Государственный финансовый контроль является составным элементом осуществления государственной правовой и финансовой политики. Прежде чем перейти к определению рассматриваемого понятия, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть, что представляет собой государственный контроль в целом.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем «понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений» [1].
Финансовый контроль выступает одной из разновидностей государственного контроля. В российском законодательстве отсутствует определение данного понятия, а в науке насчет этого имеется большое количество различных мнений.
Рассмотрим некоторые из них. Так, А. Н. Козырин считает, что «финансовый контроль — это осуществляемая с использованием специфических организационных методов и форм деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом определенными полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления новых резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности» [6].
С. О. Шохин под финансовым контролем понимает «межотраслевую систему организации надзорных функций с контрольными функциями государственных и общественных органов за процессами финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций для получения реальных оценок экономической эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, установления легитимности и оптимальности финансово-хозяйственных операций и поиск имеющихся резервов доходов государственного бюджета» [4].
Исходя из приведенных выше определений, можно выделить следующие основные признаки финансового контроля:
— является видом государственного контроля;
— осуществляется специально уполномоченными органами;
— осуществляется посредством присущих ему специфических методов и средств;
— направлен на обеспечение законности и целесообразности действий подконтрольных субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных средств.
В ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены цели рассматриваемой государственной деятельности. Так, согласно ч. 1 указанной статьи «государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета» [2].
К основным органам, осуществляющим государственный финансовый контроль относятся:
- Счётная палата Российской Федерации,
- Центральный банк Российской Федерации,
- Федеральное казначейство,
- Министерство финансов,
- Федеральная налоговая служба,
- органы государственного финансового контроля, являющиеся исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Предметом контроля в рассматриваемой сфере выступает деятельность государственных органов и бюджетных организаций по образованию, распределению и использованию денежных средств. Полный перечень подконтрольных субъектов сформулирован в ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ.
Финансовый контроль в России имеет важное значение. Посредством его осуществления достигается законность финансовой деятельности подконтрольных субъектов, финансовая устойчивость организаций, минимизация финансовых рисков, оптимизация использования финансовых ресурсов.
Именно финансовый контроль обеспечивает надежное функционирование всей финансовой системы и реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности [5].
Таким образом, государственный финансовый контроль представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленная на обеспечение законности в деятельности государственных органов и бюджетных организаций по образованию, распределению и использованию денежных средств. Данная деятельность осуществляется посредством присущих ей специфических методов и средств. Финансовый контроль способствует надежному функционированию всей финансовой системы, и потому его значение крайне велико.
Литература:
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения: 05.01.2024 г.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения: 05.01.2024 г.
- Ручкина Г. Ф. Финансовое право: учебник и практикум для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 361 с.
- Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль в России (теория и практика). М.: «Прометей», 1995. — 3 с // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 1996. № 4. С. 15–18.
- Родионова, Е. С. Значение государственного финансового контроля // Молодой ученый. 2018. № 36 (222). С. 39–40.
- Филимонова К.А. Понятие финансового контроля: проблема определения // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1120-1122.