Проблемы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление и в приемную семью | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (41) апрель 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 880 раз

Библиографическое описание:

Саттарова, А. И. Проблемы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление и в приемную семью / А. И. Саттарова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 2 (41). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/247/8223/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье автор раскрывает понятия «приемная семья», «усыновление», особенности данных институтов, а также проблемы реализации прав ребёнка в них.

Ключевые слова: приемная семья, усыновление, права ребенка.

Семья — это важнейший социальный институт, благодаря которому дети воспитываются и социализируются в обществе. Однако не всегда ребёнок, даже имея родителей, получает содержание и воспитание. Это может произойти в силу различных жизненных обстоятельств, например, из-за болезни родителей. В таком и других подобных случаях считается, что ребёнок был лишён родительского попечения.

Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции России, дети — это приоритет политики государства. Приоритетным правом ребенка является право на семейное воспитание. В случае утраты родительского попечения — обязанность родителя берет на себя государство.

Несмотря на конституционные гарантии, в стране большое количество детей, лишённых родительского попечения и до сих пор не устроенных в семьи.

Согласно официальной статистике, в 2022 г. было выявлено 46,8 тыс. таких детей. На начало 2022 г. всего насчитывалось 383 тыс. детей без попечения родителей.

Очевидно, что крайне важно обеспечить права и интересы рассматриваемой категории лиц, в противном случае они не получат должного воспитания и не смогут успешно социализироваться. В этой связи является актуальным исследовать правовое регулирование отношений, связанных с устройством и воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей.

Особое значение имеет то, что на сегодняшний день существует множество нерешённых теоретических, законодательных и практических проблем в исследуемой области. В частности, среди исследователей нет единого мнения насчет правовой природы договора о приёмной семье и правовых последствий, которые влечёт его заключение. Еще один проблемный вопрос — сложности процедуры устройства детей без попечения родителей в специальные организации, которые угрожают нормальному осуществлению прав таких детей.

Приемная семья — это любая семья, принявшая ребенка, утратившего свою семью либо покинувшего ее по каким-либо причинам, например, если нахождение в ней стало для него опасным. Институт опеки и попечительства является формой устройства детей, обеспечивающей защиту их прав и интересов, содержание, образование и воспитание. В отличие от усыновителя опекун (попечитель) не приравнивается в правовом статусе к родному родителю ребенка, и получает государственную поддержку в виде пособий и иных выплат для содержания ребенка. К кандидатуре опекуна (попечителя) предъявляются не такие строгие требования, как к кандидатуре усыновителя, а также действует внесудебный порядок назначения, поэтому опека (попечительство) является наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения законных представителей.

Усыновление (удочерение) — форма семейного устройства ребенка с приравниванием его в правовом статусе к родному ребенку, которая является с точки зрения интересов ребенка приоритетной перед иными формами устройства.

В случае усыновления у родителей ребенка есть право отозвать свое ранее данное согласие на усыновление, которое действует до момента вынесения судом решения об усыновлении. Однако, в законодательстве отсутствуют специальные нормы, указывающие на то, в каких случаях и при наличии каких оснований согласие на усыновление может быть оспорено заинтересованными лицами. [3, с. 90]

Кроме того, значительные проблемы возникают в случае, если согласие родителей оспорено значительно позднее, чем состоялось усыновление.

В сфере защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также развития форм их устройства существует ряд проблем кадрового, материального, правового характера. Их преодолению будет способствовать: внесение дополнений и изменений в ст. 121, п.4 и п.9 ст. 127, разделы 5 и 6 Семейного кодекса РФ, государственный заказ на федеральном и региональном уровнях по подготовке и переподготовке кадров для работы в органах и учреждениях системы социально-педагогической поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, использование ресурса волонтерского движения и СМИ, активизации участия общественных объединений в сфере социальной поддержки детей. Целесообразно проработать вопросы развития института профессиональных семей мультиведомственной команды по защите ребенка. [5, с. 84]

В современной России необходимо создать условия для нормального функционирования семейной системы. Начиная с родильных домов, необходимо помочь решить проблему матерей, связанных с отказом от новорожденного ребёнка. В масштабах России крайне важно выявлять и фиксировать социально неблагополучные семьи, оказывать поддержку семьям из группы риска, защищать права и интересы таких семей, необходимо создать отлаженную систему. Должен быть создан механизм социальной поддержки, как биологических родителей, так и приемных родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью минимизации случаев оставления детей в детских домах или оставшихся без присмотра в связи с упразднением детских учреждений. Чрезвычайно важно обеспечить, чтобы все дети имели право жить и расти дома.

Как верно отмечает Милёшин В.А., важно то, что кроме материального аспекта удовлетворения необходимых потребностей, главной целью социальной защиты детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, является гармоничное развитие личности ребенка в целях его дальнейшей социализации и адаптации ко взрослой жизни. [4, с. 107]

Закон не раскрывает содержание тайны усыновления, нет единого перечня сведений, на которые распространяется данный режим. По существу, тайна усыновления охватывает любые сведения, из которых даже косвенно усматривается, что усыновители не являются родителями усыновленного.

Представляется, что с одной стороны, тайна усыновления помогает складыванию близких отношений усыновителя и усыновленного, делает более гармоничным воспитание ребенка. Однако, с другой стороны, Конвенцией о правах ребенка такой принцип не установлен, а наоборот, провозглашается право усыновленного ребенка знать свое происхождение. Причем, в отдельных государствах Европы предписывается в качестве обязанности сообщать ребенку в определенном возрасте тот факт, что он усыновлен.

Необходимо учитывать положения Конвенции и предусматривать механизмы правомерного раскрытия данной тайны. Так, в последнее время в РФ стала складываться судебная практика, связанная с пониманием пределов принципа тайны усыновления и оснований для законного разглашения сведений.

Приемные дети не лишены права знать своих кровных родителей, и у них сохраняется возможность в случае изменения ситуации в кровной семье вернуться под родительское попечение. Приемная семья как форма устройства считается наиболее сходной с опекой и попечительством, и ее называют определенным видом опеки и попечительства. Однако, устройство ребенка в приемную семью имеет преимущество перед иными формами устройства, уступая только усыновлению. [2, с. 9]

Наделение детей без родительского попечения особым правовым статусом означает, что они обладают специфическим набором прав и обязанностей, не характерных для других категорий лиц (но крайне близких для детей-сирот и лиц из их числа). При этом следует отметить, что правовой статус исследуемой категории лиц урегулирован несколькими отраслями права, что делает их статус комплексным. Как верно отмечается исследователями, главная особенность рассматриваемого правового статуса — расширенный набор прав и гарантий детей, оставшихся без попечения родителей.

Как правило, эти права и гарантии относятся к социальной сфере. Имея повышенную социальную поддержку, дети без родительского попечения могут реализовать свои права и интересы, нарушенные тем, что лишились заботы от своих родителей.

Крайне важным является основание, с которым связано наделение ребёнка соответствующим правовым статусом. В данном случае им является, во-первых, возраст — не достигшие 18 лет. Во-вторых, утрата в этот период родительского попечения. Именно последний признак является определяющим потому, что с ним связывается подавляющая часть прав, которыми впоследствии наделяется несовершеннолетний.

В гл. 11 Семейного кодекса России (далее — СК РФ), закрепляющей права несовершеннолетних, в первую очередь указано право ребёнка жить и воспитываться в семье. В соответствии с п. 2 ст. 54 СК РФ каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, а также право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, на общение со своими кровными родителями, которому не вправе препятствовать приемные родители. Немаловажно, что такое общение не должно противоречить интересам ребенка. Приемный ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений своими правами приемных родителей. В случае нарушения прав приемного ребенка, неисполнения или ненадлежащего исполнения приемными родителями прав ребенка на воспитание или образование ребенок имеет право самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства за защитой, а по достижении возраста 14 лет и в суд.

Правоотношения по опеке и попечительству являются добровольными, и опекун или попечитель может обратиться в орган опеки и попечительства для освобождения его от несения соответствующих обязанностей, например, при болезни, ухудшении материального положения, плохих взаимоотношениях с подопечным. Если причины, по которым опекун или попечитель хочет освободиться от соответствующих обязанностей, неуважительны, то это может быть основанием не для освобождения, а для отстранения.

Если опекун оказался неспособным исполнять свои обязанности по воспитанию ребенка по независящим от него обстоятельствам, то орган опеки и попечительства может освободить его от обязанностей, даже при отсутствии просьбы самого опекуна. Например, это может случиться из-за пожилого возраста, плохого состояния здоровья опекуна, и во всех других случаях, если это будет в интересах ребенка.

Как отмечают специалисты по социальной работе, изоляция ребенка от семьи, от семейных условий приводит к проблемам развития личности большинства воспитанников специализированных организаций во всех возрастных группах. Как правило, трудности и отклонения наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности. Это приводит к ослаблению «силы личности», повышенной тревожности, снижению профессиональной пригодности, интеллектуального развития и социального взаимодействия в целом.

Исследователями отмечается отсутствие в исследуемом правовом статусе такого обязательного элемента, как обязанности, который присущ общему (конституционному) правовому статусу. Как в этой связи отметила Р. П. Манаинова, на лиц, которые имеют особый правовой статус, законом не возложены никакие дополнительные обязанности.

Ещё одна смежная категория лиц — это лица из числа детей без родительского попечения. К таким относятся те же лица, но в возрасте от 18 до 23 лет. То есть данный правовой статус могут иметь только те, кто были признаны детьми без попечения родителей ранее, до наступления совершеннолетия, думается, дети без попечения родителей и лица из числа можно рассматривать как единый правовой статус с той точки зрения, что, во-первых, он имеет единые основания и, во-вторых, многие совпадающие права. С наступлением совершеннолетия лицо, не имевшее родительского попечения, всё равно может быть лишено возможности реализовать свои права на образование, жилище и т. п. В этой связи крайне важно добиться того, чтобы права лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. закономерно вытекали из прав детей без попечения родителей. Следует согласиться с Е. А. Татаринцевой. Она отмечает непоследовательность законодателя при обеспечении специальных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве примера она приводит то, что закон предусматривает право на судебную защиту и на бесплатную юридическую помощь только для детей, оставшихся без попечения родителей, но не распространяет аналогичное право на лиц из их числа (ст. 10 ФЗ N 159).

Приведем пример судебной практики. Ленинский районный суд г. Курска (Курская область) рассмотрел гражданское дело по иску Брусенцевой Оксаны Алексеевны к администрации г.Курска об определении доли в праве общей совместной собственности, включении имущества в наследственную массу, признании права собственности. [1] Истец Брусенцева О. А. обратилась в суд с иском к Администрации г.Курска, в котором, просила определить доли в праве общей совместной собственности на квартиру; включить имущество, открывшееся после смерти матери ФИО7, после смерти отца ФИО13, после смерти брата ФИО8, просила признать за ней право собственности на 2/9 доли данной квартиры. Суд вынес решение и частично удовлетворил требование истца, т. к. ей на основании договора приватизации должна принадлежать 1/9 доля спорной квартиры, но при этом, она не является наследницей имущества, оставшегося после смерти родителей ФИО7 и ФИО13, а также не наследует за братьями ФИО8 и ФИО9, т. к. была удочерена другими лицами.

Итак, усыновление является наиболее предпочтительной формой устройства ребенка в семью, при которой правовое положение усыновленного и усыновителя (усыновителей) приравнивается к правовому положению родного ребенка и родителя (родителей). При явной предпочтительности этой формы воспитания для ребенка, к кандидатуре усыновителя установлены самые строгие требования, что призвано максимально гарантировать ребенку подобающие условия для всестороннего развития.

Несмотря на развитую систему правовых актов, регламентирующих различные аспекты таки форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей как усыновление и приемная семья, на практике остается много проблем. Однако не нужно забывать о том, что именно благодаря усыновителям и приемным семьям много детей имеют возможность расти в любви, семейном тепле и заботе.

Литература:

  1. Решение Ленинского районного суда г. Курска (Курская область)от 22 мая 2019 г. по делу No2- 2332/2019 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://www.garant (дата обращения: 09.03.2023).
  2. Агапов, Н. А. Проблемы практической реализации права ребенка на воспитание в семье / Н. А. Агапов // Детство — территория безопасности: Сборник материалов конференции, Москва, 09 октября 2020 года / Отв. редакторы В. Г. Голышев, Н. М. Ладнушкина. — Москва: Издательство «Саратовский источник», 2021. — С. 9–13.
  3. Кулакова, А. А. Проблемы правового регулирования усыновления (удочерения) в Российской Федерации [Текст] / А. А. Кулакова // Вестник Владимирского юридического института. — 2018. -No3(48). — С. 90–92.
  4. Милѐшин, В. А. Правовое регулирование социальной защиты детей- сирот [Текст] / В. А. Милѐшин // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика: Материалы II международной научно-практической конференции, приуроченной к 25-летию Конституции РФ. Воронеж, 2018. С. 105–109.
  5. Чуркина, Л. М. Основные проблемы правоприменительной практики и меры совершенствования законодательства о международном усыновлении в Российской Федерации [Текст] / Л. М. Чуркина // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2019. — Т.1. — No2. — С. 84–94.

Похожие статьи

Правовой механизм усыновления (удочерения) детей

Настоящая статья посвящена устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а именно усыновлению (удочерению) в судебном порядке российскими гражданами. Авторы полагают, что институт усыновления (удочерения) семейного права является сложным, ка...

Оптимизация процесса социализации воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через использование технологии тьюторского сопровождения

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»)

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права. Именно поэтому забота о детях-сирот...

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой деятельность государства в области устройства таких детей. Основными формами являются усыновление, опека и попечительство, а также приемная семья. В статье рассматриваются...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия)

В статье описан опыт разработки региональной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на материале Республики Хакасия.

Противоречия в законодательстве, регулирующем процедуру постановки в очередь на предоставление жилья детям-сиротам

В статье автор пытается выявление противоречий в законодательстве для предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и ...

К вопросу о защите прав и интересов российских детей при передаче их в семьи иностранных усыновителей

При передаче российских детей в семьи иностранных усыновителей в целях соблюдения их прав и законных интересов необходимо учитывать принцип субсидиарности, а также пересматривать программы подготовки самих иностранных усыновителей.

Похожие статьи

Правовой механизм усыновления (удочерения) детей

Настоящая статья посвящена устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а именно усыновлению (удочерению) в судебном порядке российскими гражданами. Авторы полагают, что институт усыновления (удочерения) семейного права является сложным, ка...

Оптимизация процесса социализации воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через использование технологии тьюторского сопровождения

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»)

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права. Именно поэтому забота о детях-сирот...

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой деятельность государства в области устройства таких детей. Основными формами являются усыновление, опека и попечительство, а также приемная семья. В статье рассматриваются...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия)

В статье описан опыт разработки региональной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на материале Республики Хакасия.

Противоречия в законодательстве, регулирующем процедуру постановки в очередь на предоставление жилья детям-сиротам

В статье автор пытается выявление противоречий в законодательстве для предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и ...

К вопросу о защите прав и интересов российских детей при передаче их в семьи иностранных усыновителей

При передаче российских детей в семьи иностранных усыновителей в целях соблюдения их прав и законных интересов необходимо учитывать принцип субсидиарности, а также пересматривать программы подготовки самих иностранных усыновителей.

Задать вопрос