В статье представлен теоретический анализ по проблеме сиротстваидетей, лишенных родительского попечительства. Даны в рамках психологической науки определения дефиниций «сиротство», «дети-сироты», «ребенок, лишенный родительского попечительства», показана значимость и актуальность рассматриваемой проблематики.
Ключевые слова: сиротство, проблематика, ребенок, лишенный, родительское попечительство.
Сиротство как общественный, социальный феномен сопутствовало человечеству во всех исторических периодах его развития. Социальная актуальность проблематики сиротства сегодня представляется одним из триггеров возникновения научного интереса к психологии приемных детей.
Впервые попытки научного осмысления проблематики сиротства были предприняты в начале 20 столетия, поскольку Первая и Вторая мировые войны, глобальные социально-экономические кризисы провоцировали появление большого числа оставленных без родителей детей [6, с. 11].
В отечественной психологии исследования детей, которые воспитывались в сиротских учреждениях, осуществлялись уже после Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны [6, с. 18].
Анализ научной литературы (Г. И. Гусарова [3], А. В. Евгейчук [4], А. В. Махнач [6]) дает основания полагать, что в настоящее время данная проблема остается недостаточно разработанной, касаемо не только личностных особенностей несовершеннолетних, лишенных родительского попечительства, но и конкретизации самих дефиниций «сиротство», «ребенок, лишенный родительского попечительства».
Согласно Федеральному закону N 159-ФЗ, дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [10]. В законе прописано, что данная категория граждан Российской Федерации обладает льготами и социальным обеспечением. Однако Семейный кодекс не содержит формулировки — «ребёнок-сирота» [9] .
Ребенок, получает статус «лишенный родительского попечительства», как субъект в возрасте до 18 лет, который остался без попечения единственного родителя либо обоих родителей по причине лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах либо в связи с иными основаниями [9].
В рамках анализа проблематики сиротства и лишения родительского попечительства в научных исследованиях Т. П. Войтенко [2], Г. И. Гусаровой [3], Ю. Б. Евдокимовой [4], Н. А. Палиевой [7], И. А. Фурманова [11], перечислим основной контингент родителей и причины, на основании которых выделяются категории детей (несовершеннолетних), оставшихся без попечения родителей:
- Родители, ведущие антисоциальный образ жизни — алкоголики, наркоманы;
- Родители, по тем или иным причинам, лишенные или ограниченные в родительских правах;
- Признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, умершими;
- Родители, отказавшиеся от своих прав при рождении ребенка (чаще всего студенты, бывшие воспитанники детского дома);
- Недееспособные родители, вследствие заболевания (инвалиды), родители, отказавшиеся забрать собственных детей из образовательных, медицинских учреждений, оказывающих социальные услуги и ряд иных обстоятельств;
- Родители, находящиеся в заключении;
- Одинокие родители (матери или отцы одиночки, несовершеннолетние родители). Девочки-подростки, женщины с психическим инфантилизмом, не готовые к роли матери. Такие женщины могли игнорировать беременность, употреблять спиртное, курить, предпринимать попытки избавления от плода.
Н. А. Палиева в своей статье «Проблемы вырастают из детства», отвечает на ряд вопросов, касаемо причин, по которым в настоящее время ребенок получает статус сироты при живых родителях, относительно воздействия отсутствия родителей на психику ребенка, портрета воспитанника детского дома. Поскольку дети из благополучных семей оказываются лишь изредка в детском доме. При условии несчастного случая, гибели родителей в катастрофах, их чаще всего забирают в семьи родственники. В связи с этим, зачастую дети оказываются в доме ребенка из роддома, медицинского учреждения, полиции (брошенные, оставленные дети, дети родителей, лишенных родительских прав, психически нездоровых) [7, с. 8].
В заключение анализа, необходимо отметить, что сегодня ведущим направлением государственной политики является не только развитие системы государственных организаций для детей-сирот, создание специальных школ-интернатов, но, прежде всего, адаптация и интеграция данного контингента в социуме, нивелирование «синдрома сиротства», при помощи системы приемных (замещающих) семей. Ведь ведущим негативным последствием депривации потребности ребенка в родительской любви является недостаток ощущения уверенности в себе, возникающие на ранних стадиях возрастного развития, и вследствие представляющее стойкую характеристику личности воспитанника детского дома [2, с. 120].
Вывод:
Вопросы сиротства — одни из острейших вопросов на сегодняшний день в России. Проблема перестала замалчиваться, активно обсуждается во всех научных и социальных кругах, что, естественно, представляется значимым в рамках поиска оптимальных направлений ее решения. Для чего особую значимость представляет конкретизация основных понятий: сиротство, дети-сироты, ребенок, лишенный родительского попечительства.
Литература:
- Алдашева А. А., Зеленова М. Е., Рунец О. В. Профессиональная компетентность замещающих родителей как фактор психологической безопасности приемных детей // 7-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. — М., СПб., 2015. — С. 17–20.
- Войтенко Т. П. Проблемы развития детей в детских домах и школах интернатах: обзор материалов науч.-практ. конф. «Развитие детей в условиях детских домов и школ-интернатов», Калуга, 7–8 дек. 1998 г. // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 118- 120.
- Гусарова Г. И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области// Народное образование. — 2001. — № 7. — С.182–184.
- Евгейчук А. В. Анализ родительских установок и реакций претендентов на роль замещающей семьи // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1450–1452. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/115/30896/ (дата обращения: 08.04.2023).
- Каширский Д. В. Диагностика замещающих семей. — Барнаул: Издательство ААЭП, 2012. — 156 с.
- Махнач А. В. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 670 с.
- Палиева Н. А. Проблемы социальной и психологической помощи неблагополучной семье//Журнал «Детский дом», 2005, № 14. — 8 с.
- Романова Е. С. «Комплекс Брута» у социальных сирот// Системная психология и социология. — 2010. — № 1. — С. 71–75.
- Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.1995 N 223-ФЗ ред. от 31.07.2023) — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/(дата обращения: 18.09.2023).
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/(дата обращения: 18.09.2023).
- Фурманов И. А. Психология депривированного ребёнка. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 319 с.