В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возможности применения партисипаторного подхода в исследованиях с участием детей.
Ключевые слова: благополучие ребенка, ребенок из замещающей семьи, оценка с участием детей, методы, дружественные детям, партисипаторные исследования, возможности партисипаторного подхода .
Процесс участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, стал одним из ключевых принципов международной и отечественной социальной практики в сфере детства. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка», государства обязаны обеспечить меры по реализации права быть заслушанными по всем вопросам, затрагивающим интересы детей, а также учесть их мнения при принятии решений. В России ориентиры участия детей в оценке вопросов, касающихся интересов их жизнедеятельности, определены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021–2027 годы программой «Десятилетие детства» [1,2]. Развитие оценки с участием детей из замещающих семей как инструмента улучшения положения и укоренения их прав в обществе, укрепления их социального капитала представляется особенно актуальным для современных реалий.
Понятие «благополучие» является предметом исследования целого ряда гуманитарных наук и трактуется через научные категории удовлетворенности жизнью, ее качеством и уровнем [3]. В научном пространстве термин «благополучие детей» имеет мультипликативный характер, так как не разработана общепринятая система его различных компонентов и не определены показатели оценки детского благополучия [4]. Традиционно в науке благополучие детей оценивается через негативные показатели (поведенческие отклонения, нарушения прав и т. д.), трактуя понятие «неблагополучие». В нашей работе мы используем «позитивные» критерии в оценке детского благополучия, которые позволяют оценить положение детей из замещающих семей в разных аспектах их жизнедеятельности более широко и глубоко. Мы определяем детское благополучие с точки зрения социального аспекта и рассматриваем как удовлетворенность ребенка своим социальным окружением и социальными отношениями, социальными связями и взаимодействиями.
Вовлечение детей в оценку их благополучия должно основываться на методах, дружественных детям, позволяющих принимать участие в оценке в роли соисполнителя (со-исследователя) на всех этапах проведения: от постановки задач до интерпретации и представления результатов). К таковым методом относятся инновационные методы: (визуальные, постановочные, нарративные методы, методы с использованием фото- и видео) [3]. Метод фотоисторий (Photovoice) используется в исследованиях, основанных на партисипаторном подходе. Партисипаторный подход характеризуется вовлечением разных категорий детей в исследование и его анализ по проблемам, возникающим в собственной жизни детей, помогающее развивать у них понимание и способность действовать в направлении улучшения своей жизненной ситуации.
Специалисты в области защиты детей отмечают, что низкий уровень детского благополучия является причиной конфликтных взаимоотношений с членами замещающей семьи, со сверстниками и в школьном коллективе. Данная проблема определила выбор фокуса эмпирического исследования.
Исследование проводилось на базе частного учреждения дополнительного образования и реализации социальных проектов «Центр социально-психологической помощи» г. Кирова. Центр имеет опыт многолетнего сотрудничества со специалистами Управления опеки и попечительства администрации города Кирова.
В целях реализации исследования сформирована группа из 8 учащихся из замещающих семей из семи общеобразовательных школ г. Кирова. Возраст: 62 % участников — учащиеся 7 класса (13–14 лет), 38 % участников — учащиеся 8 класса (14–15 лет). 75 % участников — девушки. Встречи с детьми проводились еженедельно, всего проведено семь встреч.
Цель исследования — выявить характеристики социального благополучия детей из замещающих семей по следующим компонентам: учебная деятельность (отношение к учебе; взаимоотношения с педагогами; самоощущение в классе), внеучебная деятельность (наличие увлечения, хобби; роль увлечения, хобби в жизни ребенка), взаимоотношения с одноклассниками, сверстниками (наличие друзей и удовлетворенность взаимодействия с ними; социальный статус / роль в школьном коллективе; самоощущение социальной безопасности в классе).
В ходе проведения исследования с участием детей на основе партисипаторного подхода мы опирались на следующие принципы:
— открытость — открытый для детей процесс, в котором существуют возможности для их вовлечения на всех этапах исследования;
— конфиденциальность — обязательство о неразглашении информации, полученной в исследовательской группе и за ее пределами;
— контекстуальность — проблема исследования затрагивает интересы детей, участие детей должно базироваться на том виде деятельности, которую может осуществить ребенок;
— фокус на позитивных изменениях, на улучшении благополучия ребенка;
— субъект-субъектный тип взаимодействия — ребенок в роли соисполнителя исследования, то есть равноправный участник исследования;
— социальная ориентированность — интеграция изменений в повседневную жизнедеятельность ребенка.
Основным методом исследования в области благополучия детей
из замещающих семей в образовательном пространстве стал метод Photovoice (фотоистория).
Photovoice — это метод исследования, который является дружественным детям и относится к ряду партисипаторных методов исследования. Метод использования фотографии для визуального выражения участником своей точки зрения, представления проблем и форм повседневной жизни своего сообщества путем фотографирования ситуаций, сцен, связанных с темой исследования. В ходе исследовательской работы данные фотографии комментируются, интерпретируются участниками. Таким образом проводится групповая рефлексия по поводу выявленных проблем у участников. Выступает формой группового самопознания, может иметь как обучающий эффект, так и стать основой разработки социальных программ, ориентированных на их решение [5].
Форма участия детей в данном партисипаторном исследовании — совместное участие (коллаборативное). Дети из замещающих семей становятся со-исследователями, осуществляется совместная работа со-исследователей и исследователей над процессом проведения экспериментального исследования, который инициируется, разрабатывается и управляется исследователями.
При проведении эмпирического исследования разработаны этапы проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве:
1) информационно-организационный этап: дети из замещающих семей знакомятся с концепцией исследования и на добровольной основе дают информированное согласие на участие в экспериментальном исследовании, вследствие чего создана исследовательская группа;
2) организационно-деятельностный этап: непосредственное проведение эмпирического исследования по 6 тематическим направлениям исследования (школьные уроки; школьная перемена; взаимодействие с педагогами; взаимодействие с одноклассниками, друзьями, сверстниками; внеучебная деятельность; домашнее задание);
3) аналитический этап: интерпретация полученных результатов в процессе проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве выражается в трех тематических фокусах:
a) оценка благополучия в фокусе учебной деятельности позволила сделать следующие выводы:
— дети из замещающих семей определяют чувство к школе и школьным предметам как нейтральное или равнодушное; домашнее задание хочется побыстрее закончить; эмоция — «мне все равно» по причине лени и отсутствия мотивации выполнять домашние задания, так как для ребят это является бесполезной тратой времени.
— отношения с педагогами выстраиваются амбивалентные, чаще не дружественные к детям, наблюдается неадекватное вербальное оценочное отношение к детям (оскорбления, мат). В связи с этим у ученика формируется низкая мотивация к учебному процессу. Ученики ценят и уважают доброжелательных и спокойных учителей, к которым можно обратиться за советом и поддержкой, выговориться и быть услышанным. Таким образом, педагог становится значимым взрослым в жизни ребенка. Положительные взаимоотношения с учителями являются залогом качественного обучения детей из замещающей семей.
— В связи с тем, что дети из замещающих семей, чаще всего, переводятся в новую школу на этапе адаптации в новом коллективе дети испытывают страх, стеснение, неуверенность. Непринадлежность к школьной группе сверстников и невключенность в эту группу вызывает у детей из замещающих семей негативное отношение к пребыванию в школе и самому учебному процессу.
b)Оценка благополучия в фокусе внеучебной деятельности характеризуется тем, что большинство детей из замещающих семей свободное время стараются посвятить своим увлечениям и хобби. Благодаря этому подростки от внешнего мира, расслабляются от учебных будней, чувствуют себя спокойнее, заряжаются положительными эмоциями.
c)Оценка благополучия в фокусе взаимоотношений со сверстниками и одноклассниками определяется следующими позициями:
— как правило, ребенок имеет 1–2 друзей в классе, которые помогают ему скрасить «серые» школьные будни. Однако отношения с одноклассниками дети из замещающих семей характеризуют по-разному. Признают, что характер и удовлетворенность взаимодействия с одноклассниками во многом определяется их собственными проблемами;
— роль детей из замещающих семей в школьных сообществах сверстников, чаще всего, характеризуется пассивностью, т. е. дети не идут первыми на контакт, стесняются, боятся. В некоторых случаях одноклассники намеренно избегают общение, исключая ребенка из беседы класса;
— ребенок, проживающий в замещающей семье, иногда чувствует себя небезопасно в школьном коллективе. Чаще всего «покушаются» на социальную безопасность ребенка один-два человека из класса. Опасность социального характера выражается в буллинге как физическом (телесные повреждения, повреждение личного имущества), так и психологическом (клевета, слухи, сплетни, игнорирование).
После проведения всех занятий мы проводили опрос по получению обратной связи от детей из замещающих семей, участвующих в исследовании. Анализ данных опроса показал, что 100 % учащихся детей из замещающих семей было интересно участвовать в исследовательском проекте. Для абсолютного большинства участников (88 %) наиболее интересным в исследовательском проекте было слушать истории других участников группы. Участники приобрели и развили свои навыки. Отвечая на вопрос «Чему я научился в проекте?» подростки высказали следующие суждения: навык анализа своих чувства и эмоций приобрела почти третья часть группы (28 %), навыкам обсуждения тем, связанным с учебной деятельностью и отношениями в образовательном пространстве, обучились 75 % детей из замещающих семей. Также участники исследования давали открытие ответы на вопрос «Благодаря проекту я …»: «научился слушать других»; «научился рассказывать о своих мыслях»; «научилась общаться, высказывать свое мнение»; «научился понимать чувства других»; «научилась не бояться высказывать свое мнение»; «…если бы не проект, я бы никогда об этом не рассказала»; «…дальше так развивать, так как кому-то это может быть важно…».
Подведя итог, можно сказать, что осуществление оценки благополучия детей из замещающих семей на основе партисипаторного подхода позволяет: участвовать детям в разработке оценочных процедур и их корректировке в случае необходимости; открыто выражать свое мнение относительно разных сфер жизнедеятельности и аргументировать его; развивать социально-эмоциональные, когнитивные, исследовательские навыки детей.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций — Конвенции и соглашения. — 2011. –—URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon.shtml (дата обращения: 19.06.2022).
- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.garant.ru (дата обращения: 19.06.2022).
- Галкина, А. Н. Теоретические основы сценарного подхода к анализу инновационной деятельности / А. Н. Галкина // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — № 37. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-stsenarnogo-podhoda-k-analizu-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.06.2022). — Текст: электронный.
- Курникова, М. В. Социальное самочувствие семьи с ребенком-инвалидом: определение, критерии и индикаторы оценки (теоретическое обоснование проблемы) / М. В. Курникова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. — 2018. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-semi-s-rebenkom-invalidom-opredelenie-kriterii-i-indikatory-otsenki-teoreticheskoe-obosnovanie-problemy (дата обращения: 06.06.2022). — Текст: электронный.
- Смолева, Е. О. Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога: монография / Е. О. Смолева, М. В. Морев; под науч. рук. д.э.н. А. А. Шабуновой. — Вологда: ИСЭРТ РАН. — 2016. — 164 с.