Понятие конституционного контроля, его особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 10488 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, С. Ф. Понятие конституционного контроля, его особенности / С. Ф. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 681-684. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25841/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Для того чтобы выяснить, что понимают ученые-конституционалисты под конституционным контролем, необходимо, прежде всего, выяснить, что представляет собой государственный контроль.

Контроль представляет собой определенную систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров [1, с.110].

Государственный контроль как таковой характеризуется определенными признаками.

  1.                      Отношения между контролирующим объектом и субъектом находятся в подчиненности (в ряде случаев подконтрольности);
  2.                      Объектом государственного контроля как правило, выступает законность, а также целесообразность действий контролируемого;
  3.                      Органы контроля зачастую наделены особым правом отменять решения контролируемого;
  4.                      В случаях, предусмотренных законом к контролируемому объекту могут применяться меры административного воздействия [2, с. 437].

Стоит отметить, что контроль выступает в качестве подфункции системы управления имеет и сосредоточен на обеспечении достижения поставленной цели посредством применения административно-властных полномочий по предотвращению неисполнения принятых управленческих решений, обязательных требований.

В качестве объекта контроля выступает непосредственно деятельность проверяемого лица по обеспечению соблюдения им норм законодательства.

Контроль осуществляется посредством выполнения трех взаимосвязанных функций:

а) проведение проверок административно-хозяйственной деятельности проверяемых лиц, направленной на обеспечение соблюдения требований законодательства;

б) принятие мер по пресечению, предупреждению нарушений и наказанию виновных в нарушении лиц, а также мер, направленных на минимизацию и устранение последствий выявленных нарушений;

в) осуществление мониторинга (систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогнозирование) состояния соблюдения требований законодательства и подготовка предложений при необходимости по его корректировке [3, с.22].

Стоит особо отметить, тот факт, что в настоящее время законодательство России до сих пор не предприняло попытки легально конкретизировать положения относительно государственного контроля. На наш взгляд, представляется целесообразным разработка и принятие ФЗ РФ «О государственном контроле в Российской Федерации», который будет являться базовым законом для определения всех возможных контрольных действий государства, в особенности в области конституционных правоотношений.

Понятие «конституционный контроль» в юридической литературе с точки зрения различных ученых-конституционалистов понимается по-разному.

Так, например, Д. Л. Златопольский считает, что под конституционным контролем необходимо понимать деятельность государственных органов, должностных лиц по проверке соблюдения конституции и конституционных законов, а также проверку соответствия всех иных актов высших органов государства [4, с. 77].

В свою очередь, В. С. Нерсесянц под конституционным контролем понимает «…обеспечение конституционности и правового характера всей системы общеобязательных актов и норм путем лишения юридической силы тех из них, которые носят антиконституционный, антиправовой характер» [5, с.22].

Н. Б. Витрук под конституционным контролем понимает «…специфические функции компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе в системе нормативных актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений» [6, с.100].

С. Э. Несмеянова полагает, что под конституционным контролем понимается «… деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, направленную на обеспечение верховенства Конституции, на предупреждение издания не соответствующих Конституции нормативных актов, на установление и устранение неконституционных законов, иных нормативных актов или действий и в случае необходимости применения толкования Конституции и законов» [7, с.34].

Несмотря на множественность и многогранность определений данного понятия, следует отметить, что в силу неполноты раскрытия понятий, а в частности, не раскрытия в полной мере стадий конституционного контроля, — проверки, выявления, констатации, устранения несоответствий актов конституции, с учетом вышеизложенного, логично предположить, что целесообразнее под конституционным контролем в полной степени нужно понимать деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативно-правовых актов конституции, законам, в ходе, которой данные органы полномочны, отменять обнаруженные несоответствия.

Конституционный контроль выступает одной из форм защиты Конституции РФ. В частности, данное положение конкретизируется в ч.2. ст. 125 Конституции РФ, в которой прямо указывается, что Конституционный Суд РФ, выступает субъектом, уполномоченным осуществлять конституционный контроль.

Исходя из нормы ч.2. ст. 125 Конституции РФ, следует отметить, что в настоящее время данный вид контроля является особым видом охраны и защиты конституции. Специфичность конституционного контроля объясняется тем, что данный контроль обеспечивается в первую очередь, беспристрастностью и объективностью, а во-вторых, отделением судебной власти от других, в особенности от судебной и законодательной видов власти [8, с.27].

Сущность конституционного контроля заключается в решении следующих задач:

1)                в установлении конституционности правовых актов органов государственной власти, т. е. соответствия юридических актов и действий органов государства на предмет Конституции;

2)                в признании неконституционного акта недействительным.

Рассматривая вопрос относительно того, что является объектом конституционного контроля, необходимо выделить тот факт, что научные подходы к данной проблеме основываются на установившейся в РФ иерархии нормативных актов. Так, В. В. Бриксов считает, что «…объектом конституционного контроля выступают правовые акты, проверка которых относиться к компетенции Конституционного Суда» [9, с.14].

А. Н. Чертков, Н. Н. Харитонова выделяют следующую классификацию объектов конституционного контроля: в частности,- это законы; акты органов исполнительной власти; акты органов местного самоуправления; пробелы в правовом регулировании; внутригосударственные договоры; международные договоры; индивидуальные правоприменительные акты; индивидуальные правоприменительные акты; наличие обстоятельств, оправдывающих введение военного и чрезвычайного положения; создание и деятельность политических партий; действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности; порядок проведения и подтверждения итогов выборов и референдумов; наличие обстоятельств, оправдывающих введение временного исполнения обязанностей главы государства; толкование конституции; споры между органами государственной власти; конституционные жалобы.

Опираясь на нормы ч.2. ст. 125 Конституции РФ, можно выделить следующие объекты конституционного контроля: законы, акты органов исполнительной власти, действия должностных лиц, споры о компетенции между органами государственной власти, акты органов местного самоуправления, а также как следствие пробелы в правовом регулировании.

В качестве субъектов конституционного контроля ученые — конституционалисты выделяют органы общего и специального конституционного контроля. Первоначально первым органом общего конституционного контроля был парламент, основная функция которого сводилась к принятию законов, что, по сути, представляет собой предварительную форму контроля. Несмотря на важность осуществляемых функций парламента по конституционному контролю, следует отметить, что парламент не полномочен в полной мере осуществлять контроль в силу установившегося в государстве принципа разделения властей и четкого отграничения законодательной власти от судебной.

Следующим субъектом конституционного контроля выступает глава государства. Глава государства подписывает законы, имеет право вето, контролирует деятельность органов исполнительной власти, вплоть до приостановления действия неконституционных актов. Президент обладает значительными полномочиями по разрешению конституционных споров (ч.2 ст.80, ч.1 ст. 85 Конституция РФ),контрольными полномочиями (п. «д» ст.84, ч.2 ст.85 Конституции; ст.33 ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»),а также применением мер ответственности к должностным лицам, нарушающим конституцию государства, права и свободы человека и гражданина вплоть до отрешения от должности (ст.3.1. 19, 29.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В систему субъектов также входят суды общей юрисдикции, система органов прокуратуры, органы юстиции.

В систему органов специального контроля входит Конституционный Суд РФ, деятельность которого находит свое воплощение в форме конституционного судопроизводства. Отличительной чертой специализированного контроля является то, что ему принадлежит исключительное право принятия окончательных решений в сфере контроля конституционности нормативных актов [11, с.204].

 

Литература:

 

  1.    Чекрыга М. А. Понятие и правовая природа конституционного контроля / М. А. Чекрыга // Серия «Право».- 2010. № 38.- С.109–112.
  2.    Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова.- М.: «Юрайт», 2006. — 538 с.
  3.    Остапович И. Ю. Специализированный конституционный контроль и надзор/ И. Ю. Остапович // Российский юридический журнал.- 2010.- № 3. — С.22–24.
  4.    Златопольский, Д. Л. Контроль за соблюдением конституции и конституционный суд в государствах Восточной Европы / Д. Л. Златопольский. — М.: Юрист, 2006.- 102 с.
  5.    Нерсесянц, В. С. Конституционно-правовой контроль / В. С. Нерсесянц. — М.: Юрид. лит., 2010. — 146 с.
  6.    Витрук, Н. В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процесс: учебник / Н. В. Витрук.- Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: «Закон и право», 2010.- 352 с.
  7.    Несмеянова С. Э. К вопросу о конституционной ответственности /С. Э. Несмеянова // Конституционное и муниципальное право.- 2012.- № 4.- С.34–37.
  8.    Бернацкий Г. Г. Законность и целесообразность в конституционной юстиции РФ. /Г. Г. Бернадцкий // Конституционное и муниципальное право.- 2005.- № 8.- С. 26–33.
  9.    Бриксов В. В. Объекты федерального судебного конституционного контроля: проблемы теории и практик. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук / В. В. Бриксов.- Москва, 2002.- 28 с.
  10. Головистикова А. Н. Конституционное право России: учебное пособие / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. — М.: Эксмо, 2006. — 205 с.
  11. Козлова Е. И., О. Е. Кутафин.Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект: Велби, 2006. — 603 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конституционный контроль, государственный контроль, акт, Конституция РФ, орган, Российская Федерация, акт органов, государственная власть, исполнительная власть, Конституционный Суд РФ.


Задать вопрос