Актуальность темы статьи заключается в том, что в современном обществе существует множество социальных проблем, особое место среди которых занимают проблемы, касающиеся детей, их воспитания, образования и содержания. В Российской Федерации, как и в иных странах, имеются дети-сироты, дети, которые остались без родительского попечения и требуют особого внимания со стороны государства. Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Дети в силу своей физической и умственной незрелости должны находиться под усиленным вниманием и контролем не только со стороны государства, но и быть в сфере особой заботы общества. Обозначенные обстоятельства определили актуальность, практическую значимость и необходимость глубокого теоретического исследования семейного устройства и защиты прав детей-сирот.
Статья 54 Семейного кодекса РФ гласит: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…» [2].Встречаются случаи, когда ребенок не может в полной мере воспользоваться этим правом. Так, в преамбуле «Конвенции о правах ребенка» сказано: «...во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно сложных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании…» [2]. Между тем, практика показывает, что существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может в полной мере противодействовать социально негативной тенденции существования большого количества таких детей.
Федеральное законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, организации для детей-сирот, и дает возможность субъектам Российской Федерации устанавливать такую форму устройства, как патронатная семья. Патронат — это возмездная опека как над несовершеннолетним, так и над социально неблагополучной семьей. В подавляющем количестве случаев это устройство в семьи ребят, оставшихся в силу причин без попечения родителей. В ряде стран патронатные семьи называют фостерскими (от англ. foster home — приемная семья). В РФ регулируется ФЗ № 48 от 24.04.2008 (ст. 14, п.1) [3]. Данная форма строится на разграничении полномочий между родителями, органами опеки и патронатным воспитателем. Каждый субъект, участвующий в патронатном воспитании, должен быть профессионально подготовлен к этому, что является особенностью данной формы помощи.
Существуют еще множество проблем в данной сфере, которые не урегулированы законодательством нашей страны. Необходимо обратить внимание, что патронат имеет комплексный характер, который охватывает нормы гражданского, административного и семейного права, из этого следует, что необходимо урегулировать данный институт на федеральном уровне.
Федеральное законодательство предоставляет возможность региональным законодательным органам, путем принятия законодательных актов субъектам Федерации решать проблемы по организации патронатного воспитания, регулированию обязанностей и условиям отбора патронатных воспитателей, а также их оплате. Необходимо разработать информационную политику по ознакомлению с сущностью и значимостью патроната. Социальный патронат необходим в качестве первой ступени по профилактике социального сиротства, которое является серьезной проблемой современного общества [4, с.42].
Следует разработать законопроект об институте профессиональных приемных семей, которые будут иметь соответствующее образование, подготовку, лицензии. Тогда органы опеки и попечительства будут иметь возможность экстренно передавать ребенка в замещающую семью, а не изначально помещать в детский дом. Отсутствие единой концепции принимаемых законодательных актов, четко регламентированного механизма работы, различия в правовом и финансовом обеспечении в отдельных регионах ставит существование патронатного воспитания под вопрос 1 .
Правовые нормы, регулирующие данные общественные отношения, занимают особое место в системе российского законодательства, требуют особого научного осмысления как комплексного института в системе семейного права как самостоятельной отрасли права.
Необходимо внести следующие изменения в законодательстве по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Первое — предусмотреть совершенствование системы учёта детей-сирот, подбор для них замещающих родителей, своевременное распространение актуальной информации о них.
Второе — необходима законодательно закрепленная подготовка кандидатов, готовых сопровождать замещающие семьи.
Третье — необходимо законодательно предусмотренное развитие региональной системы стимулирования поддержки замещающих семей.
Четвёртое — требуется усиление защиты прав и законных интересов детей, находящихся на воспитании в семьях граждан. Наконец, — необходимо законодательно обеспечить повышение уровня квалификации специалистов, которые работают с замещающими семьями, включая специалистов органов опеки и попечительства.
В целях совершенствования процесса устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатную семью, обеспечения эффективного функционирования патронатной семьи и достижения целей ее создания, целесообразно внести ряд изменений в действующее законодательство:
— Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями) необходимо дополнить разделом о социальном патронате. Также необходимо прописать полномочия органа опеки и попечительства в направлении социального патроната. Принятие указанных изменении послужит основой для оптимизации деятельности органов опеки и попечительства, что будет способствовать постепенному уменьшению количества детей, воспитывающихся вне семьи.
— Однако следует отметить, что до сих пор не решен вопрос о внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство, предусматривающих повышение ответственности родителей, опекунов, приемных родителей в случае жестокого обращения с детьми, неисполнения обязанностей воспитательного характера и обеспечения детей необходимыми материальными ресурсами. Независимые проверки приемных семей и интернативных учреждений осуществляются соответствующими органами при участии общественности.
По нашему мнению, отсутствие в большинстве законов субъектов РФ о патронате положений, предусматривающих обязанность пройти специальное обучение патронатными воспитателями перед заключением договора о передаче ребенка на патронатное воспитание, является значительным пробелом, нуждающимся в устранении.
Итак, изучив правовые аспекты преодоления социального сиротства в Российской Федерации в современных условиях мы пришли к следующим выводам: в российском законодательстве имеется целый пласт нормативно-правовых актов, касающихся данной области, но их разрозненность и регулирование ими узких аспектов не дает возможность сформироваться полноценной и эффективно действующей системе.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (вступила в силу для СССР 15.09.1990) — [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/
- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
- Лапина Е. П. Правовой статус законного представителя несовершеннолетнего при устройстве в патронатную семью.// Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ВГНА Минфина РФ. Вып.1 / Под ред. проф. А. П. Балакиной. — М.: Издательство- ВГНА Минфина РФ, 2009. — С.41–45.
- Патронатная семья в современной России: коллективная монография / под. редакцией Ф. Б. Бурхановой. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. — 276 с.
- Резяпова Г. Ф. Перспективы введения в Российской Федерации патроната как правового института// Вестник Омского университета. Серия «Право».- 2017 -№ 2(51)- С.75–82.