Особенности заключения внешнеэкономических сделок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 24.03.2019

Статья просмотрена: 2474 раза

Библиографическое описание:

Земцова, В. А. Особенности заключения внешнеэкономических сделок / В. А. Земцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57423/ (дата обращения: 17.12.2024).



В нынешних условиях фактически все развитые государства в определенной степени интегрированы в сферу мировой экономики. Экономические связи международного характера с участием частноправовых субъектов, опосредуются заключением различных внешнеэкономических сделок.

Процесс заключения внешнеторговых сделок можно разделить на последовательные этапы, а пределах каждого из которых подлежат разрешению определенные задачи и соблюдаются формальности, касающиеся оформления, пересылки и обработки соответствующей документации, требующейся для заключения данной сделки.

Известно, что среди всех внешнеторговых сделок, наибольшей популярностью на практике пользуется международная купля-продажа.

Выделим главные этапы, которые следует пройти при заключении внешнеторговой сделки.

1) Изучение особенностей рынка, где происходит обращение интересующего товара.

2) Отправление оферты, а в ответ — соответствующего акцепта, а также официальная переписка по факсу или электронной почте о намерениях обсудить условия сделки между покупателем и продавцом.

3) Разработка проекта контракта в соответствии с версией, предложенной какой-либо из сторон внешнеторговой сделки.

4) На этапе переговоров происходит обсуждение существенных условий соглашения, представленного одной из сторон, в т. ч. сроков поставки, стоимости единицы товара либо его партии, подлежащей поставке, технической спецификации.

5) Обсуждение изменений и поправок к соглашению, обмен сторон собственными версиями контракта. Как правило, это происходит посредством электронной почты для ускорения подготовки документа.

6) Проверка договорных условий юридическим, коммерческим и прочими отделами компании, в целях внесения окончательных поправок и изменений, а также соответствующее обсуждение всех условий соглашения между покупателем и продавцом.

7) Подписание всех экземпляров договора согласно количеству его сторон.

На этом этапе стороны изначально устанавливают процедуру подписания, время и место подписания, а также представителей сторон, подписывающих контракт от имени каждого из субъектов сделки. Сверяется наличие всего объема документов, выясняется перечень тех вопросов, которые так и не были сторонами согласованы, однако требуют своего решения в дальнейшем, осуществляется оценка обстоятельств, способных оказать влияние на надлежащее исполнение контракта.

Круг субъектов, которые наделены полномочием от имени российского юридического лица подписывать контракт внешнеторговой купли-продажи, включает такие категории как:

– лица, обладающие этим правом в соответствии со своей должностью, что должно быть предусмотрено в учредительных документах юридического лица. Как правило, данными субъектами выступают: руководитель компании, заместители руководителя, а равно руководители ряда подразделений данного юридического лица;

– лица, действующие в соответствии с доверенностью, подписанной руководителем компании. Доверенность может выдаваться одному из сотрудников организации или иным субъектам, которые представляют интересы компании как внутри страны, так и на территории других государств.

Не вызывает сомнений, что при заключении внешнеторговых сделок, большое значение имеет соблюдение их формы. Стоит отметить, что на протяжении долгого периода отечественное законодательство устанавливало особые требования относительно форм внешнеторговых договоров, а также порядка их подписания, что является отражением государственной монополии, действовавшей в нашей стране. Коллизионные положения, устанавливающие законодательство, применимое к внешнеторговым сделкам, характеризовались своей императивностью.

Федеральный закон «О внесении изменений в часть третью ГК РФ» от 30.09.2013 предусмотрел значительные изменения в нормах ст. 1209 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1209 ГК РФ «форма сделки подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой сделке», другими словами, когда договор подчинен законодательству определенного государства, то и его форму надлежит определять по законодательству этого государства. Таким образом, действующая ст. 1209 ГК РФ предусмотрела такую коллизионную привязку, которая устанавливает выбор применимого законодательства в отношении форм внешних гражданско-правовых сделок.

Рассматриваемая статья ГК РФ также содержит субсидиарные привязки. Одна из них устанавливает, что недействительность сделки не может признаваться при несоблюдении ее формы, когда при этом соблюдены все требования законодательства государства, в котором сделка была совершена. Место, где был заключен договор, как правило, подлежит указанию в самом договоре. Если же место заключения в договоре не было обозначено, согласно ГК РФ [2, Ст. 444], такой договор считается заключенным в месте нахождения организации или месте жительства физического лица, отправившего оферту.

Еще одна коллизионная привязка имеет отношение к сделке, совершенной на территории другого государства, в которой одной из сторон является субъект, личным законом которого выступает право РФ. Подобная сделка не признается недействительной по причине несоблюдения формы, в случае, когда требования законодательства РФ к форме сделки были соблюдены. Российское право служит личным законом организаций, учрежденных в нашей стране (ст. 1202 ГК РФ), и физических лиц.

При определении законодательства, регулирующего форму сделки, из общего правила нормами ст. 1209 ГК РФ предусмотрено три исключения.

Одно из них касается права, регулирующего форму договора создания юридического лица либо сделки, касающейся реализации прав участников юридических лиц.

Так, ГК РФ предусматривает, «если право страны места учреждения юридического лица содержит особые требования в отношении формы договора о создании юридического лица или сделки, связанной с осуществлением прав участника юридического лица, форма таких договора или сделки подчиняется праву этой страны» [3, П. 2 ст. 1209].

Другое изъятие из общего правила имеет место, «если сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней подлежит обязательной государственной регистрации в Российской Федерации, форма такой сделки подчиняется российскому праву» [3, П. 3 ст. 1209].

Последнее исключение затрагивает форму договора относительно недвижимости, регулируемую законодательством «страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в РФ, российскому праву» [3, П. 4 ст. 1209]. Отметим, что этой нормы изменения не коснулись, и она полностью согласуется с предыдущей редакцией рассматриваемой статьи ГК РФ.

Интерес вызывает тот факт, что в англо-американском и континентальном правопорядках не предусмотрено каких-либо императивных положений относительно формы сделок (внешнеэкономических в т. ч.), которые возможно заключать как в письменной, так и посредством устной формы (хотя особые требования в некоторых случаях устанавливаются для конкретных видов сделок) [6].

Современная внешнеторговая практика, в соответствии с которой к форме сделок не предъявляются никакие формальности, свое отражение получила в рамках «Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров». Указанный правовой акт не требует, чтобы сделка купли-продажи подтверждалась ее письменной формой или подвергалась какому-либо другому требованию относительно ее формы. Существование договора может подтверждаться любыми средствами, в т. ч. показаниями свидетелей. В качестве письменной формы Конвенции признает сообщения, преданные по телетайпу и телеграфу.

Странам, чье законодательство для внешнеторговых договоров предусматривает соблюдение письменной формы, Конвенция предоставляет право исключить общие нормы о форме сделки, установленные в ней. Ст. 96 Конвенции устанавливает возможность государств делать соответствующую оговорку относительно невозможности применения устной формы сделки при заключении внешнеторгового договора, а в ст. 12 предусмотрено, что правила о форме сделки купли-продажи, регламентированные Конвенцией, не подлежат применению, если даже у одной из сторон существует предприятие на территории страны, сделавшей заявление в соответствии со ст. 96 Конвенции.

Как уже было отмечено, законодательство СССР требовало императивного соблюдения формы внешнеторговых договоров, а поэтому, при присоединении к рассматриваемому международному акту, Советский Союз предусмотрел эту оговорку. В связи с тем, что Россия ее не денонсировала, соответствующая оговорка сохранила силу.

Таким образом, письменная форма внешнеторговых сделок, на которые Венская конвенция 1980 года распространяет свое действие, выступает обязательной при их заключении российскими хозяйствующими субъектами. Аналогичные заявления сделаны рядом других государств.

Вызывает интерес решение проблемы определения законодательства, регулируемого форму сделки, в рамках Регламента Рим-I.

Так, в случаях, если при заключении договора представители каждой из сторон находятся в одном государстве, он будет считаться имеющим надлежащую форму, если соблюдены требования законодательства, применяемого к самому договору (определяется Регламентом), либо требования законодательства государства, на территории которого данный договор был заключен. Однако, если указанные представители при заключении контракта находились на территориях различных государств, то предусматривается ряд случаев признания такой сделки как оформленной в надлежащем виде, когда ее форма: согласуется с требованиями, предусмотренными законодательством, регламентирующим существо договора; законодательством государства, где при заключении сделки находилась любая из сторон либо представитель; законодательством государства, где при заключении сделки имела место жительства какая-либо из сторон.

В области внешнеторговых сделок широкое использование получили электронные коммуникационные средства, при этом сократился объем письменных сообщений субъектов коммерческой сферы, а передача соответствующей информации в большинстве случаев реализуется в электронном виде. Электронная торговля выступает новейшей формой осуществления соответствующих операций. Широкое применение электронных средств способствует эффективности торговых операций, предоставляет возможность неоднократного использования информации и ее анализа, укрепляет коммерческие связи и формирует доступность ранее отдаленных рынков и контрагентов.

Комиссией ЮНСИТРАЛ обращено внимание, что унификация ряда правил относительно правового признания передаваемых электронных записей, будет способствовать повышению правовой определенности в области электронного товарооборота, увеличит скорость передачи этих документов и ее надежность.

В рамках ООН также выработана «Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах» [1]. Относительно подписи заключаемого контракта она предусмотрела весьма либеральные условия. Как следует из положений Конвенции, действительной будет признана подпись, осуществленная любым способом, не зависящем от степени его надежности, если при этом было продемонстрировано, что он способствует идентификации подписавшего его субъекта и указывает на намерения последнего относительно информации, предусмотренной в рамках электронного сообщения.

Гражданско-правовые нормы, устанавливающие требования к надлежащей письменной форме (п. 2 ст. 160 ГК РФ), при заключении сделки предусматривают применение подписи в электронно-цифровом виде или же другого аналога собственноручно сделанной подписи в порядке, регламентированном законом, соглашением сторон либо другими нормативными актами.

Порядок признания равнозначности документов, подписанных указанной подписью, документам, размещенным на бумажном носителе и подписанным собственноручно, предусмотрен ФЗ «Об электронной подписи» [4]. Данный правовой акт регламентирует отношения в сфере применения электронных подписей в процессе заключения гражданско-правовых договоров, предусматривает принципы применения таких подписей и устанавливает их виды, характеризует порядок признания легитимности подписей, сделанных согласно законодательству других государств и международным стандартам и т. п.

В действующем законодательстве РФ область действия применимого к сделке с иностранным элементом права, определена в нормах ст. 1215 ГК РФ. В соответствии с данной статьей вопросы заключения внешнеторговой сделки, не включены в указанную область действия.

Между тем, заключению внешнеторговой сделки, как правило, предшествуют переговоры сторон. Так, ст. 1222.1 ГК РФ предусматривает положение о законе, применяемом к недобросовестному проведению переговоров, которым выступает закон, подлежащий применению к договору. С учетом того, что результатом переговоров служит заключение контракта, представляется целесообразным вопросы его заключения подчинить праву, применяемому к договору.

Литература:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах» (Заключена в г. Нью-Йорке 23.11.2005) // СПС Консультант Плюс
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // «Российская газета», N 238–239, 08.12.1994.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // «Российская газета», N 233, 28.11.2001
  4. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» // «Российская газета», N 75, 08.04.2011.
  5. Веселкова Е. Е. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок // Адвокат. 2014. N 5.
  6. Дмитриева Г. К. Международное частное право: Учеб. для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, сделка, юридическое лицо, договор, внешнеторговая сделка, форма сделки, государство, заключение, заключение сделки, письменная форма.


Задать вопрос