Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 ноября, печатный экземпляр отправим 19 ноября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Задачи воспитательной колонии

Юриспруденция
27.05.2019
1607
Поделиться
Библиографическое описание
Колыженков, И. М. Задачи воспитательной колонии / И. М. Колыженков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59370.


Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений. В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создано специальное учреждение [5, с. 43].

Разделение взрослых и подростков при отбывании наказания обеспечивает воспитательная колония. Воспитательная колония — это один из видов исправительных учреждений в стране. В нем отбывают наказание в виде лишения свободы лица, не достигшие возраста в 18 лет. До 1997 года такие колонии носили название «трудовые колонии» или ВТК «воспитательно-трудовые колонии». Их число в то время было в разы меньше, чем сегодня. Особенности функционирования воспитательных колоний и порядок исполнения наказания в данном виде исправительного учреждения закреплены в главе 17 Уголовно-Исполнительного Кодекса [1].

Актуальность темы обусловлена тем, что в системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в них, является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми учреждениями уголовно-исполнительной системы условий содержания, а с другой — открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных.

Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.

Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.

Несовершеннолетним создаются более улучшенные условия отбывания наказания. Среди которых: повышенные нормы питания, длительные прогулки — не менее двух часов, организация досуга — спортивные игры и просмотр фильмов, организация образования [2].

Среди современных мер воспитательного воздействия применяются меры поощрения и наказания. К мерам поощрения относится право выхода из колонии на спортивно-культурные мероприятия под контролем сотрудников, или же перевод из строгих условий в обычные. Наказанием считается:

1) запрещение просмотра кинофильма в течение месяца;

2) помещение в дисциплинарный изолятор до семи суток, в котором запрещены телефонные разговоры, курение, посылки, длительные свидания и настольные игры.

Первоочередной задачей воспитательной колонии является создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития воспитанника, его реабилитации и адаптации, что при исключении гуманистической направленности отношений не может эффективно реализовываться.

Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом психологических, возрастных особенностей осужденных и их криминальной предрасположенности с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных. Рассматриваемое средство реализуется по следующим направлениям: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание осужденных.

Воспитательная колония для несовершеннолетних правонарушителей создана государством специально для осуществления исправительного, корректирующего воздействия на личность подростков, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.

Работа по нравственному воспитанию имеет целью приобретение подростком морально-нравственных ценностей, эстетических установок, навыков уважительного общения с окружающим, норм и правил этикета, а также на то, чтобы осужденный приобщился к общечеловеческим ценностям. Правовое воспитание призвано сформировать у осужденных представления о сущности взаимоотношений между обществом и государством, осознание необходимости соблюдения правовых норм, недопустимости нарушения закона и выполнения возложенных обязанностей.

Трудовое воспитание имеет целью выработку у осужденных трудовых навыков, получении ими профессии, необходимой для трудоустройства после исполнения наказания. Данное направление воздействия способствует развитию активности ребенка, а также способностей в различных сферах трудовой деятельности. Необходимым аспектом является обращение к потребностям рынка труда и предоставляемым рабочим местам.

Эстетическое воспитание, безусловно, направлено на эмоциональное развитие подростков, развитие способности воспринимать, ценить и понимать достижения, результаты духовной сферы деятельности человека.

Физическое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, оно призвано поддерживать физическое и психическое здоровье несовершеннолетних в условиях малоподвижного образа жизни в воспитательных колониях, а с другой стороны, является способом организации досуга осужденных [6, с. 182].

Отметим, что в будущем, воспитательные колонии, предполагают заменить воспитательными центрами, в которых несовершеннолетние преступники будут проживать в общежитиях группами по четыре человека. Возрастет количество психологов, социальных педагогов и социальных работников, дабы к каждому осужденному был индивидуальных подход [3].

В этом контексте, приведем зарубежный опыт. Так, в США есть практика воспитательных центров — общежитий. С 70-х годов тюремное заключение, для несовершеннолетних, совершивших уголовные преступления небольшой тяжести, заменяется, пребываем в школах по перевоспитанию, молодежных лагерях, закрытых приютах, центрах круглосуточного надзора [4, с. 47].

Развитие психологической помощи — реабилитации проводится как в России, так и за рубежом. Такие направления реабилитации несовершеннолетних преступников, как тренинговые группы, арт-терапия, психодрама (выявление и решение проблем с помощью актерского мастерства).

В завершении отметим, что для создания системы воспитания несовершеннолетних осужденных, необходимо уделять наибольшее внимание психологической помощи. Созданию духовно-нравственного каркаса, который в дальнейшем не позволит пойти на рецидив преступления.

Литература:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Российская газета, № 9, 16.01.1997.
  2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета, № 139, 20.07.1995.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, № 43, ст. 5544.
  4. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. М.: Институт молодежи, 1991. — 144 с.
  5. Городинец Ф. М., Нецветная К. А. Воспитательное воздействие на несовершеннолетних лиц, отбывающих уголовное наказание в воспитательных колониях // Вестник науки и образования. 2019. № 6–1 (60). С. 43–45.
  6. Шувалова В. С. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы в воспитательных колониях как ведущее средство исправительного воздействия // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. 2018. С. 182–185.
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnoe-vozdeystvie-na-nesovershennoletnih-lits-otbyvayuschih-ugolovnoe-nakazanie-v-vospitatelnyh-koloniyah
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 344-346):
Часть 5 (стр. 319-387)
Расположение в файле:
стр. 319стр. 344-346стр. 387

Молодой учёный