Актуальность данной темы состоит в ежегодном росте детской преступности, наркомании, имеется тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным (преступным) поведением. Причины этих девиации различны. Многие исследователи считают, что они связаны с социальными, культурологичекими детерминантами, инновациями в экономике, политике, противоречащие традиционным системам ценностей в обществе, что затрудняют успешную социализацию ребенка. Как мы видим, в обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из главных задач педагога-психолога — это определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, то есть разработка основных профилактических мероприятий по этой теме.
Для начала определимся с терминами.
Девиантное (отклоняющимся) поведение — это социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (И. А. Невский) [1].
Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков — психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения [1].
Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии.
Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А. Г. и Жезловой Л. Я. (1973). Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:
1) Антидисциплинарное поведение: нарушение режима и дисциплины в образовательном учреждении (срыв уроков, отказ от выполнения домашнего задания и т. п.);
2) Антисоциальное (антиобщественное) поведение: невыполнение или непризнание общественных нравственных норм поведения, отказ от учебной деятельности, раннее вступление в половую жизнь, употребление алкогольных и наркотических средств и т. п.;
3) Делинкветное (противоправное) поведение: поведение, которое несет в себе криминальный характер (вымогательство, избиение, угон транспортных средств и т. п.);
4) Аутоагрессивное поведение: направленность на причинение себе вреда в физической и психических сферах [3].
Проблемы девиации можно рассматривать через призму отношений, так как подростки относятся к группе девиантных социальным окружением. С одной стороны, можно сказать, что взрослые не могут наладить конструктивные отношения с этими подростками и поэтому относят их к группе «трудных», с другой стороны, сами подростки не хотят соблюдать требования, активно отстаивая свои права.
На наш взгляд, проблема коррекционных программ — это недоверие и невысокая восприимчивость к воспитательным воздействиям со стороны подростков с девиацией. Потому основополагающая цель таких программ состоит в сглаживании рассогласований и дефицитов во взаимоотношениях трудных подростков и взрослых.
К психологическим детерминантам и условиям девиантного поведения относят:
- Индивидуально-психологические особенности, которые способствуют девиации, а именно нарушения в эмоционально-волевой сфере. В основном, эти особенности берут начало в деструктивном воспитании в семье, в результате нарушения детско-родительских отношений
- Акцентуации характера несовершеннолетнего. Хотя чрезмерно выраженные отдельные черты характера необязательно свидетельствуют о девиации, но многие исследователи отмечают, что такие подростки имеют меньше сил справиться с влиянием пагубной для них среды.
- Стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития. Часто нежелательное поведение подростков закрепляется как норма в связи с тем, что родители и другие ближайшие взрослые неадекватно и неправильно реагируют. При этом следует отметить, что взрослые и сами не умеют реагировать на проблемы своего ребенка, так как сами имеют психологические комплексы. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.
- Негативное влияние референтной группы. Для подростков в их возрасте главная сфера жизни — это общение. Так как грамотно и конструктивно общаться подростков никто специально не учит, примеры общения они берут из своей семьи, а также из своего окружения. Поэтому отверженность в семье, в школе способствуют находить подростка «своих» вне этих социальных институтов, и не редко этот поиск приводит несовершеннолетнего преступные группировки и другие асоциальные группы.
- Социально-педагогические причины (родители и школа). К таким относятся семьи, выполняющие лишь формальную функцию воспитания, либо не проявляющих интерес к жизни своего ребенка вовсе. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.
- Школьная дезадаптация. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних [2].
Таким образом, для психолого-педагогической работы будут актуально и эффективным просветительская деятельность, формирование здоровых поведенческих стереотипов путем развития любознательности, удовлетворение базовых потребностей (еда, одежда, жилище), психолого-педагогическая помощь в принятии социальных и моральных ценностей, создание условий для личностного роста и формирования позитивных основ общения в тренинговых группах.
Для успешной работы педагогу-психологу нужно знать и уметь проводить данные мероприятия, а также общаться с девиантными подростками, с одной стороны, с эмпатией, с другой — уметь четко и ясно донести, что вести девиантный образ жизни иррационально и разрушительно. Необходимо обладать знаниями и умениями по психологической оценке личности подростка, его мировоззренческих позиций, взглядов, отношений, психического и физического состояния данного возрастного периода.
Подросток должен уметь адекватно реагировать на возникающие неоднозначные жизненные ситуации на интеллектуальной основе с помощью оценки ситуации и выработки плана выхода из нее [2].
Существует стереотипность педагогов по отношению к подросткам:
1) неизменность общественного положения: подросток по-прежнему школьник;
2) полная материальная зависимость от родителей;
3) привычный стиль взрослых в воспитании — направлять и контролировать;
4) сохранение детских черт в поведении [4].
Отметим высокое значение обсуждения с подростками вопроса прав и обязанностей каждого человека, в том числе родителей, по отношению к самому себе. Поэтому успешность воспитания подростка и профилактики формирующегося девиантного поведения в большой степени зависит от преодоления стереотипного отношения к подростку как к ребенку.
Таким образом, эффективность психолого-педагогической профилактики предупреждения девиантного поведения во многом зависит от социально-политических, социально-экономических, культурно-исторических условий и от уровня соответствующей готовности психологов, педагогов, их личных принципов, ценностных ориентаций, способностей и умений.
Литература:
- Апинян Г. В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиатное поведение» / Г. В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — с. 30.
- Валито М. С. Особенности профессиональной консультации трудных подростков / М. С. Валитов // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — с. 60–63.
- Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. — СПб.: Питер. — 2012. — с. 129.
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. — М.: Академия. — 2003. — с. 232.