В данной статье рассматривается административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования согласно главе 8 КоАП РФ, дается характеристика административных наказаний за данные правонарушения, анализируются судебная практика, деятельность прокуратуры.
Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, административное правонарушение, охрана окружающей среды, экологические правонарушения.
This article discusses the administrative responsibility for offenses in the field of environmental protection, prescribed in сhapter 8 of the Administrative Code of the Russian Federation, describes the administrative punishments for these offenses, analyzes activity of prosecutors, courts.
Keywords: administrative responsibility, administrative punishment, administrative offense, environmental protection, environmental offenses.
Основным Законом Российской Федерации — Конституцией Российской Федерации устанавливается, что «граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты» (ст. 15 Конституции РФ). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии» [1].
В развитие этого конституционного положения в настоящее время действует Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» [3], который обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, развивает и закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, на достоверную информацию о состоянии и охране окружающей среды. За нарушения законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена юридическая ответственность, которая является составной частью правовой системы.
В узком или специально-юридическом значении под ответственностью за экологические правонарушения понимается правовое отношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.
В своих научных работах Миронов А. Е. указывает, что «с точки зрения этимологии, ответственность — это обязанность, давать отчет о своих действиях и поступках, отвечать за их возможные последствия, а что касается юридической ответственности, то — это вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм» [5] .
Таким образом, различают четыре основных вида юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды по соответствующим основным видам правонарушений: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.
Административное право располагает собственным видом юридической ответственности — административной ответственностью. Этот вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельности в силу широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а также простоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В самом общем значении под административной ответственностью понимают реализацию административно-правовых санкций.
Как справедливо отмечает в своей работе А. В. Илюшин «в правовой теории проблема административной ответственности за экологические правонарушения- одна из наиболее остро-дискуссионных, имеющая важное как научное, так и практическое значение в укреплении законности, правопорядка, развитии демократии, повышения эффективности федеральных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных экологических правонарушениях [4] .
Следует отметить отличительные признаки административной ответственности, которые всегда связана с государственным принуждением, и реализуется через деятельность специальных государственных органов. Она характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Независимо от отраслевого характера правонарушений, применение тех или иных мер административной ответственности всегда означает претерпевание правонарушителем каких-либо лишений, стеснение его свободы, умаление чести и достоинства, влечет издержки имущественного характера.
Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в области охраны окружающей среды применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативно-правового установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.
В настоящее время отдельно следует остановиться на проблеме разграничения административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Конструкции составов уголовных и административных правонарушений имеют много схожего, а четких критериев отличия в составах административных деликтов нет. Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 29.12.2022), (далее КоАП РФ) [2].
Согласно действующего законодательства в данной области, неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).
Действующий КоАП РФ большое внимание уделяет вопросам охраны окружающей среды, выделяя в ст. 1.2 КоАП РФ данную деятельность как одну из задач законодательства об административных правонарушениях, субъекты РФ вправе принимать свои законы об административных правонарушениях, не вступающих в противоречие с КоАП РФ. Такими законами субъектов РФ создаются органы (инспекции, комиссии, палаты и др.), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством субъектов РФ. При этом законом субъекта РФ можно предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф.
В мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Данный признак наиболее ярко выражает специфику административной ответственности, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.
Основополагающими принципами для административной ответственности являются:
— Законность. (ст.1.6.) КоАП РФ указывает, что к административной ответственности может быть подвергнуто лицо только на основании и в порядке, установленном законом.
— Целесообразность, то есть соответствующие меры воздействия избираемой в отношении нарушителя целям административной ответственности.
— Неотвратимость.
— Принцип своевременности, оперативности воздействия.
— Справедливость, что предполагает недопустимость применения мер наказания унижающие человеческое достоинство, двойного наказания (ст. 50 Конституции РФ) и соответствие наказания тяжести совершенного правонарушения.
— Принцип сложения взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.
— Гуманизм. Учитывается личность виновного и потерпевшего.
— Гласность, то есть рассмотрение дела и вынесение постановления по нему осуществляется с участием сторон и общественности, в воспитательных целях могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя, кроме случаев определенных законом.
Таким образом, можно выделить следующие основные черты административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
- Административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, то есть такого противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе законов субъектов Российской Федерации. Следует отдельно отметить, что действующий КоАП РФ упразднил существовавшее многообразие источников норм об административной ответственности на федеральном уровне, сформировав не только общую часть всего института, но и определив исчерпывающий перечень составов административных правонарушений федерального значения.
- Состав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. Согласно нормам КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо. Одновременно чрезвычайно широк и круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах их компетенции судьями, органами внутренних дел, органами и войска пограничной службы, органами государственной санитарно-эпидемиологической службы, органами осуществляющими государственный контроль и надзор в области защиты растений, органами осуществляющими государственный контроль за химизацией и использованием химических средств в сельском хозяйстве, органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, органами осуществляющими государственный экологический контроль и ряд других.
Таким образом, среди первоочередных задач по охране окружающей среды преобладают задачи охранительного характера, направленные на обеспечение существующего порядка общественных отношений жизнедеятельности силами защитного механизма. Можно заключить, что административная ответственность — это, применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за совершенные административные правонарушения
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 29.12.2022)
- Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды»
- Илюшин А. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах: По материалам Сибирского федерального округа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук /А. В. Илюшин; Науч. рук. В. Ф. Волович. — Тюмень, 2018
- Миронов Е. А. Правовые основы административной ответственности как вида юридической ответственности за правонарушения в области таможенного дела. // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. — 2014. — № 4 (19). — С. 66