В рамках данной статьи автором исследован такой специфический источник международного частного права как международный экономический договор. Актуальность темы обусловлена тем обстоятельством, что фундаментом сотрудничества иностранных государств между собой выступают не только политические, социальные интересы, но также интересы экономического характера, как следствие, такие отношения должны быть урегулированы. В частности, одной из форм такого регулирования может выступать международный экономический договор, однако, что в научной литературе, а также в правоприменительной практике такие договоры рассмотрены в недостаточной степени.
Ключевые слова : международное право, международное частное право, договору, экономические договоры, экономическая деятельность.
Within the framework of this article, the author has explored such a specific source of international private law as an international economic contract. The relevance of the topic is due to the fact that the foundation of cooperation between foreign states is not only political and social interests, but also interests of an economic nature, and as a consequence, such relations must be regulated. In particular, one of the forms of such regulation can be an international economic agreement, however, such agreements have not been sufficiently considered in the scientific literature, as well as in law enforcement practice.
Keywords: international law, private international law, treaty, economic contracts, economic activity
Важность данной темы обусловлена тем фактом, что основой сотрудничества между иностранными государствами являются не только политические и социальные интересы, но также экономические интересы, следовательно, возникающие экономические отношения должны быть урегулированы. Одной из форм такого регулирования может служить международный экономический договор.
С учетом того, что в настоящее время Российская Федерация участвует во множестве соглашений, необходимо более детальное изучение вопроса о международных экономических договорах. Несмотря на активное развитие экономических санкций, государства продолжают проявлять экономический интерес друг к другу, что позволяет им заключать различные виды соглашений.
Цель данного исследования состоит в определении характерных особенностей выполнения международных экономических договоров как особых источников международного частного права.
Методология исследования основывается на использовании комплекса общенаучных и специальных методов. Среди общенаучных методов выделяются методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, а к специальным относятся историко-правовой и сравнительно-правовой методы.
В начале текущего века возникли новые возможности и условия для продвижения международного сотрудничества, включая и экономическую сферу. Однако сегодня, в свете взаимных санкций и напряженных отношений ведущих мировых держав, становится труднее устанавливать взаимодействия.
Постепенно международное экономическое взаимодействие претерпевает значительные изменения, но сохраняется тенденция к активному развитию глобальных связей, в первую очередь в экономике.
Современные международные отношения проявляют стремление к углублению интеграционных процессов и активному развитию экономических связей как между государствами, так и их «представителями». К таким представителям относят субъекты внутригосударственного права, включая государственные органы и должностных лиц, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Важно понимать, что особенность их статуса зависит от воли главных субъектов международного права, и самостоятельно выступать в этом качестве они не могут.
Экономические связи играют ключевую роль в международных отношениях в общем. Международные экономические связи сложны и многогранны, охватывая широкий спектр аспектов и участников. При анализе международных экономических связей важно отметить социальные отношения, формирующиеся в таких сферах, как международный кредит, финансы, валюта, транспорт и промышленное сотрудничество. Участие в формировании и развитии этих связей принимают как государства, так и другие субъекты международного права.
Классификация участников на две группы связана с понятием международной правосубъектности, определение которой пока теоретически не сформулировано четко, но подразумевает юридическую способность быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности состоит из основных прав и обязанностей субъекта, вытекающих из международно-правовых норм.
Как указали П. П. Глущенко, Е. В. Максимова и М. Н. Пригон, субъект международного права не только обретает права и несет обязанности, основываясь на взятых на себя обязательствах, но также представляет собой коллективное соединение, например, государство как власть и управленческий аппарат, или международные организации с постоянно действующими органами. При выполнении властных прерогатив такие субъекты действуют автономно и не подчиняются друг другу, обладая самостоятельным международно-правовым статусом и представляя себя в международных отношениях. Эти субъекты способны участвовать в разработке и утверждении международных норм. В отличие от внутренних правовых субъектов, они не только следуют международно-правовым нормам, но и активно участвуют в их создании [5, с.77].
Эффективное управление международными экономическими отношениями обеспечивается регулированием посредством норм международного права, которое является неотъемлемой частью правовой структуры. Цель международного права в этой сфере — добиться упорядочивания и согласованного функционирования международных экономических субъектов для достижения наилучших результатов.
Основной инструмент регулирования международных экономических отношений — международный экономический договор. Это обосновано тем, что такие договоры устанавливают, изменяют или прекращают специфические правоотношения между подписавшими их государствами в контексте внешнеэкономической деятельности. Исходя из этого, международный экономический договор действует как средство закрепления прав и обязательств между сторонами, а также регулирует последствия невыполнения договорных положений.
С развитием глобализации и интеграционных процессов, обширностью международных отношений и укреплением сотрудничества между государствами в различных сферах международной политики возникает необходимость в развитии договорных практик, которые закрепляют права и обязательства участников. В настоящее время экономические договоры между государствами являются незаменимым юридическим инструментом для регулирования международных экономических отношений.
С помощью международного экономического договора можно оперативно реагировать на изменения в международной экономике. Возрастающие международные связи в экономической сфере естественным образом ведут к развитию договорных отношений, что увеличивает число заключаемых соглашений между сторонами.
В России на теоретическом уровне впервые вопросы международного экономического договора стали обсуждаться в работах Фитуни Л. А. «Международные торговые договоры и соглашения» от 1955 года, где было сформулировано следующее определение «международный экономический договор» — акты правового характера, заключенные между двумя и более государствами с целью последующего установления или изменения их прав и обязанностей в сфере их экономических интересов [6, с.84].
Анализируя представленное определение требуется обратить внимание на то обстоятельство, что автором берется во внимание только те общественные отношения, которые связаны с осуществлением торгового сотрудничества между государствами, при этом, абсолютно беспочвенно остаются без внимания иные сферы. В этой части, на наш взгляд, наиболее точным является определение, предложенное Р. Быстрицким, который под международными экономическими договорами понимал такие соглашения, которые регулируют взаимные экономические и торговые связи, складывающиеся между государствами и иными субъектами таким отношений [3, с.54].
Важно подчеркнуть, что в литературе продолжает отсутствовать единогласие относительно правовой природы международных экономических договоров. На этот счёт существуют следующие точки зрения исследователей:
— международный экономический договор рассматривается как правовая форма складывающихся международных экономических связей;
— как выражение воли субъектов международных экономических отношений;
— в качестве основного источника международного экономического права.
При более детальном анализе каждой из данных позиций следует учитывать, что в качестве субъектов рассматриваются исключительно государства, однако важно отметить разнообразие участников международных экономических отношений, включая не только государства, но и организации, действующие в их рамках.
При определении термина «международный экономический договор» внимание обращается на его основные характеристики, такие как добровольность и равенство участников, при этом положения заключённого договора не должны противоречить международному праву. Основу правового регулирования международных экономических отношений составляют ключевые принципы международного права, регулирующие экономические отношения между субъектами, а также другие производные нормы, уникальные для международного экономического права.
Следует заметить, что легальное определение термина международный договор содержится в статье 2 Венской Конвенции, где указано, что международным договором признаётся «международное соглашение, заключённое в письменной форме между государствами и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли оно в одном или нескольких связанных документах, а также независимо от его названия» [1]. Однако сегодня, учитывая современные реалии, международный экономический договор также включает и другие признаки, с учётом сферы экономического сотрудничества между государствами, вследствие чего его определяют как соглашение между двумя и более государствами или другими субъектами международного права, с целью установления, исполнения или прекращения прав и обязанностей сторон в рамках международных экономических отношений.
Положения Венской Конвенции, разумеется, находят своё отражение в определении международного экономического договора, однако этот вид договора обладает особенностями и отличается как составом участников и характером регулируемых общественных отношений, так и методами правового регулирования, спецификой санкций для субъектов, которые ненадлежащим образом исполняют условия международного экономического договора, и так далее.
В этом разделе необходимо дать следующее определение международного экономического договора, который представляет собой соглашение между двумя и более государствами или другими субъектами международного экономического права. Это соглашение касается установления, изменения или аннулирования их взаимных прав и обязательств в экономических отношениях. Такие договоры направлены на определение, изменение или прекращение конкретных правоотношений между государствами в сфере внешнеэкономической деятельности.
Для России вопрос признания на своей территории международных экономических договоров встал после распада СССР. В результате возникла необходимость создания нового механизма для взаимодействия и сотрудничества с новыми государствами, ранее входившими в единое союзное государство. После образования Содружества независимых государств Россия заключила особенно много таких договоров, причем 70 % из них были заключены с бывшими членами СССР [4].
Международные экономические договоры обладают уникальным содержанием, поскольку регулируют не только экономические отношения, но и отношения в других сферах, таких как воздушное, морское и космическое право, а также охрана окружающей среды. Примером таких договоров являются соглашения между Россией и Грецией от 30 июня 1993 года «Об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве», а также соглашение с Чехией от 2005 года по аналогичному вопросу.
В этих соглашениях предусматривается работа по предупреждению техногенных опасностей, аварий и загрязнений окружающей среды. Весьма интересным является соглашение между США и Россией по международной торговле услугами в сфере космических запусков. Регулирование отношений по такому договору включает не только международное экономическое право, но и космическое, что подчеркивает его комплексный характер, охватывающий несколько правовых сфер.
Международные экономические соглашения обладают рядом уникальных черт, которые важно рассмотреть подробно. К ним относятся:
- С точки зрения юридической сути, международное экономическое соглашение является договоренностью между государствами и другими субъектами международного права, в котором они выражают свои цели и интересы. Если между сторонами нет согласия по какому-либо пункту договора, это делает его заключение невозможным, а следовательно, такой договор не сможет быть реализован.
- Такой договор является средством оформления международных правоотношений в международной практике.
- Международное соглашение представляет собой систему норм, связанных определенной областью международных отношений; соответственно, международный экономический договор регулирует общественные отношения, возникающие в сфере глобальной экономики.
- Он обычно включает в себя такие части, как преамбула, основная часть, где расписаны права, обязанности и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий, а также заключительную часть. Кроме того, международный экономический договор должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, только тогда он будет действителен в рамках международного права.
Важно подчеркнуть, что Россия полностью признает международные экономические соглашения как одну из разновидностей международных договоров и активно заключает их с зарубежными государствами.
Изучая международный экономический договор нельзя не рассмотреть вопрос его места в системе права Российской Федерации.
Для его раскрытия необходимо обратиться к п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [2], который устанавливает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Это означает, что если Российская Федерация становится участником международного договора, то с момента вступления его в силу для Российской Федерации договор автоматически, без необходимости издания дополнительных актов законодательного или административного характера инкорпорируется в национальную правовую систему.
Обращаем также внимание что на особое место международных договоров, которое отводится в иерархической системе источников внутригосударственного права. Положение, которое занимают в этой иерархии международные договоры, как правило зависит от уровня, на котором приняты решения об их внедрении в национальное право, т. е. статус международного договора либо соответствует статусу акта, посредством которого он инкорпорируется во внутригосударственное право, либо международному договору придается приоритет в применении перед актами, равными по юридической силе акту, посредством которого договор инкорпорирован во внутригосударственное право, и всеми нижестоящими актами.
При заключении договора наша страна должна учитывать международные обязательства, которые из него вытекают, и соотносить их с нормами своей Конституции и другими правовыми актами. После подписания международного договора Россия обязана выполнять его добросовестно как на международной арене, так и в рамках внутренней правовой системы.
Таким образом, международный договор становится частью правовой системы страны вне зависимости от уровня, на котором принято решение о его обязательности для Российской Федерации, а также от формы выражения этого согласия. Поскольку международный экономический договор является разновидностью международных, его роль в национальной правовой системе аналогична.
Международные экономические договоры служат инструментом регулирования экономических отношений с иностранным участием и могут использоваться при судебном разрешении споров. Однако, исходя из специфики этих документов, арбитражным судам при рассмотрении споров, в которых фигурируют такие договоры, необходимо определить их статус. Суд обязан проанализировать, кто заключил договор, правомочие органов на его заключение, соблюдение процедуры ратификации и публикации. Суды должны аргументировать в своих решениях признание или непризнание применимости договора в конкретном споре.
Также в судебной арбитражной практике важным вопросом является определение применимости условий конкретного международного экономического договора к рассматриваемым правоотношениям, что должно быть детально обосновано в судебном акте. Кроме того, международный экономический договор может подвергаться анализу международных судов, таких как Экономический суд СНГ, который создан для обеспечения единообразия применения соглашений стран-участников и связанных с ними экономических обязательств через разрешение возникающих экономических споров.
Основу правового функционирования Экономического суда СНГ составляют Соглашение о его статусе от 06.07.1992, Устав СНГ и Регламент Экономического суда СНГ от 05.07.1994. Суд занимается разрешением межгосударственных экономических споров:
— возникающих при выполнении обязательств по актам СНГ и его институтов;
— касающихся соответствия нормативных и иных актов государств-членов СНГ соглашениям и другим актам Содружества, касающимся экономики.
Экономический суд СНГ также имеет юрисдикцию на рассмотрение споров из международных экономических договоров, и объектом его работы являются:
— толкование положений международных экономических соглашений;
— применение положений таких соглашений;
— корреляция международно-правовых актов, принятых государствами СНГ;
— случаи нарушения положений международных соглашений.
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: «международный экономический договор» является категорией международного частного права, для которой до сих пор нет единого научного понимания, так как она включает в себя признаки, связанные с правовой формой международных экономических отношений; волеизъявлением субъектов таких отношений; и даже рассматривается как источник международного экономического права. Тем не менее, в российском законодательстве этот правовой инструмент выступает как одна из разновидностей международных договоров, активно заключаемых с другими странами, и в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ является неотъемлемой частью правовой системы России.
Литература:
- Венская Конвенция о праве международных договоров: Заключена в Вене 23.05.1969 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=26e5qMTthPnDk73D&cacheid=10593D49B651FC3D9ADFC97E3AE8AE36&mode=splus&rnd=XlHCw&base=LAW&n=12754&dst=1000000001#svl6qMTO8ExSYbBO1
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Быстрицкий Р. Международные торговые соглашения и организации / Р. Быстрицкий. — М.: Внешторгиздат, 1957. — 681 с.
- Дергачев С. А. Историко-правовой анализ договорной подсудности в гражданском судопроизводстве дореволюционной России / С. А. Дергачев // История государства и права. — 2010. — № 1. — С. 47–49
- Елисеев Н. Г. Международное гражданское процессуальное право: учебное пособие / Н. Г. Елиеев, Е. В. Вершинина. — М.: Проспект, 2011. — 240 с.
- Нефедьев Е. А. Учебник русского гражданского судопроизводства / Е. А. Нефедьев. — Краснодар: Кубань, 2015. — 472 с.