Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.07.2023

Статья просмотрена: 363 раза

Библиографическое описание:

Семенова, Л. В. Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей / Л. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104651/ (дата обращения: 22.12.2024).



Благополучной считается та семья, в которой выполняются все семейные функции в отношении воспитания, содержания, социального развития подростков. В таких семьях подростки окружены заботой, адекватным вниманием, и процесс воспитания происходит без принуждений и жестких наказаний, а нацелен на развитие личности ребенка, умение правильно отстоять свои интересы.

Соответственно неблагополучные — это те семьи, в которых нарушена реализация каких-либо семейных функций, а уровень социально-тяжелого положения подростков зависит от степени неблагополучия семьи по социально-экономическим, медицинским, религиозным, поведенческим, психологическим и иным характеристикам.

Неблагополучные семьи являются опасной проблемой современного российского общества, требующей новых действенных подходов, методики средств для ее разрешения.

Рост социальных проблем, обусловленный с очередным социально-экономическим кризисом страны, повлиявший на все социальные структуры общества, отражается в первую очередь на уровень благополучия семьи с детьми. К трудно разрешаемым социальным проблемам, с которыми дети и подростки из неблагополучных семей не в силах справиться самостоятельно, можно отнести следующие проблемы: присутствие насилия в семье, асоциальный образ жизни членов семьи, отсутствие денежных средств к существованию и определенного места жительства, тяжелые психологические проблемы (психоз и сопутствующие расстройства).

По данным официальной статистики, на начало 2023 года по отношению к 2021 году наблюдается значительный рост числа:

— неблагополучных семей на 19,8 % и составляет более 84,7 тыс. таких семей по России [1];

— выявленных случаев жестокого обращения с несовершеннолетними на 7,1 % [1];

— несовершеннолетних, ставших жертвами от преступлений, совершенными членом семьи, увеличилось на 15,9 % и составляет 8716 тыс., отмечается незначительное снижение женщин, ставших жертвами от подобных преступлений, но по-прежнему их число остается на высоком уровне — 22241 тыс. [1]

— число неполных семей на 8,7 % и на сегодняшний день 11,2 млн. женщин, воспитывает детей самостоятельно [1];

— уровень бедности в России с 2019 по 2021 гг. вырос на 1,7 %, по состоянию на 01.01.2022 г. 71,9 % населения страны имеют среднедушевой денежный доход ниже границ бедности, из них это 52,8 % семей с детьми [1].

Данные факторы влияют на общее состояние социального здоровья подростков, и по нашему мнению, наиболее опасными являются: наличие в семье агрессии, асоциального поведения родителей, эмоциональной холодности, психологического или физического насилия, бесконтрольного и безучастного отношения родителей по отношению к интересам своих детей. При наличии такого рода неблагополучных условий проживания, подросток должен быть изъят из семьи для прохождения социальной реабилитации в специализированных учреждениях до восстановления семейного благополучия или перевода в дома-интернаты [3].

Органами опеки и попечительства, специалистами учреждений помощи семьям с детьми ведется работа по выявлению и устранению социально-опасного положения подростков, созданию благоприятных условий для их проживания. Ведется работа над проблемой социальной-адаптации, социальной реабилитации подростков, оказывается помощь семьям и подросткам в налаживании семейных отношений, привлекает иные организации к оказанию адресной помощи неблагополучным семьям в целях улучшения их материального положения. Также реализуется целый комплекс медицинских, педагогических, психологических мер, в целях исправления девиационных проявлений в поведении, устранении семейного неблагополучия и дезадаптации подростков и повышении социального статуса семьи.

Для дальнейшего совершенствования технологий социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей необходимо внедрять в центры помощи семье с детьми следующие технологии:

1. Внедрить технологию семейного наставничества. Отметим, что в некоторых центрах помощи семье с детьми для достижения уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта) была внедрена технология наставничества, но только по отношению к семьям, заключившим социальный контракт на развитие собственного дела, с привлечением добровольцев из числа успешных предпринимателей.

Технология семейного наставничества должна быть направлена на неблагополучные семьи и подростков из данной категории семей. Целью данной технологии является сопровождение неблагополучных семей с детьми, за каждой из которых закреплены семейные наставники из числа успешных женщин — общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Семейные наставники призваны оказывать содействие в преодолении трудной жизненной ситуации неблагополучным семьям с детьми [2].

2. Внедрить коворкинг- технологии социальной работы с подростками из неблагополучных семей (оказание социально-педагогической, социально-правовой и натуральной помощи). В рамках данной технологии создаются условия для получения подросткам из неблагополучных семей знаний и практических навыков, направленных на выход из кризисной ситуации, которые им помогут в дальнейшем обеспечении самозанятости и повышении возможностей трудоустройства в удаленном режиме.

3. Развивать восстановительные технологии социальной работы с подростками из неблагополучных семей. Данная технология должна быть направлена в целом на семью подростка в рамках реализации программ, направленных на организацию «Семейных выходных». Программа семейного отдыха подразумевает организацию совместной спортивной, игровой, продуктивной досуговой деятельности с использованием восстановительных медиаций.

Литература:

  1. Семья, материнство и детство // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807
  2. Сытникова, Е. М. Реализация моделей программы социального сопровождения семей с детьми / Е. М. Сытникова // Социальное обслуживание. — 2020. — № 6. — С. 100–108. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.socialmag.info/soc-jun-2020
  3. Челышева, И. В. О реализации социально-реабилитационной программы «В мире профессий» в социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (Опыт социального приюта) / И. В. Челышева // Социальное обслуживание. — 2020. — № 1. — С. 112–119. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.socialmag.info/soc-jan-2020
Основные термины (генерируются автоматически): семья, подросток, ребенок, социальная работа, Россия, семейное наставничество, социальный контракт, центр помощи.


Похожие статьи

Технологии социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей

Организация работы с детьми с ОВЗ

Основные направления социальной работы с несовершеннолетними наркоманами

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения

Организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями

Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Похожие статьи

Технологии социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей

Организация работы с детьми с ОВЗ

Основные направления социальной работы с несовершеннолетними наркоманами

Социально-психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их семей

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Использование технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация взаимодействия с семьями в условиях дошкольного учреждения

Организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями

Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Задать вопрос