Каждое правовое государство имеет характерный признак верховенства Конституции в законе и праве. Данный принцип реализуется с помощью должной организации власти государства, исключающая возможность монополизации самой власти. Лучший способ для избегания монополизации — это принцип разделения властей. В Российской Федерации органы власти подразделяются на три ветви, законодательную, исполнительную и судебную.
Функции контроля характерны большинству органов государственной власти. Такие функции в зависимости от конкретного государственного органа делятся на подвиды: президентского контроля, законодательного контроля (осуществляемые соответственно президентом или органом законодательной или представительной власти страны) исполнительного и судебного.
К объекту государственного контроля можно отнести контроль в конституционной сфере. При изучении изучаемого явления в сфере права можно сказать, что оно связано с вопросами, касающимися понятийного аппарата, природы права, а также разнообразных видов контроля в конституционной сфере.
Ключевые слова: Конституция, Конституционный суд России, контроль в конституционной сфере, назначение судей
Every State governed by the rule of law has a characteristic feature of the supremacy of the Constitution in law and law. This principle is implemented with the help of proper organization of state power, eliminating the possibility of monopolization of the power itself. The best way to avoid monopolization is the principle of separation of powers. In the Russian Federation, the authorities are divided into three branches, legislative, executive and judicial.
Control functions are characteristic of most public authorities. Such functions, depending on the specific state body, are divided into subspecies: presidential control, legislative control (carried out respectively by the president or a legislative or representative authority of the country), executive and judicial.
The object of state control can include control in the constitutional sphere. When studying the phenomenon under study in the field of law, it can be said that it is related to issues related concerning the conceptual apparatus, the nature of law, as well as various types of control in the constitutional sphere.
Keywords : Constitution, Constitutional Court of Russia, control in the constitutional sphere, appointment of judges
Конституция России является основным законом Российской Федерации, все иные нормативно-правовые акты не должны вступать в противоречия с нормами Конституции, поскольку она обладает высшей юридической силой. Стоит отметить, что реализация норм закрепленных в Конституции не происходит само по себе и в данном процессе нередко происходят ошибки или неточности [7]. Случается это, как и в силу ошибок при применении права, так и умышленно в целях достижения чьих-либо индивидуальных целей. Для того, чтобы предотвращать данные инциденты, в стране необходима структура по охране конституционности на территории всей Российской Федерации.
Такие обязанности возлагаются на органы публичной власти, главу государства, специализированные органы государственной власти, особое место отводится Конституционному суду и органам прокуратуры, хотя последние отвечают за надзорные функции. Это не единственные органы, отвечающие за соблюдение конституционности, к ним относится и Федеральное собрание, которое осуществляет предварительный контроль нормативных правовых актов. Если данные акты не отвечают требованиям законности, конституционности, данный акт не принимается и отправляется на доработку.
Каждая стадия деятельности органов законодательной власти направлены на то, чтобы проекты законов и нормативных актов не вступали в противоречия с нормами, изложенными в основном законе Российской Федерации. Так одной из палат Федерального собрания — Государственной Думой проводится специализированная экспертиза, на которой и выносится решение о непротиворечивости рассматриваемого законопроекта Конституционным нормам [5]. Совет Федерации также наделе специальным правом, которое было уже использовано не один раз об отклонении федерального закона, который в свою очередь был принят Госдумой. Одной из причин для отклонения закона является несоответствие и противоречие его Конституции страны.
Органами публичной власти учреждаются специализированные комитеты, органы, осуществляющие вневедомственный контроль и другие виды органов, которые осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением норм в конституционной сфере. Помимо перечисленных органов государственной власти защищает и охраняет основной закон РФ органы прокуратуры, которые осуществляют надзор в данной сфере, суды всех видов, которые представляют собой судебную ветвь власти и иные органы, указанный перечень не является исчерпывающим.
В сфере осуществления контроля над законностью, соответствием Конституции суды являются механизмом сдержек и противовесов, которые осуществляют разрешение спорных моментов между участниками общественные отношений, физическими, юридическими лицами и органами государственной власти основывая свои решения на принципе законности. В предусмотренных пределах охраной Конституции занимаются Уполномоченный по правам человека и общественная плата Российской Федерации [3].
Высшая юридическая сила Конституции подразумевает строгий контроль над соблюдением ее норм, осуществление ее защиты и гарантий исполнения, как со стороны главы государства, так и со стороны органов государственной власти. В самой Конституции предусмотрены нормы, отвечающие за наличие надзора в конституционной сфере, как прямого, так и косвенного, что отражено в самом основном законе в статьях № 80 ч.2, № 85 ч.2, № 125 ч.4 [1]. Осуществление контроля в большей степени лежит на специализированном органе — Конституционно суде, которые осуществляют проверку законодательных актов, нормативных актов, решений, принимаемых органами публичной власти и иных актов на предмет их соответствия принципу законности и соответствия Конституции и конституционного порядка.
Стоит отметить, что конституционный контроль со стороны судебных органов власти носит наибольшую эффективность в сфере защиты конституционности. Это следует из независимости органов судебной власти от двух других ветвей власти, осуществляющие свои полномочия. Стандартно различают два вида контроля в конституционной сфере предварительный и настоящий (текущий). Первоначальный конституционный контроль действует на стадии принятия законодательных актов, превентивный контроль осуществляется в странах Скандинавии, Италии, а также во Франции и иных странах. В странах с такой политикой существует специализированный орган, отвечающий за проверку акта, его соответствии Конституции. Во многих странах действуют одновременно оба вида контроля, например Ирландия и Панама.
В России же действует третий тип, когда орган осуществляющий контроль в сфере конституционности не наделяется предварительным контролем и не вправе его осуществлять. Суть контроля в конституционной сфере заключается в том, чтобы решать два основных типа задач, а именно: определять конституционность издаваемых правовых актов и их соответствие основному закону страны и второй вид задач — лишать неконституционные акты юридической силы, признавать такие акты и все его последствия недействительными и несоответствующими закону [6].
Стоит сделать отметку о том, что конституционный контроль и конституционный надзор, разные понятия и отвечают за них различные органы государственной власти. Органы надзора выявляют неконституционные акты и требуют отменить у данного или вышестоящего органа выявленный акт, содержащий нарушения в конституционной сфере. Конституционный надзор заключается в том, что проводится системное наблюдение, проверка за издаваемыми нормативными актами и их соответствие Конституции. Осуществлять такое наблюдение может не только надзорный орган, как прокуратура, но и проявляться по инициативе физических или юридических лиц, которые сообщили в органы государственной власти о выявленных возможных правонарушениях.
Конституционный суд осуществляет проверку нормативных актов с помощью определенной процедуры, которая носит название «Конституционное Судопроизводство». Если данный орган признает нормативный акт не соответствующим Конституции, тот признается недействительным, как и его последствия.
Правосудие, осуществляемое в конституционной сфере, имеет ряд определяющих признаков, в первую очередь наличие Конституционного суда, осуществляющего отправление такого вида правосудия. Данный суд самостоятелен в принятия решений и принимаемые им решения равны по юридической силе Конституционным нормам и обязательны для исполнения на всей территории России. В РФ помимо федерального Конституционного суда осуществляют и уставные Конституционные суды, расположенные в субъектах Российской Федерации и действующие на их уровне. Вообще, появление в государстве подобного органа говорит о том, что государство носит признаки правового. Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ» описывает все черты присущие осевому органу, отправляющему конституционное правосудие.
Под контролем в конституционной сфере подразумевается специализированная функция, возложенная на органы государственной власти, публичных государственных органов. Мировая практика говорит о том, какие органы власти осуществляют Конституционный контроль — это глава государства, Конституционный суд, в РФ к ним также относится Федеральное собрание (обе его палаты), правительства и парламент, а также иные органы в пределах своей компетенции [4].
Конституционный Суд в Российской федерации является высшим органом государственной власти, это означает, что он занимает самое высокое место в иерархии, связанной с осуществлением конституционного контроля на территории всей страны. Он не находится под надзором ни одного из государственных органов, не зависит от них и осуществляет свои полномочия согласно нормам закона, все решения, принятые Конституционным судом, являются обязательными для исполнения на всей территории государства. Говоря о принципах, которыми руководствуется в своей работе высший контрольный орган, то основными из них являются: независимость, коллегиальность рассмотрения дел, гласность, наличие состязательности и равноправия сторон, участвующих в процессе. Для того, чтобы стать судьей Конституционного суда, человек должен отвечать определенным требованиям, а именно: возраст старше 40 лет, стаж работы по юридической специальности кандидата должен быть не менее 15 лет, наличие высшего юридического образования [2].
Назначение нового судьи происходит через тайное голосование, которое проводится Советом Федерации, кандидатов в судьи предоставляет глава государства. При этом Президенту могут быть направлены предложения о возможных кандидатах от комитетов Федерального собрания, законодательными органами, органами судебной власти и иными государственными органами.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 29 июля 2018 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
- Авакьян С. А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия // Вестник Московского ун-та. Сер. 11, Право. 2014. № 4, 78–86 с.
- Нарузова Э.Ф «Особенности осуществления конституционного судебного контроля в зарубежных странах и в российской федерации» // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» № 11(27)- 2018 14–20 с.
- Институты конституционного права / Отв. ред. Л. В. Андриченко, А. Е. Постников. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013 // СПС «КонсультантПлюс», 2019, 526 с.
- Кравец И. А. Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса. М.: Юстицинформ, 2016, 12–18 с.
- Клеандров М. И. Правовому государству — адекватный механизм правосудия // 25 лет Конституции России: трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: Материалы Всерос. конф. с междунар. участием, Москва, 10–11 декабря 2018 г. / под общ. ред. А. Н. Савенкова, отв. ред. А. Б. Дидикин, Ю. Л. Шульженко. М.: ИГП РАН, 2019. 17–25 с.