В статье автор исследует девиантное поведение воспитанников интернатных учреждений, раскрывает понятие педагогической запущенности и описывает профилактические действия по стадиям.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, дети-сироты, воспитанники детских домов.
Девиантное поведение подрастающего поколения актуальная проблема в каждом государстве на каждом историческом этапе развития общества. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самой уязвимой категорией, требующей повышенного внимания, несмотря на разветвленную структуру социальных учреждений и служб.
В детском доме дети-сироты проявляют девиации в поведении. Это связано с рядом социально-психологических особенностей, таких как:
— деструктивная линия решения конфликтных ситуаций;
— трудности в построении межличностных отношений;
— высокий уровень личностной тревожности;
— неадекватная самооценка;
— низкий уровень самоуправления и самоконтроля;
— повышенный уровень мотивационной агрессивности.
В интернатном учреждении воспитание обусловлено условиями депривации, проявляется это в поведении в виде делинквентных, аутоагрессивных и антисоциальных действий. Поскольку жизненные ситуации проживают и переживают без поддержки.
В исследованиях Б. Ж. Балмаганбета, причиной роста проблемности и роста девиантного поведения у воспитанников интернатного учреждения является явление их «педагогической запущенности». Под педагогической запущенностью понимаются устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении воспитанников интернатного учреждения, которое формируется при отрицательном влиянии среды и ошибках в воспитании, данное понятие лежит в основе девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Профилактические действия запущенности, состоят из двух стадий, каждая из которых имеет доминирующие причины и признаки:
— первая стадия формирования педагогической запущенности, состоит и предпосылок к дальнейшей запущенности;
— вторая стадия формирования педагогической запущенности, состоит из следствия низкой или недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.
К первой стадии относятся:
— доброжелательное отношение к ребенку любого возраста (начиная с самого раннего), уважение его как личности, умение установить с ним положительный контакт, создание атмосферы мира и добра;
— понимание возрастных и принятие индивидуальных свойств личности ребенка;
— реализация последовательного воспитания для формирования адекватной позиции ребенка в отношении социальных норм и правил;
— развитие способностей ребенка, включение его в разнообразные виды досуговой деятельности, раскрывающие его как творческую личность
Ко второй стадии относятся:
— осознание взрослыми, что главным звеном профилактики девиантного поведения являются воспитатели, а в школе — учителя;
— создание ситуации переживания успеха в учебной деятельности, развитие и стимулирование позитивных сторон ребенка;
— построение воспитательного процесса на основе учета обучаемости детей, их возможностей, особенностей и способностей;
— формирование у ребенка волевого самовоспитания, отражающегося в возможности ограничения нежелательного поведения и действий, саморегулировании поведения, обуздании прихотей и капризов;
— сдерживание негативных проявлений значимых взрослых (особенно оскорбительных и грубых) в отношении личности и деятельности ребенка. [7, с. 8–10]
Несмотря на то, что проявлений девиантного поведения у достаточно много (алкоголизм, наркомания, курение, попрошайничество и пр.) есть общая система мер правовых и социальных, педагогических и психологических, реализация которых позволяет осуществлять профилактику социальных проблем и устранять причины такого поведения. В этой связи особое значение приобретает социальная профилактика, которая является основой для успешной реализации остальных профилактических мероприятий.
Профилактику девиантного поведения можно разделить на три уровня:
— макроуровень, где особая роль в социальной профилактике девиантного поведения воспитанников интернатного учреждения принадлежит государству. На государственном уровне в рамках законодательства решаются вопросы социальной защищенности, адаптированности сирот в социуме. В рамках законодательства эта профилактика закреплена в нормативных актах, к таковым можно отнести ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24. 06.1999 с изменениями на 03.07.2016 ФЗ № 359, в том числе ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 с изменениями и дополнениями на 03.07.2016 и многие другие. Эти законодательные акты регулируют деятельность по социальной профилактике отклоняющегося поведения подростков находящихся в группе риска, в том числе детей-сирот, оформляют вектор осуществления мероприятий в этом направлении на мезоуровне;
— мезоуровень — региональный, там осуществляется практика профилактических мероприятий, создаются в рамках законодательных инициатив институты, учреждения, оказывающие помощь детям и подросткам;
— микроуровень — на этом уровне осуществляется деятельность по реализации различных программ, предотвращающих отклоняющееся поведение детей-сирот (подростков) в условиях интернатных учреждений.
В данных учреждениях особое значение имеет социально-педагогическая профилактика девиантного поведения, которая создает условия для успешной включенности и участия детей-сирот в социальной деятельности, в том числе формирует и развивает навыки ответственности, самостоятельности и активной жизненной позиции. В рамках социально-педагогической профилактики создается особая среда с оптимальной ситуацией развития, в ней наиболее полно будет проявляться личностная активность подростков через изменение внутренних и внешних факторов социального воспитания.
Литература:
- Балмаганбет Б. Ж. Девиантное поведение детей-сирот в условиях детского дома / Б. Ж. Балмаганбет // Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость: материалы Междунар. молодеж. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 1–2 окт. 2018 г.). — Екатеринбург, 2018. — С. 54–58. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37606708 (дата обращения: 02.10.2023). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. — В данном виде документ опубликован не был. — Доступ из СПС «КонсультантПлюс» в локальной сети НБРК (дата обращения: 02.10.2023).
- О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система: сайт]: некоммерческая интернет-версия. — Москва, 2023. — В данном виде документ опубликован не был. — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 02.10.2023).
- Чижакова Г. И., Новикова Л. А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. — Красноярск, 1997
- Шестакова, М. А. Профилактика девиантного поведения подростков-сирот / М. А. Шестакова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sirot (дата обращения: 18.10.2023).
- Моисеева, М. Г. Основные подходы к проблеме девиантного поведения детей-сирот / М. Г. Моисеева. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-probleme-deviantnogo-povedeniya-detey-sirot (дата обращения: 18.10.2023).