В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.
Ключевые слова: воспитанники сиротских учреждений, дети, подготовка к семейной жизни, семья, социальная адаптация
Несмотря на определенную положительную динамику, одной из самых значимых проблем в Российской Федерации до сих пор является проблема сиротства. По данным Министерства труда и социальной защиты на 1 сентября 2018 года в базе данных о детях, оставшихся без попечения родителей, числится 47,8 тысяч человек [8].
Самым лучшим вариантом помощи детям-сиротам является приемная семья, которая становится для ребенка важнейшим социальным институтом и источником получения жизненного опыта и помогает скорректировать последствия социальной депривации. Согласно Министерству труда и социальной защиты, на сегодняшний день появляется все больше людей, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако следует помнить, что появление нового члена семьи всегда проходит непросто для каждого участника этих отношений: возникают новые отношения и привязанности, перераспределяются семейные роли. Для того чтобы процесс проходил максимально мягко необходимо, чтобы ожидания ребенка и его опекунов максимально соответствовали реальности.
Кардинальное изменение образа жизни способствует возникновению множества проблем социального, психологического и педагогического характера, с которыми неподготовленные приемные родители не всегда могут справиться. Трудности, связанные с поведением воспитанников сиротских учреждений, могут привести к возврату ребенка в детский дом и расторжению договора о приемной семье с органами опеки и попечительства.
Для минимизирования подобных ситуаций был издан Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». Этот нормативный акт обязывает приемных родителей получить определенную подготовку, которая включает в себя психолого-педагогические, этические, медицинские и юридические аспекты. После завершения «Школы приемных родителей» участникам выдается соответствующее свидетельство.
Подобное обучение помогает приемным родителям лучше понять, с чем им придется столкнуться в дальнейшем, рассматривает многие проблемы, с которыми во время адаптационного периода могут встретиться замещающие семьи, и подсказывает пути их решения, тем самым облегчая процесс интеграции ребенка в новый дом.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подобных программ не предусмотрено, несмотря на то, что существует множество психолого-педагогических проблем, возникающих при их воспитании в государственном учреждении.
В первую очередь, у таких детей отсутствует возможность усвоения социального опыта родителей, который достигается путем подражания их поведению и способам преодоления трудностей, при наличии подобного опыта он зачастую является негативным.
Ситуация осложняется особенностями, характерными для государственных учреждений. В их число входят вынужденное постоянное пребывание в коллективе, частая сменяемость воспитателей и их значительное количество, отсутствие личной территории, отсутствие взрослого человека, с которым можно выстроить доверительные и близкие отношения, примитивность общения со старшими людьми, которая ограничивается бытовыми навыками, групповой эгоцентризм, формирование чувства «Мы» и т. д.
Т. И. Иванова уточняет, что формированию одного из серьезнейших феноменов сиротства — утрате доверия к миру — способствует детский опыт ребенка, который несет на себе отпечаток материнской депривации. Это проявляется как неспособность к автономной жизни, агрессивность, подозрительность [4].
И. А. Плохова выделяет три основные проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты: сложности со становлением коммуникативно-развивающейся языковой личности, трудности бытового характера, правовая некомпетентность [4].
В число наиболее сложных проблем детей, оставшихся без попечения родителей, входит специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы, неадекватность самооценки, потребительское отношение к людям и материальным ценностям.
При интеграции ребенка в замещающую семью важно понимать, как именно он воспринимает образ семьи, поскольку именно это представление в будущем будет влиять на построение отношений между ребенком и приемными родителями.
Исследования Т. И. Гагановой и К. А. Лебедевой показывают, что чаще всего дети-сироты моделируют два варианта семейных взаимоотношений: положительный и отрицательный. В первом случае ребенок идеализирует свой жизненный опыт проживания в семье, опуская негативный опыт: аморальность родителей, неблагополучие, добровольный отказ от ребенка. Это является следствием его фрустрированной потребностью в родительской любви. Но несмотря на то, что ребенок испытывает радостное эмоциональное состояние, но в то же время он не может конкретизировать свое понимание положительной модели семьи. Эталон семьи представляется им расплывчатым, без бытовых деталей. Об этой проблеме упоминают в своем исследовании И. В. Дубровина и А. Н. Рузская [6].
Во втором случае у ребенка, напротив, формируется четкое представление о том, какие качества должны отсутствовать у матери, отца, жены, мужа, какими не должны быть их взаимоотношения между собой и с детьми [2].
Н. В. Романовский считает, что зачастую для таких детей взрослый несет в себе угрозу, вызывает страх. Его авторитет строится не на доверии и уважении, а на силе и власти. В связи с этим у них формируется искаженная и обедненная родительская роль, что может повлиять как на их взаимоотношения с замещающей семьей, так и на личную компетентность в роли родителя [7].
Необходимо признать, что, несмотря на негативную составляющую, образ семьи для детей-сирот является очень значимым и в ситуации объективного семейного неблагополучия опирается на защитные механизмы [9]. Как уже упоминалось выше, детям, оставшимся без попечения родителей, свойственно идеализировать семью, так как она связана с возможностью реализации собственных ресурсов. А. С. Шубина в своем исследовании сравнивает образы обычной и идеальной семей, характерные для детей-сирот. Если образ обычной семьи является ригидным и фрагментарным и обладает большой степенью реалистичности, то образ идеальной семьи, напротив, более гибкий и целостный, менее реалистичный. Положительное отношение к семье сочетается с избеганием упоминания семейных ролей в структуре самоидентификации в настоящем. Представления об обычной семье соотносятся с дифференцированными связями, признанием иерархии и макродинамики, в то время как представления об идеальной семье включают в себя симбиотические связи, отрицание иерархии и макродинамики семьи [9].
Указанные выше причины приводят к выводу, что подготовку к самостоятельной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, следует начинать еще в дошкольном возрасте. Ее важной составляющей должно стать восполнение дефицита информации о семье и формирование правильных представлений о роли взрослого в жизни ребенка.
Разработка программы подготовки к жизни с приемными родителями, ориентирующейся на жизненный опыт и особенности детей-сирот, поможет ребенку быстрее адаптироваться к жизни в новых условиях, принять новых членов семьи, а следовательно, приведет к сокращению числа возвратов в государственные учреждения.
Р. Р. Калинина характеризует подготовку детей сирот к семейной жизни как «комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование системных ценностей, адекватного представления о семье, ее членах, их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей, развитие социальных эмоций и чувств, без которых невозможна полноценная семейная жизнь (эмпатия, сопереживание, любовь к детям и т. д.)» [3].
Таким образом, по своим составляющим программа подготовки должна быть близка к «взрослому» варианту и помимо социальных и коммуникативных умений должна содержать юридический (знания о своих правах и обязанностях) и бытовой аспекты (умение соблюдать личную гигиену, наводить порядок, подача пищи и т. д.).
Для достижения оптимального результата, в программу следует включить как общую, так и индивидуальную составляющие.
В первом случае речь идет о сочетании теории и коррекционно-развивающей деятельности, призванной компенсировать последствия негативного опыта, полученного ребенком, и создать позитивный образ семьи. В качестве инструментов работы с воспитанниками сиротских учреждений полезно применять сюжетно-ролевые, деловые, дидактические игры, благодаря которым теория будет представлена более наглядно и дети смогут легче ее воспринять.
В число вопросов, которые необходимо рассмотреть в первой части, входят:
- Моя семья. Кто есть кто?
Понятия близкие/дальние родственники, оговаривает степень родства. Формирование чувства позитивного отношения к семье и принадлежности к ней.
- Взаимоотношения в семье.
Варианты существующих взаимоотношений. Формирование позитивного отношения к семейным обязанностям у ребенка.
- Уважение, доверие, любовь.
Определение чувств, способствующих укреплению семейных связей. Воспитание уважение к близким людям. Любовь — важнейшая составлящая семейных отношений. Как правильно соотносить свои потребности с потребностями окружающих, в каких случаях необходимо отказаться от материальных благ в пользу интересов членов семьи.
- Основные проблемы семейных отношений.
Объяснение потребности в сохранении комфортных отношений внутри семьи.
- Семейные конфликты: кто виноват и что делать?
Определение понятия «конфликт», необходимость взаимного уважения. Способы предотвращения конфликтов и умение грамотно их разрешать.
- Семейные обязанности.
Бытовые вопросы. Права и обязанности каждого члена семьи. Стремление сделать совместное существование более комфортным.
- Общение с противоположным полом.
- Бюджет семьи. Как обращаться с деньгами?
Определение понятия «семейный бюджет» и его составляющих. Разъяснение, как грамотно распоряжаться определенной суммой денег на примере личного и семейного бюджета. Соотношение доходов и расходов. Умение предвидеть последствия своих действий.
- Я и закон.
Права личности, члена семьи, гражданина страны.
Поднимаемые вопросы помогут воспитанникам овладеть основными понятиями, смоделировать и проиграть различные проблемные ситуации, осознать, что каждый член семьи несет ответственность и формирует семейные отношения.
Несмотря на то, что эта часть программы рассчитана на коллективные занятия, необходимо создать несколько групп, согласно возрастным категориям детей для лучшего усвоения материала.
Так как прошлое каждого ребенка уникально, вторая часть ориентирована на индивидуальный опыт, имеющийся у воспитанников сиротского учреждения. Она включает в себя несколько этапов:
- Диагностика психологического состояния ребенка и его коррекция.
При составлении индивидуальной подготовительной программы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо учитывать следующие факторы:
− Возраст ребенка.
− Имеющийся семейный опыт (его отсутствие, опыт проживания с кровными родителями, опыт проживания в замещающей семье, по каким-либо причинам прервавшийся).
− Индивидуальные психологические свойства.
− Проводилась ли с ребенком психологическая работа и какая.
Этот этап помогает правильно выстроить работу с ребенком, а также выявит особенности, на которые будет необходимо обратить внимание приемных родителей, чтобы сделать адаптацию более безболезненной.
- Формирование объективного образа семьи.
На данном этапе прорабатываются запросы ребенка, обсуждается, что новая семья может дать ему и что он может дать новой семье.
- Подбор реальной семьи.
После появления семьи, пожелавшей усыновить ребенка, важно найти точки соприкосновения, определяющиеся совместимостью интересов и потребностей обеих сторон и взаимностью их выбора. Этому будут способствовать сначала заочное (по переписке и фотографиям), а впоследствии и личное знакомство ребенка с семьей (посещение сиротского учреждения, совместные прогулки, гостевые визиты в дом приемных родителей и т. д.).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни является необходимой мерой для максимально безболезненной адаптации ребенка.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70220398/ (дата обращения: 20.04.2019)
- Гаганова Т. И., Лебедева К. А. Образ семьи в картине мира воспитанников детского дома // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2010. — Вып. 2 (14). — С. 29–35
- Калинина Р. Р. Подготовка к семейной жизни как условие эффективной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука и современность, 2013: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: ЦРНС, 2013. — С. 182–187.
- Плохова И. А. Социальная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в замещающую семью//Успехи современной науки и образования. -2016. -Т. 7. -№ 10. -С. 170–174.
- Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие / Г. Т. Базарова и др. — М.: Изд-во «Проспект», 2009. — 232 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / под общ. ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М., — 1990–264 с.
- Романовский Н. В. Представления об образе взрослого у детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома: автореф. дисс. … канд. психол. н. — М., 2010. — 32 с.
- Число сирот в России снизилось до рекордного уровня // Известия — 2018–09–5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://iz.ru/784916/elina-khetagurova/chislo-sirot-v-rossii-snizilos-do-rekordno-nizkogo-urovnia (дата обращения: 21.04.2019)
- Шубина, А. С. Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью как необходимое условие эффективного преодоления социального сиротства / А. С. Шубина. — Москва // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения: сборник научных статей: [материалы I Международной научно-практической конференции]: [14–15 ноября 2013 года] / ред. В. Н. Ослон, Е. В. Селенина. — Москва: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» 2013. — С. 106–113