В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомства дошкольника с математикой.
Ключевые слова: математическое развитие, образование, дошкольный возраст, игра, игровая деятельность.
This article discusses one of the most important parts of intellectual and personal development of a preschooler, his mathematical representation. The means, tasks, forms of work on mathematical development are outlined, and the question of introducing a preschooler to mathematics is also considered.
Keywords: mathematical development, education, preschool age, play, play activity.
Актуальность. Математическое развитие является одним из вопросов образования, предназначенное для подготовки к счету, измерению и решению арифметических задач в дошкольном возрасте.
Цель статьи состоит в выявлении, насколько важным является математическое развитие в дошкольном возрасте.
Основное содержание статьи. На сегодняшний день можно уверенно говорить, что основной задачей дошкольного образования является математическое развитие. Оно не только предназначено для подготовки к расчету, измерению и решению арифметических задач, а также предполагает формирование возможности видеть, раскрывать свойства, связи, зависимость, уметь предоставлять их через знакомые символы.
ФГОС ДО требует, чтобы процесс освоения элементарных математических представлений был привлекательным, ненавязчивым, радующим.
Формирование элементарных математических представлений является целенаправленным процессом передачи, усвоения и овладения знаниями, приемами и способами интеллектуальной деятельности, которые предусмотрены программным требованием. Основной его целью является не только подготовка к успешному овладению математики в школе, но также всестороннее развитие детей.
С самого раннего детства ребенок сталкивается с предметами, которые отличаются по форме, количеству и цвету. Именно тогда у ребенка закладывается и формируется первое представление о математике. Знакомство с геометрическими фигурами начинается с первых игрушек: кубики, пирамидки, конструктор. Родители учат детей называть их форму и цвета.
Математические представления — это представления о числе, счете, простейших вычислениях, множестве, геометрических фигурах и их форме, измерениях и величинах [1]. Воспитатель создает условия, которые благоприятны для того, чтобы ребёнок вовлекался в сравнения, воспроизведения, группирования, перегруппирования и так далее. В то же время инициатива для развертывания игры и действий принадлежит ребенку. Воспитатель выделяет ситуацию, анализирует ее, проводит ее, помогает получить результат.
Ребенок окружен играми, которые развивают его мыслительный процесс и приобщают к умственной работе.
Благодаря наглядно-предметным действиям, ребенок овладевает услышанным на основании предметного образа. До трех лет ребенок уже может объединить объекты по внешнему признаку, цвету и форме. Так, к примеру, ребенок сможет выделить из всех только красные игрушки, выбрать из кучи других предметов карандаши и сделать их совместно, можно сделать их по размеру, сложить кольца по порядку пирамиды.
Занимаясь предметами с помощью игровой деятельности, ребенок сравнивает с ними. Именно с этого начинается первое знакомство с математическим процессом.
К четырем годам ребенок может считать до пяти.
К шести годам ребенок уже может понимать, когда цифры увеличиваются, и когда уменьшаются. Поэтому с детского сада необходимо проводить систематические занятия, чтобы повысить интеллектуальные знания ребенка. Для этого воспитатель использует такие формы работы:
— НОД
— Дидактическая игра
— Индивидуальная работа
— Досуг (математический утренник, праздники, викторины и т. д.)
— Самостоятельная деятельность
Дети дошкольного возраста в ходе своего развития шаг за шагом получают первое представление о математике.
Данные каждого ребенка зависят от индивидуальных и психологических особенностей его личности. Математические способности не могут быть врожденными, поскольку врожденными могут быть исключительно физиологические и анатомические черты человека. Математические способности являются специальным видом, они зависят от интегральных свойств ума, и развиваются в математической деятельности.
Имеющиеся методы и средства для формирования элементарного математического представления разработаны специально для каждой возрастной группы, учитывая постепенное развитие навыков и умений дошкольников в этой области.
Большой ошибкой является то, что многие воспитатели думают, что ребенок при обучении приобретает понятия числа, а также другие понятия математики. Но нет, в большинстве своем он их развивает самостоятельно и независимо. Если взрослые начинают навязывать преждевременно математические представления, ребенок заучивает их не понимая смысла.
Чтобы выработать определенные математические умения и навыки, необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В дошкольном образовательном учреждении они получат навыки сравнения, анализирования, конкретизации, обобщения. Таким образом, нужно научить ребёнка решать поставленные задачи, делать определённые выводы, находить логическое решение. Решение задач логического характера развивает умение выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логически математические игры воспитывают познавательный интерес детей, способность творческого поиска, стремление и желание учиться. Необычные игровые ситуации со сложными элементами, характерные для каждого занятия, всегда вызывают интерес детей.
Занимательные задачи помогают развивать у ребенка способность быстро воспринять познавательные вопросы и найти верные решения для них. Дети осознают, что нужно концентрироваться на правильном решении логического вопроса, что в такой занимательной задаче есть какой-то подвох, а для его решения нужно понять, что здесь за хитрость [3].
Логический рост ребенка также предполагает формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственную связь явлений, а также умения строить простые умозаключения, основанные на причинно-следственных связях.
В старшей дошкольной группе стоит обучать детей многому, разбивать на группы, объяснять различие между меньшей, большей или их равенством. Наглядно обучать последовательности счета до 10 и обратно. Учить детей на ощущение и слух в пределах 10. Учить сравнивать количество предметов в разных группах, добавлять и убирать предметы до заданного числа. [2]
Дети дошкольного возраста могут разделять предметы, называть их частями (например, разделить яблоко или пирог на дольки). Дошкольникам следует понять, что целое яблоко — это больше, чем половина. Старшая группа должна научиться и понимать, что число 7 больше 6, но меньше 8. К окончанию учебного периода дошкольникам нужно уметь выполнять простые математические действия.
В процессе системы образования математики дети осваивают специальную терминологию — названия чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и т. п.), элементы фигур (сторона, вершина, основание и т. д.). Впрочем, не рекомендуется использовать в детской работе такие термины, как «натуральный ряд», «совокупность», «структура», «множество элементов» и т. д. Также детям нужно осваивать мерную величину: метр, сантиметр, килограмм, грамм и т. п. При этом обучение не ограничивается только занятиями. Учат находить и сопоставлять предметы в быту, на улице и в природе. Например, три берёзы под окном.
Практические действия, которые выполняют определенную функцию в развитии математики детей, не остаются без изменений. Таким образом, происходит изменение деятельности по счету. Сначала ребенок опирается на практическую поэлементную оценку двух конкретных множеств, а затем особое место обретает число как показатель мощности множеств и природного ряда чисел, заменяющего одно из определенных множеств.
На основании практических знаний у детей формируется такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Воспитателю следует ориентироваться на оценку результатов своего труда, в первую очередь на этих показателях, на умение детей сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Есть и дидактические формы, и методы воспитания, где используются иллюстрационные и игровые пособия.
Для получения результатов используются разные материалы: палочки счёта, натуральные материалы, уроки расчета и идентификации денег.
Щербаков Е. И., среди задач формирования элементарных математических знаний, а также последующего математического развития детей, выделяет основные [4]:
— приобрести знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы развития математики;
— сформировать широкий начальный ориентир в количественные, пространственные и временные отношения окружающей реальности;
— сформировать умения навыков счета, вычислений, измерений, моделирования, общеучебной деятельности;
— овладеть терминологией математики;
— развивать познавательные интересы и способности, логическое мышление, общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Эти задачи, как правило, решает воспитатель одновременно на каждом задании по математике и во время организации различных видов самостоятельного детского творчества. Многочисленные психо-педагогические исследования и передовые педагогические работы в дошкольном образовательном учреждении свидетельствуют о том, что лишь правильная организованная деятельность детского сада и систематическая подготовка обеспечивает своевременное математическое представление дошкольников.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний необходимых ребенку в дальнейшем. Математика является сложной наукой и вызывает много трудностей в дошкольном образовании. Кроме того, далеко не каждый ребенок обладает склонностью к математике, так что для подготовки в школе необходимо познакомить ребенка с основами счета.
Важно заинтересовать детей, для этого занятие нужно проводить в игровой форме. Игра помогает сконцентрировать внимание, привлечь интерес даже самых несобранных дошкольников. Вначале их интересует только игра, а потом то, что учат в той или иной игре. У детей постепенно возникает интерес и к самому образовательному предмету обучения.
Поэтому в игровом виде привлечение ребенка к знанию математики, формированию памяти, мышления, творческих навыков способствует общему развитию детей в дошкольном возрасте. В процессе игры дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся читать, писать и развивать эти навыки, и близкие люди— родители и воспитатель, помогает ему в этом.
Литература:
- Баишева М. И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс / М. И. Баишева // Институт развития образования. Пед. институт ЯГУ — Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). — 2000. — 144 с.
- Леушина А. М. „Обучение счёту в детском саду“. -М.: Учпедиз. 1961г.стр. 17–20.
- Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. — СП., 2004.
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.