Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 19.08.2014

Статья просмотрена: 3908 раз

Библиографическое описание:

Пустовойт, Н. В. Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) / Н. В. Пустовойт, Т. В. Сизанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12366/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье описан опыт разработкирегиональной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на материале Республики Хакасия.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, региональная модель.

Вхождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями, и не всегда проходят успешно, представляя собой острейшую социальную проблему. Выпускники интернатных учреждений и замещающих семей в постинтернатный период сталкиваются с проблемами, которые связанны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Данная проблема нашла свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг, где одной из ключевых задач является создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. Различные региональные модели постинтернатного сопровождения субъектов Российской Федерации неоднократно обсуждались в рамках научно-исследовательских конференций, семинарах, съездах уполномоченных по правам ребенка и других значимых мероприятиях страны.

В настоящее время система, модели и инфраструктура постинтернатной адаптации ещё только складываются, и нуждаются в теоретическом осмыслении, и разработке организационных механизмов создания и функционирования системы постинтернатного сопровождения с учетом региональных особенностей.

Для разработки региональной модели постинтернатного сопровождения принципиально важное значение имеет системное исследование ресурсного потенциала региональной практики в работе с данной категорией, уже сложившегося опыта сопровождения в регионе, а также в других субъектах РФ, выявление наиболее кризисных точек и проблемных зон при создании системы постинтернатного сопровождения, трудностей, возникающих у специалистов данной области, потребностях и проблемах самих детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. При этом недостаточно анализировать отдельные показатели или все показатели изолированно, необходима единая система регионального анализа.

Под региональной моделью постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа понимается комплексная система сопровождения, включающая совокупность органов и учреждений региона, вовлеченных в процесс социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей, оказывающих социальную помощь выпускникам, включая меры социальной поддержки, и действующих в едином организационно-нормативном поле (или в рамках региональной программы социальной адаптации выпускников).

По мнению И. А. Бобылевой наличие региональной системы сопровождения сирот обеспечивает в пределах региона [2]: единое организационно-правовое поле деятельности; единые подходы в деятельности всех субъектов, включенных в процесс социальной адаптации выпускников; координацию деятельности органов и учреждений системы сопровождения выпускников; учет миграции выпускников внутри региона; беспроблемный переход выпускников в новые учреждения (социальные условия), профилактику их дезадаптации.

Региональная система постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа должна включать следующие необходимые элементы:

-          нормативная правовая база в области обеспечения социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и замещающих семей;

-          организационно-управленческая структура;

-          организация межведомственного взаимодействия;

-          организационные модели постинтернатного сопровождения;

-          алгоритм сопровождения выпускников интернатных учреждений и замещающих семей;

-          оценка эффективности деятельности;

-          научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение.

Учитывая результаты проделанного анализа, автором была сделана попытка разработать региональную модель постинтернатного сопровождения в Республике Хакасия (рис.1), которая бы максимально точно отражала специфику территории, а также корректировала, выявленные в ходе исследования проблемы.


Рис. 1. Модель региональной организационно-управленческой структуры постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Принципиальной особенностью функционирования предлагаемой модели региональной системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа является адресный характер, межведомственное взаимодействие участников сопровождения; индивидуальный характер сопровождения; признание за выпускником приоритета в принятия решений, его инициативность и самостоятельность, а также стандартизация социальных услуг постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Первый уровень предлагаемой региональной модели — межведомственный координационный совет, который должен определить основное содержание раздела о развитии постинтернатного сопровождения сирот в региональных программах развития Республики Хакасия, а также содержание отдельных целевых программ поддержки и развития системы постинтернатного сопровождения в регионе.

Подобный межведомственный подход позволит выстроить региональные программы развития постинтернатного сопровождения сирот на основе глубокого анализа состояния дел в этой сфере, с учетом мнения широкого круга специалистов, научного анализа достижимости прогнозируемых результатов.

В качестве второго уровня региональной модели представлен Республиканский ресурсный центр по семейному устройству и постинтернатному сопровождению (далее центр), который, объединяя усилия различных ведомств, также решает проблемы данной категории на межведомственном уровне. Структура и основные направления деятельности данного учреждения проектируются с учетом направленности на решение задач тактического характера. В Республике Хакасия ресурсный центр целесообразно создать путем реорганизации и интеграции «Центра по содействию семейному устройству детей-сирот, детей оставшиеся без попечения родителей, в Республике Хакасия» на базе ГБОУ РХ «Детский дом «Малышок» в «Республиканский ресурсный центр по семейному устройству и постинтернатному сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа». Именно там имеются все необходимые научно-методические ресурсы, кадровое обеспечение, накоплен позитивный опыт, заключены необходимые договоры о сотрудничестве.

Республиканский центр является основой региональной диагностической и консультативной службы, базовой ресурсной структурой, осуществляющей координацию ее составляющих, путем руководства муниципальными службами и центрами, а также формирования системы обязательных для выполнения рекомендаций.

Третий уровень представлен муниципальной службой постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на базе службы сопровождения замещающих семей, при органах опеки и попечительства в результате ее реорганизации, либо центром семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, где служба постинернатного сопровождения является его структурным подразделением.

Центры семейного устройства и постинтернатного сопровождения могут осуществлять свою работу в результате перепрофилирования организаций для детей-сирот в центры семейного устройства и постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Данная идея нашла отражение в письме Минобрнауки России от 18.06.2013 г. «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [1].

Муниципальные службы работают по территориальному принципу. Клиентами являются сироты-выпускники интернатных учреждений и замещающих семей, проживающие на территории муниципального образования или нескольких граничащих друг с другом муниципальных образований одного региона. Сотрудники служб (центров) выстраивают пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнерами.

Для формирования данной модели, на наш взгляд, представляется необходимым комбинирование наиболее перспективных организационных моделей постинтернатного сопровождения с учетом специфики региона, основываясь на данных экспертного опроса, используя метод ранжирования. Это центры (службы) постинтернатного сопровождения; постинтернатные блоки (предварительная подготовка в интернатных учреждениях и замещающих семьях); кураторство на базе профессиональных учреждений; постинтернатный (социальный) патронат.

Осуществление постинтернатного сопровождения входит в обязанности муниципальных служб (центров) постинтернатного сопровождения сирот и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпустивших ребенка, а также в обязанности замещающих родителей. Муниципальная служба разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, которую они реализуют на этапе подготовки к выпуску из интернатного учреждения или замещающей семьи. На этом этапе также решаются задачи оценки готовности воспитанников к самостоятельной жизни; формирования условий для реализации индивидуального маршрута постинтернатной адаптации выпускника и для его реализации; содействие реализации программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Не менее важным является вопрос взаимодействия учреждения, осуществляющего постинтернатное сопровождение выпускников, и учреждения профессионального образования, где обучаются дети-сироты, лица из их числа. В нашей модели работа куратора строится на индивидуальном плане сопровождения (разрабатывается центром), обеспечивающем траекторию адаптации выпускника. План включает блоки, связанные с основными сферами жизнедеятельности выпускника. Куратором может быть один из сотрудников профессионального учреждения, предварительно прошедший обучение в службе (центре) постинтернатного сопровождения.

После достижения выпускником 18 лет и выпуске из профессионального учреждения. Если выпускник попадает в разряд кризисного сопровождения (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, девиантные отклонения) ему назначается патронатный воспитатель при заключении договора о постинтернатном сопровождении.

Таким образом, предложенная нами, региональная модель является эффективным инструментом для решения проблемы постинтернатного сопровождения в Республике Хакасия, так как обеспечивает конкретизацию государственно-общественного заказа по удовлетворению потребностей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, позволяет создать единую систему постинтернатного сопровождения в регионе, обеспечить координацию взаимодействия различных ведомств и учреждений по данной проблеме, дает возможность спрогнозировать риск при функционировании и развитии системы от влияния тех или иных внешних факторов.

Литература:

1.                  О совершенствовании деятельности организаций для детей — сирот детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: письмо Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИП — 590/07 // Вестник образования. — сентябрь 2013. — N 18.

2.                  Постинтернатное сопровождение детей — сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение [Текст]. Материалы межрегиональной научно — практической конференции. Ч. 1. 22–23 июня, г. Смоленск / Под ред. И. А. Бобылевой. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», — 2010. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, постинтернатное сопровождение, постинтернатное сопровождение детей-сирот, ребенок, региональная модель, семейное устройство, Хакасия, лицо, самостоятельная жизнь, социальная адаптация выпускников.


Ключевые слова

дети-сироты, постинтернатное сопровождение, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, региональная модель., региональная модель

Похожие статьи

Противоречия в законодательстве, регулирующем процедуру постановки в очередь на предоставление жилья детям-сиротам

В статье автор пытается выявление противоречий в законодательстве для предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и ...

Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации

Статья посвящена анализу причин, по которым специальный правовой статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в недостаточной степени обеспечен государственными гарантиями. Автор рассматривает возможность распространен...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как проблема современного общества

В статье рассматривается категория детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающая определенные трудности в процессе социальной адаптации. Раскрываются основные особенности постинтернатных проблемы детей данной категории, и их...

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права. Именно поэтому забота о детях-сирот...

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье рассмотрены нормативно-правовые акты, которые в настоящее время в обществе регулируют правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее существенным элементом социальной функции государства является забота о д...

Установление невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в жилом помещении

В статье рассматриваются проблемные вопросы при выявлении обстоятельств невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилом помещении при реализ...

Специфика субъективного благополучия подопечных детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях родственников

В статье обсуждается специфика субъективного благополучия несовершеннолетних подопечных, воспитывающихся в замещающих семьях, в зависимости от условий их проживания и от пола ребенка. Определены предикторы субъективного благополучия подопечных детей ...

Проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области

Данная работа посвящена изучению проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кировской области. Рассмотрена практика применения законодательства в указанной сфере, делаются выводы о необходимости совершенство...

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой деятельность государства в области устройства таких детей. Основными формами являются усыновление, опека и попечительство, а также приемная семья. В статье рассматриваются...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Похожие статьи

Противоречия в законодательстве, регулирующем процедуру постановки в очередь на предоставление жилья детям-сиротам

В статье автор пытается выявление противоречий в законодательстве для предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и ...

Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации

Статья посвящена анализу причин, по которым специальный правовой статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в недостаточной степени обеспечен государственными гарантиями. Автор рассматривает возможность распространен...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как проблема современного общества

В статье рассматривается категория детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающая определенные трудности в процессе социальной адаптации. Раскрываются основные особенности постинтернатных проблемы детей данной категории, и их...

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права. Именно поэтому забота о детях-сирот...

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье рассмотрены нормативно-правовые акты, которые в настоящее время в обществе регулируют правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее существенным элементом социальной функции государства является забота о д...

Установление невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в жилом помещении

В статье рассматриваются проблемные вопросы при выявлении обстоятельств невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилом помещении при реализ...

Специфика субъективного благополучия подопечных детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях родственников

В статье обсуждается специфика субъективного благополучия несовершеннолетних подопечных, воспитывающихся в замещающих семьях, в зависимости от условий их проживания и от пола ребенка. Определены предикторы субъективного благополучия подопечных детей ...

Проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кировской области

Данная работа посвящена изучению проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кировской области. Рассмотрена практика применения законодательства в указанной сфере, делаются выводы о необходимости совершенство...

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой деятельность государства в области устройства таких детей. Основными формами являются усыновление, опека и попечительство, а также приемная семья. В статье рассматриваются...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Задать вопрос