, считая, запоминая, познает мир. Математика — это познавательный способ проникнуть в глубину науки, природы, социальных и природных явлений путем четкого выражения любого значения или мысли. Объекты — это предметы, обладающие цветом, формой, размером, весом, а события находятся во времени и пространстве. Когда ребенок узнает и изучает все это, он или она получает собственное понимание человеческой жизни, общества и природы вещей. Изучая математические концепции дошкольной программы, дети в подготовительной группе используют традиционные шкалы, такие как числа, символы, простое решение задач, мышление и жесты, для измерения объектов с помощью соответствующих инструментов, классификации объектов по двум или более свойствам и их расположению, создания частот, возможности определять положение одного объекта относительно другого, определения расстояния между объектами с помощью визуальной ориентации, различать и использовать такие временные единицы, как сегодня, завтра, вчера, и оценивать продолжительность событий. Таким образом, в данной статье автор постарался показать, готовы ли дети подготовительной группы пойти в школу, и как реализуются результаты учебной программы.
Ключевые слова: воображение, подсчёт чисел, учебная программа дошкольного образования, подготовительная группа.
В Законе об образовании Монголии указано, что «Цель образования Монголии заключается в формировании гражданина с соответствующими умственными, моральными и физическими способностями, уважающего гуманистическое отношение к другим и способного к самостоятельному обучению и жизни». В Законе о дошкольном образовании указано, что «Целью дошкольного образования является поддержка, защита, развитие и предоставление дошкольного образования детям младшего возраста посредством развития их собственных характеристик, навыков и творческих способностей, а также приобретение базовых навыков непрерывного обучения».
В настоящее время актуализируются исследования особенностей развития и возможностей ребенка, появляются новые данные, теории, концепции. Так, в дошкольном возрасте детский мозг очень активно развивается и имеет большую гибкость. В этом возрасте на детей большое влияние оказывают среда обучения и отношение к ним близких. Поэтому, как доказали учёные, важно правильно относиться к переходу от одного уровня образования к другому (от дошкольного до школьного возраста). Это положительно влияет на обучение детей и станет фундаментом их будущей жизни.
Проблема развития обычного математического воображения является главной проблемой интеллектуального развития детей.
Интеллектуальное развитие — это процесс количественного и качественного изменения определенных показателей разума человека. Критерии интеллектуального развития:
- Уровень и обьем знаний и навыков, полученных в результате взаимодействия с окружающей средой.
- Уровень владения интеллектуальными операциями.
- Развитие соответствующих умственных способностей.
Как и язык, математика имеет большое значение в жизни человека. Употребление чисел детьми младшего возраста способствует их активному отношению к окружающей среде и развитию математического мышления. Математика помогает детям воспринимать свою среду упорядоченно. Помимо обучения, ежедневные занятия могут иметь важное значение для развития математического воображения маленьких детей. В ходе этого процесса у ребенка развиваются математические знания и воображение, накапливается жизненный опыт. С раннего возраста дети начинают понимать мир, наблюдая, сравнивая, воображая, идентифицируя и культивируя явления окружающей среды. В этом возрасте у детей формируются базовые способности.
Так в ребенке закладываются способности учить новые числа, запомнить их, решать простые задачи, действовать, распознавать, различать, сравнивать, измерять и т. д. Ребенок должен овладеть следующими умственными качествами:
- мыслить самостоятельно
- мыслить глубоко
- мыслить быстро
- мыслить гибко
- мыслить ритмично
- мыслить свободно
- мыслить креативно
Вышеупомянутые умственные качества формируются у детей во время игры и обучения в результате таких действий как счет, измерение, классификация, группировка, сортировка, осознание пространства и времени. Также в результате таких действий у них развивается простое математическое воображение.
В улучшенной программе дошкольного образования содержание урока «Простое математическое воображение» составлено следующим образом.
Какими навыками должны овладеть дети в результате занятий?
- Считать числительные и решать задачи
- Измерять, различать меры и величины
- Определять форму и и цвет
- Ориентация пространства
- Употребление в речи слова, обозначающие времени
Таблица 1
Умение |
Уровень |
||
I |
II |
III |
|
1. Считать числа и решать задачи |
Различать один и много |
Считать, сравнивать по количеству, увеличить и уменьшить количество, употреблять порядковые числительные |
Использовать цифры, символы, решать элементарные задачи /увеличить на единицу, уменьшить на единицу/, придумать и решать |
2. Измерять, различать меры и величины |
Различать предметы по размеру /большой, маленький/, указать, называть |
Измерить размеры предметов с помощью обычных вещей /карандаш, скрепка и т. д./ |
Измерять предметы с помощью традиционных мер измерения (отрезок от конца большого пальца руки до конечности указательного и отрезок от конца большого пальца руки до конечности указательного) |
3. Определять форму и цвет |
Различать предметы по сходству, назначить одно другому |
Группировать и классифицировать предметы по одному из качеств / размер, форма, цвет материал / |
Классифицировать предметы по двум и более качествам /большой, треугольник, круглый и т. д./, поставить по порядку, создать частотность |
4. Ориентация в пространстве |
Понимать и использовать такие слова как: над, под, дома, на улице |
Определять места других (перед, сзади, направо, налево). |
Определить расположение одного предмета с помощью расположения другого предмета, считать отдаленность и близость предметов с помощью зрения |
5. Употребление в речи слов, обозначающих времени |
Понимать значения слов «сейчас», «потом», умение использовать их |
Использовать слова, связанные с промежутками суток (утром, днем, вечером, ночью и т.д) |
Различать значения слов: «сегодня», «завтра», «вчера», употреблять их, ориентироваться на срок продолжения действия. |
Процесс опроса и результаты
Нами был разработан опрос по критериям в соответствии с содержанием учебной программы «Подсчёт чисел», который был проведен среди 100 детей детских садов №№ VII, VIII, VI, X сомона Жаргалант Ховдского аймака.
Критери и опроса:
- Может ли ребенок использовать порядковые числа?
- Способность легко формулировать задачи и решать её.
- Может ли ребенок использовать символы?
- Может ли ребенок различать четные и нечетные числа?
- Владеет ли ребенок прямым и обратным счетом?
Оценка
Соотношение полов детей, участвовавших в нашем опросе - 42 мальчика и 58 девочек. Результаты показаны ниже в таблице 2.
Таблица 2
Использование порядковы х чис ел
Общее количество детей |
Назовите шар, раскрасьте его и скажите, сколько шаров на рисунке |
||
Подсчитали количество шаров, но не могли определить цвета |
Подсчитывают количество шаров и распознают соответствующий цвет. |
Могут различать три основных цвета и формы. Могут называть и раскрашивать шары в несколько цветов. |
|
100 |
24 |
36 |
40 |
Рис. 1
Из 100 опрошенных детей 24 ребенка подсчитали количество мячей, но не смогли полностью различить цвета, 36 детей подсчитали количество мячей и назвали производные цвета, но не смогли сказать, какой из них. Остальные 40 детей выполнили задание. Наблюдение за детьми, которые неправильно выполняли задание, показывает, что необходимо укреплять у них понимание основных и дополнительных цветов и последовательностей.
Таблица 3
Способность формулировать задачи и решать их
Общее количество детей |
Решите следующую задачу. У тебя было 15 яблок. 5 из них ты отдал своему другу. Итак, сколько яблок у тебя осталось? |
||
Не смогли решить |
Задачу на счет в пределах 20 решают с помощью других. |
Задачу на счет в пределах 20 решают самостоятельно. |
|
100 |
21 |
50 |
29 |
Рис. 2
В данном случае 21 ребенок не смог решить задачу, 50 детей решили с помощью других, 29 детей смогли самостоятельно решить задачу. Результат этого задания показывает, что существует необходимость разработки простых правил и укрепления понимания чисел
Таблица 4
Использование символов
Общее количество детей |
Какие цвета бывают в светофоре? Раскрасьте светофор соответствующим цветом. |
||
Не могут назвать цвета светофора. |
Могут назвать цвета светофора, но путают их когда раскрашивают |
Знают все цвета светофора. Могут аккуратно раскрасить. |
|
100 |
10 |
20 |
70 |
Рис. 3
Таким образом, при выполнении этого задания10 человек не смогли назвать цвета светофора, 20 детей меняли цвет при раскрашивании, даже несмотря на то, что изначально давали правильный ответ, 70 детей хорошо знали цвета светофора и аккуратно его раскрашивали.
Таблица 5
Четные и нечетные числа
Общее количество детей |
Раскрасьте, различая четные и нечетные числа. Раскрасьте четные числа фиолетовым цветом, нечетные — красным. |
||
Не знают чисел. |
Могут считать, но не могут различать четные и нечетные числа. |
Могут считать до 20 и различают четные и нечетные числа. |
|
100 |
29 |
50 |
21 |
Рис. 4
В ходе выполнения задания выяснилось, что 29 детей не умели считать до 20, 40 детей умели считать и знали числа, но не могли различать нечетные и четные, 21 ребенок умел считать до 20 и мог различать четные и нечетные числа. Это показывает, что детям достаточно сложно различать четные и нечетные числа.
Таблица 5
Владе ние прямым и обратным счетом
Общее количество детей |
Посчитайте до 20 прямо и обратно. |
||
Не умеют считать в пределах 20 |
Владеют прямым счетом в пределах 20 |
Владеют прямым и обратным счетом в пределах 20 |
|
100 |
25 |
54 |
21 |
Рис. 5
Последней задачей было посчитать вперед и назад в пределах 20. Дети были разделены на 4–5 групп, каждой из которых объясняли, как выполнить задание. Во время выполнения задания мы наблюдали за детьми, оценивая правильность выполнения задания. Из приведенного выше графика видно, что дети в подготовительной группе на разном уровне владеют прямым и обратным счетом в пределах 20. 25 детей не смогли посчитать до 20, 54 ребенка владеют только прямым счетом в пределах 20, но они не смогли сосчитать до 20 в обратном порядке. 21 % детей владеют и прямым и обратным счетом в пределах 20 и делают это правильно.
Заключение
Результаты выполнения задания показывают, что навыки счета в пределах 20 в прямом и обратном порядке у детей развиты достаточно слабо. Уровень выполнения заданий у каждого ребенка разный. Это указывает на то, что когда дают подобные задания детям, необходимо учытывать их возрастные психические особенности.
Можно сказать, что инициатива учителя заключается в разработке простых и сложных задач по каждой теме и включении их в свою математическую деятельность с целью развития восприятия дошкольников. Считается, что математическое мышление детей можно развивать с раннего возраста, организовывая и направляя математическое воображение ближе к реальной жизни. Развитое математическое воображение — показатель готовности детей подготовительной группы к поступлению в школу.
Литература:
- Алтансувд Л. Методология по развитию математического воображения детей младшего возраста. УБ 2012.
- Программа обучения дошкольного образования Министерства образования, культуры и науки, рекомендации по реализации. УБ 2019.
- Дэлгэрмөрөн З. 7 ключей, определяющие развитие ребенка., УБ 2015.