Проблемы охраны земли не перестают быть актуальны, поскольку земля является одним из важнейших природных объектов и природных ресурсов, являющейся основой жизнедеятельности человека. Охрана земли преследует цель предотвращения загрязнения, деградации, захламления, нарушения земель, обеспечение улучшения земель и др., что определяется в п. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации [1] (далее ЗК РФ). За несоблюдение требований охраны земель существует юридическая ответственность, которая подразделяется на несколько видов: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, земельно-правовая. Юридическая ответственность влияет на формирования правосознания граждан, предупреждая о наказании за совершение противоправного деяния.
Как показывает статистика на 01.01.2022 год к административной ответственности за нарушения земельного законодательства было привлечено 2980 юридических лиц, 35666 граждан и 2044 должностных лиц, об этом гласит отчет Росреестра о государственном земельном надзоре [2]. Из этого можно сделать вывод, что чаще всего совершаются административные правонарушения. Составы правонарушений, за которые предусмотрены административные санкции, определены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [3] (далее — КоАП РФ). Например, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, а также использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и многое другое (ст. 8.8 КоАП, ст. 8.7 КоАП). Юридическая ответственность обеспечивает эффективное функционирование всей системы права, в том числе и земельного, так как у государства возникает право привлекать виновного к ответственности за совершенное правонарушение.
Нередко виновные лица привлекаются к ответственности за порчу земли. Под порчей земли понимается отравление, загрязнение и иная порча земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности, использование которых влечёт причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Ввиду новых штрафов, например, за мытьё машин на земельном участке возникает и определённого рода сложность в доказывании вреда. Поскольку напрямую наказание за мытьё машин не прописано в законодательстве, и судебная практика по данному вопросу ничего не говорит, так как возникает и сложность в доказывании вреда. На поверхности машины скапливается грязь, которая состоит из продуктов нефтепереработки, вредных химических элементов, изопропилового спирта, копоти, пыли от шин, которые могут навредить окружающей среде, почве, людям. Обращаясь к ФЗ от 30.03.1999 № 52 (ред. от 04.11.2022) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [4] согласно которому почвы городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, то есть компоненты, вредящие людям и окружающий среде не должны превышать предельной концентрации. Вредные компоненты предусмотрены в Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р (ред. от 10.05.2019) «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» [5] и опираясь на данный перечень, можно сделать вывод, что компоненты выделяемые при мытье машины в землю несомненно наносят ей вред. Сложность заключается в том, что большинство не акцентирует на этом внимание, так как для выяснения причинённого ущерба земли необходимо проводить экспертизы. В случае доказывания вины граждан следует привлекать по ст. 6.3 КоАП «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Штраф за мытьё машины прямо предусмотрен в некоторых субъектах РФ. Например, в Законе г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 08.06.2022) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.06.2022) ст. 8.8 согласно которой загрязнение территории города Москвы, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, мойка транспортных средств вне специально отведенных мест и др., влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Размер штрафа будет составлять от 1 до 3 тысяч на граждан и от 5 до 10 тысяч для должностных лиц [6]. Предусмотренный Закон в данном субъекте способствует охране земель, поскольку за это предусмотрена юридическая ответственность. В данном случае не придётся проводить экспертные работы для доказывания вреда нанесённого почве, так как санкция уже предусмотрена.
Анализируя земельное законодательство, можно сделать вывод, что действующее законодательство за правонарушения в области охраны и использовании земель является недостаточным и требует доработок. Связано это с тем, что федеральных законах не предусмотрена места, в которых запрещено мыть машину. КоАП ограничивает только мойку у водоемов и в лесах, а остальные места перечислены в региональных кодексах. В целях обеспечения сохранности земель, можно предложить ввести ответственность за мытьё машины в неположенных местах во всех субъектах РФ на примере московского КоАП. Также в целях предотвращения последствий гражданам, которые моют машины на своих участках необходимо установить канализационные стоки с фильтрами и следить, чтобы вода не вытекала за территорию — это будет прямым нарушением закона.
Несомненно, охрана пользования земель является актуальной темой, так как земля основной ресурс РФ и развитие исследуемого института остаётся важной задачей в контексте развития правовой системы РФ в целом [7]. Институт юридической ответственности является гарантом сохранности и правового использования земли.
Литература:
1. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. .2001. N 44. Ст. 4147.
2. Отчет о государственном земельном надзоре по состоянию на 01.01.2022 // [Электронный ресурс] // https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/gosudarstvennyy-zemelnyy-kontrol-nadzor/statistika/ (Дата обращения 08.10.202).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002, N 1 (часть I). Ст. 1.
4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999.N 14.ст. 1650
5. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р (ред. от 10.05.2019) «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» // Собрание законодательства РФ от 20 июля 2015 года. № 209 (ч.2). ст.4524.
6. Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 08.06.2022) "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.06.2022) //опубликованы на официальном сайте Московской городской Думы // [Электронный ресурс] // http://www.duma.mos.ru - 16.06.2022 Дата обращения (14.11.2022)
7. Пиров, К. Р. Институт юридической ответственности в земельном законодательстве Российской Федерации // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 121-124.