Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений. В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создано специальное учреждение [5, с. 43].
Разделение взрослых и подростков при отбывании наказания обеспечивает воспитательная колония. Воспитательная колония — это один из видов исправительных учреждений в стране. В нем отбывают наказание в виде лишения свободы лица, не достигшие возраста в 18 лет. До 1997 года такие колонии носили название «трудовые колонии» или ВТК «воспитательно-трудовые колонии». Их число в то время было в разы меньше, чем сегодня. Особенности функционирования воспитательных колоний и порядок исполнения наказания в данном виде исправительного учреждения закреплены в главе 17 Уголовно-Исполнительного Кодекса [1].
Актуальность темы обусловлена тем, что в системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в них, является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми учреждениями уголовно-исполнительной системы условий содержания, а с другой — открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных.
Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.
Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.
Несовершеннолетним создаются более улучшенные условия отбывания наказания. Среди которых: повышенные нормы питания, длительные прогулки — не менее двух часов, организация досуга — спортивные игры и просмотр фильмов, организация образования [2].
Среди современных мер воспитательного воздействия применяются меры поощрения и наказания. К мерам поощрения относится право выхода из колонии на спортивно-культурные мероприятия под контролем сотрудников, или же перевод из строгих условий в обычные. Наказанием считается:
1) запрещение просмотра кинофильма в течение месяца;
2) помещение в дисциплинарный изолятор до семи суток, в котором запрещены телефонные разговоры, курение, посылки, длительные свидания и настольные игры.
Первоочередной задачей воспитательной колонии является создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития воспитанника, его реабилитации и адаптации, что при исключении гуманистической направленности отношений не может эффективно реализовываться.
Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом психологических, возрастных особенностей осужденных и их криминальной предрасположенности с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных. Рассматриваемое средство реализуется по следующим направлениям: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание осужденных.
Воспитательная колония для несовершеннолетних правонарушителей создана государством специально для осуществления исправительного, корректирующего воздействия на личность подростков, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.
Работа по нравственному воспитанию имеет целью приобретение подростком морально-нравственных ценностей, эстетических установок, навыков уважительного общения с окружающим, норм и правил этикета, а также на то, чтобы осужденный приобщился к общечеловеческим ценностям. Правовое воспитание призвано сформировать у осужденных представления о сущности взаимоотношений между обществом и государством, осознание необходимости соблюдения правовых норм, недопустимости нарушения закона и выполнения возложенных обязанностей.
Трудовое воспитание имеет целью выработку у осужденных трудовых навыков, получении ими профессии, необходимой для трудоустройства после исполнения наказания. Данное направление воздействия способствует развитию активности ребенка, а также способностей в различных сферах трудовой деятельности. Необходимым аспектом является обращение к потребностям рынка труда и предоставляемым рабочим местам.
Эстетическое воспитание, безусловно, направлено на эмоциональное развитие подростков, развитие способности воспринимать, ценить и понимать достижения, результаты духовной сферы деятельности человека.
Физическое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, оно призвано поддерживать физическое и психическое здоровье несовершеннолетних в условиях малоподвижного образа жизни в воспитательных колониях, а с другой стороны, является способом организации досуга осужденных [6, с. 182].
Отметим, что в будущем, воспитательные колонии, предполагают заменить воспитательными центрами, в которых несовершеннолетние преступники будут проживать в общежитиях группами по четыре человека. Возрастет количество психологов, социальных педагогов и социальных работников, дабы к каждому осужденному был индивидуальных подход [3].
В этом контексте, приведем зарубежный опыт. Так, в США есть практика воспитательных центров — общежитий. С 70-х годов тюремное заключение, для несовершеннолетних, совершивших уголовные преступления небольшой тяжести, заменяется, пребываем в школах по перевоспитанию, молодежных лагерях, закрытых приютах, центрах круглосуточного надзора [4, с. 47].
Развитие психологической помощи — реабилитации проводится как в России, так и за рубежом. Такие направления реабилитации несовершеннолетних преступников, как тренинговые группы, арт-терапия, психодрама (выявление и решение проблем с помощью актерского мастерства).
В завершении отметим, что для создания системы воспитания несовершеннолетних осужденных, необходимо уделять наибольшее внимание психологической помощи. Созданию духовно-нравственного каркаса, который в дальнейшем не позволит пойти на рецидив преступления.
Литература:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Российская газета, № 9, 16.01.1997.
- Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета, № 139, 20.07.1995.
- Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, № 43, ст. 5544.
- Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. М.: Институт молодежи, 1991. — 144 с.
- Городинец Ф. М., Нецветная К. А. Воспитательное воздействие на несовершеннолетних лиц, отбывающих уголовное наказание в воспитательных колониях // Вестник науки и образования. 2019. № 6–1 (60). С. 43–45.
- Шувалова В. С. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы в воспитательных колониях как ведущее средство исправительного воздействия // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. 2018. С. 182–185.
- https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnoe-vozdeystvie-na-nesovershennoletnih-lits-otbyvayuschih-ugolovnoe-nakazanie-v-vospitatelnyh-koloniyah