Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности организации временного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

23. Психология
17.11.2023
149
Поделиться
Библиографическое описание
Гринько, К. М. Особенности организации временного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей / К. М. Гринько. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18237/.


В статье анализируются особенности организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автор приходит к выводу о необходимости создания службы правового и социально-психологического сопровождения с целью реализации временной формы семейного устройства, позволяющей решить ряд психологических проблем, связанных с таким явлением, как социальное сиротство.

Ключевые слова: семейное устройство, замещающая семья, временная опека, социальное сиротство, скрытое сиротство.

Особенности психологической поддержки семей, находящихся под контролем органов опеки актуально исследовать ввиду того, что наряду с реализацией целевой государственной программы, направленной на снижение количества детей-сирот, находящихся в сиротских учреждениях, получили распространение такие явления как «социальное сиротство» и «скрытое сиротство». «Социальное сиротство» возникает в связи с помещением в социальные сиротские учреждения детей, чьи родители ограничены в родительских правах или находятся в местах лишения свободы, а также признаны безвестно отсутствующими (в том числе на присоединенных к России территориях). Под влиянием ухудшения условий жизни и нахождения семьи в трудной жизненной ситуации довольно часто осуществляется добровольная временная (как правило сроком до полугода) передача детей в учреждение по заявлению родителей. Именно этих детей называют «скрытыми или неучтенными социальными сиротами» и в системе сиротских учреждений такие воспитанники могут находиться годами, не имея возможности воспитываться в семье (а поданное родителями заявление пролонгируется).

Официальные статистические сводки Министерства просвещения РФ за последние десятилетие свидетельствуют о неуклонном снижении численности детей-сирот, при этом процент детей, остающихся в системе сиротских учреждений, остается высоким — 35 904 человека по состоянию на 1 ноября 2023 года [1]. Очевидно, это происходит за счет сокращения судебных дел о лишении родительских прав и присвоении ребенку статуса сироты, позволяющего выбрать для него наиболее предпочтительную форму постоянного семейного устройства — усыновление.

При том, что важность и эффективность семейной системы, и наличие личного значимого взрослого в жизни ребенка для развития психологически и психически здоровой личности доказано и его трудно переоценить [2, 3], вышеупомянутая категория детей остается объектом пристального внимания специалистов, чья деятельность направлена на реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из способов семейного устройства «социальных сирот», позволяющих решить воспитательную, социально-адаптационную, реабилитационную, коррекционную, компенсационную и, нередко, терапевтическую задачи в развитии психологически здоровой личности ребенка, лишенного попечения родителей, явилось расширение разновидности такой формы семейного устройства как опека, в частности — постоянная и временная [4, ст. 12].

Предварительная опека — как временная внесемейная форма устройства, связана с помещением ребенка в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (СРЦ), а также сопряжена с профилактикой безнадзорности, социальной и психологической работой, проводимой с кровной семьей ребенка, находящейся в кризисной ситуации.

Как показывает психологическая практика и опыт детей, прошедших через систему СРЦ и Центры содействия семейному воспитанию или устройству (ЦССВ, ЦССУ), а впоследствии устроенных в семью, самые тяжелые воспоминания у социальных сирот связаны с их нахождением в медицинском стационаре и в СРЦ. Состояние ребенка, пережившего потерю при изъятии из семьи, в СРЦ осложняется огромной концентрацией детского горя, ситуацией неопределенности, ожиданием воссоединения с кровной семьей, а также отсутствием возможности установить более или менее долгосрочные отношения, в качестве ресурсной поддержки. Поэтому данная институциональная форма временного устройства детей, лишенных родительского попечения, при том, что акцент работы специалистов по социальной работе, юристов и психологов, направлен на сохранение кровных семей, обеспечение безопасности ребенка и предотвращении сиротства, далека от совершенства и является в текущем варианте психотравмирующим фактором, усиливающим психологическое неблагополучие и, поэтому, требует трансформации.

Помимо классических форм — родственной и неродственной опеки (как возмездной, так и безвозмездной) — в зависимости от региона, в России существуют разновидности временного законного представительства прав и интересов ребенка, реализующиеся в формах семейного устройства: «семьи кризисного размещения» и «патронатные семьи», «профессиональные приемные семьи».

Очень важным индикатором гуманизации общества и оздоровления системы семейного устройства стала закрепляющаяся в последнее время тенденция смещения внимания с поиска ребёнка для замещающей семьи на поиск семьи под потребности конкретного ребёнка (с особенностями развития или детей с присоединенных к России территорий).

Опираясь на опыт Москвы и регионов [5], которые предприняли попытки временного размещения детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в ресурсные профессиональные приемные семьи, патронатные семьи или семьи кризисного размещения, можно выделить трудности, с которыми пришлось столкнуться и векторы дальнейшей работы.

Состояние детей на этапе изъятия из биологической семьи и временного помещения в замещающую семью характеризуется не только проживанием ими острого горя и утраты, но и конфликтом лояльности, ожиданием скорого возвращения в биологическую семью, что препятствует выстраиванию отношений с наставниками или замещающими родителями.

Попытка не допустить получения детьми травмирующего опыта нахождения в институциональном учреждении и выбрать для социальных сирот в качестве альтернативной временной формы семейное устройство в непрофессиональные семьи на праве опеки, обернулась сопротивлением со стороны кровных родителей. Биологические родственники демонстрировали бόльшую готовность передать ребенка в социальное учреждение, чем на семейное устройство под временную опеку, мотивируя свои действия понятной схемой возврата из системы в кровную семью при преодолении семьей трудной жизненной ситуации. В случае помещения ребенка под временную опеку в замещающую семью такой четкой схемы и отлаженного механизма передачи и возврата пока нет. Еще одним аргументом они назвали отсутствие формирования привязанности у ребенка к лицам «системы», в то время как при помещении ребенка в опекунскую семью у ребенка могут возникнуть теплые чувства к членам замещающей семьи, что вызывает у кровных родителей чувство ревности. И третьим аргументом стало опасение, что опекунская семья или так называемая семья кризисного размещения будет препятствовать возврату ребенка биологическим родителям. И эта тревога обоснована. Практика действительно выявила неготовность замещающих родителей к возврату детей в кровные семьи, их недоверие кровным родителям и сомнение в возможности реконструкции ранее кризисной семьи в эффективную семейную систему. Опекуны, устанавливая отношения с ребёнком, испытывая к нему чувства, и беспокоясь о его безопасности, препятствовали любым контактам ребенка с его кровной семьей, действуя, как они считали, в интересах ребенка.

В большей мере фрустрированные в условиях неблагополучия потребности «социальных сирот» могут быть восполнены при реализации долгосрочных форм семейного устройства (как профессиональной, так и непрофессиональной), которые связаны с помещением ребенка в семейную систему до достижения им возраста совершеннолетия (классическая опекунская семья и профессиональная приемная семья), учитывая, что срок прохождения адаптации как родителями, так и детьми составляет от 1 года до 3 лет. Выбор долгосрочной опеки (в форме профессиональной или непрофессиональной семьи) вместо институционального устройства очевиден, но возникает вопрос о возможности совершенствования внеинституциональной формы устройства — временной опеки по заявлению кровного родителя или несовершеннолетнего [4, ст. 13], оставляя в приоритете ресурсное восстановление кровной семьи. На наш взгляд реализация (альтернативных институциональным) форм временного устройства детей, оставшихся без родительской заботы (минуя помещение ребенка из родительской семьи в СРЦ) перспективна и может быть реализована ресурсными профессиональными приемными семьями и профессиональными семьями кризисного размещения [6], показавшими уже свою эффективность в воспитании приемных детей.

Для решения задачи профессионального семейного устройства можно предложить следующую программу, которая может быть реализована в нескольких направлениях — формирование системы профессионального семейного устройства и работа с кризисными семьями, включающие 3 этапа работы:

Первый этап предполагает:

– подготовку профессиональных родителей (наставников — что поможет преодолению детьми конфликта лояльности к родной семье и восприятию личного взрослого подростками в случаях их размещения в замещающей семье), замещающих семей кризисного размещения и приемных семей, имеющих психологическую готовность к принятию опекунских полномочий на определенный срок, и ресурс к осуществлению воспитательных функций при поддержке психолого-педагогического сопровождения специалистов;

– создание базы данных профессиональных семей, имеющих успешный опыт воспитания приемных детей, и ресурсных для принятия одного ребенка или сиблингов на временное семейное устройство;

– информационная работа с кровными семьями, находящимися на контроле органов опеки и попечительства, о возможности назначения их ребенку опекуна или попечителя с передачей ребенка в ресурсную профессиональную замещающую семью, на период до восстановления ресурсности семейной системы (но не более 1 года);

– подготовка службы социально-психологического и правового сопровождения в составе:

1) тематических психологов (по работе с замещающими семьями и детьми, оставшимися без родительского попечения), имеющих опыт приемного родительства;

2) специалистов по социальной работе с кризисными семьями и

3) юристов по семейному праву.

Второй этап:

– проведение мониторинга динамики ресурсного состояния кровной семьи и помощь специалистов службы социально-психологического и правового сопровождения по преодолению семьей кризиса и реконструкции в эффективную семейную систему для последующей интеграции в нее ребенка;

– психологическое сопровождение ребенка начиная с этапа перемещения в замещающую семью (включая информирование ребенка с учетом возраста о предстоящих изменениях в его жизни), а также психолого-педагогическая работа в период его адаптации и реабилитации;

– оценка текущего состояния ресурсности замещающей семьи и ее готовности к приему на кризисное размещение; юридическое и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей;

– правовое оформление договора временной опеки и сопровождение службой социально-психологического и правового сопровождения, перемещение ребенка в замещающую семью.

Третий этап:

– проведение диагностики кровной семьи ребенка на предмет преодоления кризисной жизненной ситуации по истечению установленного срока временной опеки и вынесение решения об интеграции ребенка в кровную семью или о продлении срока временного размещения в замещающей семье;

– подготовка замещающей семьи и ребенка службой сопровождения к его воссоединению с кровной семьей;

– юридическое оформление прав законного представительства ребенка и социально-психологическое поддержка кровной семьи в посткризисный период.

Реализация программы семейного устройства, основанной на правах временной опеки, является следующим важным шагом на пути решения проблемы социального сиротства. Развитие службы правового и социально-психологического сопровождения (с учетом опыта московских служб сопровождения замещающих семей и опыта работы фондов помощи сиротам) наряду с подготовкой профессиональных замещающих семей кризисного размещения детей, оставшихся без родительского попечения или детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также четкое структурирование и правовое регулирование обеспечения системной работы, позволит решить актуальные на сегодняшний день задачи:

– снизить фактическую численность детей, находящихся в системе сиротских учреждений и не имеющих статуса сироты;

– минимизировать стрессовые факторы, связанные с изъятием ребенка;

– исключить психологические и соматические проявления у детей, связанные с нахождением ребенка в институциональной системе в условиях неопределенности;

– гарантировать ребенку большую предсказуемость, обеспечение его потребностей, которые фрустрированы в условиях системы (право на личного взрослого, самоидентификацию, индивидуальность, самореализацию);

– способствовать социализации и адаптации детей в рамках семейной системы и формированию у детей образа функциональной семьи, а также содействовать интеграции детей в социум;

– проводить более эффективную социально-психологическую помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

– привлекать кровных родителей как участников заботы о ребенке с долевой ответственностью за его физическое, психическое и психоэмоциональное состояние.

Литература:

  1. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — Текст: электронный // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения: 15.10.2023).
  2. Ушакова Е. В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: дисс.... канд. психол. наук. — M., 2003. — 184 с.
  3. Шабалина Е. В. Особенности взаимодействия приемных детей с опытом институционализации в раннем возрасте с близкими взрослыми в замещающей семье: дисс. канд. психол. наук. — М., 2023. — 321 с.
  4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 07.11.2023).
  5. В Москве прошел Х Всероссийский онлайн-форум приемных семей. — Текст: электронный // RGRU: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2023/01/28/v-moskve-proshel-h-vserossijskij-onlajn-forum-priemnyh-semej.html?ysclid=lozuvy4tol569827580 (дата обращения: 05.10.2023).
  6. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/195611/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
семейное устройство
замещающая семья
временная опека
социальное сиротство
скрытое сиротство

Молодой учёный