Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.12.2014

Статья просмотрена: 10807 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, А. А. Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / А. А. Гусейнова, Ю. А. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.2 (80.2). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14405/ (дата обращения: 21.12.2024).

Важной составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам.

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется международными договорами, международными обычаями, актами международных организаций. Современное мировое сообщество невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. В российском законодательстве нет конкретного определения понятия «внешнеэкономическая деятельность».

Под внешнеэкономическими сделками следует понимать операции, обладающие следующими признаками:

- в сделке должны участвовать субъекты различной национальной принадлежности,

- должен быть четко очерчен круг отношений, в сфере которых заключаются такого рода сделки (операции по экспорту-импорту товаров, услуг и др.).

К внешнеэкономическим сделкам следует относить договора подряда, мены, договора на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов, а также договор внешнеторговой купли-продажи товара.

Принимая во внимание то, что внешнеторговая деятельность, согласно ст.2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», подразумевает осуществление сделок в области внешней торговли, предложив признаки внешнеторговых сделок, следует сформулировать понятие «внешнеторговая сделка» следующим образом: внешнеторговая сделка – соглашение граждан и юридических лиц, одним из которых является нерезидент Российской Федерации, по установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей в сфере осуществления внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Согласно федеральному закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. С юридической точки зрения внешнеэкономическая деятельность осуществляется посредством внешнеэкономических сделок.

Одним из источников определений внешнеторговой и внешнеэкономической сделки является Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., которая понимает под такими соглашениями договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (ст. 1).

В Конвенции предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену за товар, установлены место и срок платежа, последствия неуплаты за товар, включая начисление процентов за просрочку платежа, возмещение убытков и т.д.

Конвенция регулирует случаи, когда заключение договоров МКПТ происходит путем обмена оферты и акцепта. Далеко не в меньших случаях заключение договора происходит путем подписания сторонами международного контракта. В связи с этим следует обратить внимание на то, что при составлении договоров, подписываемых сторонами в виде единого документа, их заключение будет регулироваться нормами национального права. Что касается остальных вопросов (регулирование самой купли-продажи: обязательств покупателя, продавца, принятие поставки и т.п.), то они будут регулироваться соответствующими нормами Конвенции, при условии, конечно, что заключенные договоры входят в сферу действия Конвенции.

Одним из основных положений Конвенции является определение момента заключения договора МКПТ: договор считается заключенным с момента получения акцепта оферентом. Данное положение является важным, поскольку правовые системы государств континентального и англо-американского права придерживались разных позиций в этом вопросе: первые — «теории получения» (вступление акцепта в силу связывалось с получением его оферентом), вторые - «теории почтового ящика» (для вступления акцепта в силу достаточно было его только отправить).

Порядок платежей по внешнеэкономическим контрактам предусмотрен и другими международными соглашениями, в частности Общими условиями поставок товаров между организациями стран - участников соглашения.

В соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепившей правило, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Также, существует ряд международных соглашений универсального уровня по регулированию внешнеэкономических сделок. Условия о платежах по внешнеторговым контрактам включены в принятый в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) документ «Принципы международных коммерческих контрактов», который также может быть использован при заключении контрактов. Принципы УНИДРУА могут использоваться сторонами при заключении международного контракта путем указания на их применение в его тексте. В них содержатся основополагающие правила о порядке заключения договора, его действительности, содержании и толковании, а также исполнении и последствиях неисполнения договора.

Существенное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи. С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата разработала и выпустила сборники их толкований - «Инкотермс» в 1953 г. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер. Правила ИНКОТЕРМС применяются по соглашению сторон в одной из существующих редакций. ИНКОТЕРМС регулирует определенные обязательства сторон, например, обязанность продавца передать товар в распоряжение покупателя, передать его перевозчику или доставить в пункт назначения, распределение риска между сторонами. Правила регламентируют также обязанности сторон по таможенной очистке товара, его упаковке, обязанность покупателя принять поставку и подтвердить выполнение обязательств продавца. Правила содержат базис поставки, оформленный тринадцатью видами договоров. Специфика этого документа состоит в том, что они не имеют обязательного характера и будут применяться только в том случае, если стороны прямо согласовали его применение.

Тенденция международной унификации правового регулирования внешнеэкономических операций ведёт к закреплению в международных нормах особенностей договоров в сфере внешнеэкономических связей и влечёт за собой всё большее обособление правового режима этих договоров. Но и независимо от унификационных процессов можно констатировать растущее количество принимаемых в различных странах специальных норм, затрагивающих международные экономические отношения.

В указанной сфере тесно переплетаются интересы различных государств, субъекты права которого вступают в договорные отношения, к такого рода сделкам не может применяться только национальное право данной страны по всем вопросам заключения и исполнения контрактов между физическими и юридическими лицами из этой страны и иностранными партнёрами.

Поэтому в национальном законодательстве в тех или иных пределах допускается возможность выбора сторонами применимого права и рассмотрения споров в иностранных судах и арбитражах, включаются коллизионные нормы правового режима договоров в области внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях на отношения сторон в области внешнеэкономической деятельности все большее влияние оказывают нормы не только гражданского, но и административного, валютного, таможенного, налогового и иных отраслей права. Кроме того, при их регулировании довольно часто используются положения законодательства стран иностранных партнеров и нормативных актов международного происхождения. Из этого следует, что при осуществлении внешнеэкономических операций применяется комплексный характер регулирования [6, с 131].

В процессе реализации внешнеэкономических контрактов, как правило, происходит "пересечение" товарами и услугами границ одного государства. Поэтому стороны сделки в процессе ее заключения и осуществления не могу не учитывать правила, касающиеся получения разрешения на ввоз и вывоз товара, его таможенного оформления, качества поставляемой продукции с точки зрения ее соответствия обязательным санитарным и экологическим требованиям, а также определенным техническим стандартам и параметрам. При направлении на основе договора специалистов за границу следует принимать во внимание действующие в соответствующем государстве нормативные акты относительно порядка допуска и пребывания иностранных граждан на его территории [6, с. 85].

Договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только гражданским правом, но и испытывают воздействие норм иной отраслевой принадлежности.

Поскольку нормы гражданского законодательства не исчерпывают всех юридических аспектов внешнеэкономической операции, договор в этой области может быть всесторонне изучен лишь при анализе не только гражданско-правовых предписаний, но и соответствующих норм других отраслей права.

Для регулирования формы и порядка подписания внешнеэкономических сделок, законодательство устанавливает особые правила. Форма внешнеэкономических сделок и порядок их подписания определяются национальным законодательством независимо от места совершения таких сделок. Следовательно, если сделка совершается за границей, она должна также подчиняться требованиям национального законодательства относительно её формы и порядка подписания. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку порядок многих иностранных государств признаёт действительной для торговых сделок устную форму [5, с. 120].

В соответствии с нормами международного частного права многих стран партнёрам разрешается выбирать по согласованию между собой применимое право. В праве некоторых государств вместе с тем устанавливаются определённые ограничения на такой выбор. Если стороны не выбирают применимое право сами, то оно определяется на основе норм коллизионного права.

В настоящее время все более широкое распространение получают нормы международного коммерческого права — система негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, основу которой составляют резолюции и рекомендации международных организаций по вопросам внешней торговли (общие условия поставок, договоры присоединения, типовые контракты, регламенты и т.д.)

Договор финансового лизинга. В законодательстве отдельных стран лизинг традиционно рассматривается как особый вид аренды, представляющий собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счет (либо за счет кредитных средств) имущества одним лицом (лизингодателя) с целью его передачи в аренду другому лицу (лизингополучателю) и извлечение доходов от этой деятельности в виде получения арендных платежей. Правовые нормы, регулирующие отношения по договору финансового лизинга, содержатся в Конвенции о международном финансовом лизинге, принятой в Оттаве 1988 г.

Согласно Конвенции финансовый лизинг опосредуется путем заключения двух соглашений: договора лизингодателя с поставщиком (или продавцом соответствующего оборудования) и договора лизингодателя с пользователем. При этом подразумевается связь двух договоров, то есть пользователь должен одобрить условия первого договора, а поставщик должен быть информирован о заключении второго договора. В России действует Закон о лизинге 1998 г. , согласно которому вопрос о применимом праве решается по соглашению сторон в соответствии с Конвенцией о международном финансовом лизинге.

В настоящее время широкое распространение получили договоры подряда, то есть договоры о выполнении строительных работ иностранными подрядчиками по возведению крупных промышленных и бытовых объектов или по их капитальному ремонту. Коллизионное регулирование договора подряда осуществляется (в случае отсутствия автономии воли) законодательством подрядчика, в договоре строительного подряда — правом страны, где в основном создаются предусмотренные договором результаты (п. 4 ст. 1211 ГК РФ).

Под договором имущественного найма понимают соглашение, по которому одна сторона (наймодатель или арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю или арендатору) имущество во временное пользование за установленное вознаграждение, которое другая сторона обязана уплатить.

Согласно ГК РФ к арендным отношениям, осложненным иностранным элементом, применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности арендодателя, если стороны в своем соглашении не указали иное право (нет автономии воли).

В международной практике применяются различные виды страхования, которое осуществляется на основании договора, заключенного гражданином или юридическим лицом со страховой организацией.

В страховом деле получили широкое распространение типовые (стандартные) формы договоров, в которых содержатся основные права и обязанности сторон. Коллизионное регулирование предусматривает применение права страны страховщика, в отсутствии соглашения сторон о применимом праве. В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать лишь юридические лица, имеющие соответствующие лицензии (ст. 938 ГК РФ).

 

Литература:

1.          Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята 12 декабря 1993 // Система КонсультантПлюс

2.          Российская Федерация. Законы. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст]: федеральный закон № 164 – ФЗ: принят ГД ФС 21 ноября 2003 г.

3.          Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая [Текст]: федеральный закон № 14 – ФЗ: принят ГД ФС 26 января 1996г.

4.          Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Часть третья [Текст]: федеральный закон № 146 – ФЗ: принят ГД ФС 26 ноября 2001г.

5. Батычко, В.Т. Международное частное право [Текст]: учебное пособие / В.Т. Батычко – Таганрог.: ТТИ ЮФУ, 2011. – 270 с.

6. Гуськова Т.Н. Методика проведения анализа экспортно-импортных операций. / Т.Н. Гуськова, Е.В. Медведева // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2011. – 2011.– с.104.

7. Зимовец, А.В. Международные расчеты и финансирование [Текст]: учебное пособие / А. В. Зимовец – Таганрог.: НОУ ВПО ТИУиЭ, 2010. – 220 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внешнеэкономическая деятельность, договор, сделка, сторона, внешнеторговая деятельность, ГК РФ, национальное законодательство, Российская Федерация, финансовый лизинг, широкое распространение.


Задать вопрос