Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Право

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 3320 раз

Библиографическое описание:

Акмулдашева, А. К. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / А. К. Акмулдашева, Г. Ю. Лазновская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/891/ (дата обращения: 17.12.2024).



В России нездоровые социальные отношения часто приводят к росту детей-сирот. В настоящее время почти миллион детей воспитываются без семьи, и лишь десятая их часть не имеет в живых родителей. Каждый из детей, оставшихся без попечения родителей, должен получить надлежащее воспитание. Поэтому мы считаем чрезвычайно актуальной проблему устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права и интересы детей. В ст. 121 СК РФ дан перечень оснований утраты детьми родительского попечения. Органы опеки и попечительства должны защищать права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. К формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей относятся:

  1. усыновление (удочерение);
  2. передача под опеку или попечительство;
  3. передача на воспитание в приемную семью;
  4. устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Хотелось бы более подробно остановиться на таких формах как: усыновление (удочерение) и устройство ребенка в приемную семью, а также устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками с одной стороны и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. [1; ст.137] Усыновление допускается: а) только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение; б) и только в их интересах. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей. Усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка.

Семейным кодексом отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами Российской Федерации. Кандидаты в усыновители имеют право: получить подлинную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок. Они обязаны: лично изучить в документы усыновляемого ребенка; познакомиться и установить с ним контакт; подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. В некоторых случаях предварительная постановка граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников и т. д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению.

Следует привести в пример судебную практику. Так, Красноармейский районный суд г. Волгограда 14 февраля 2014 г. рассмотрев в закрытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по заявлению Федоровой Т. А., Федорова Ю. В. об установлении усыновления, установил что заявители Федорова Т. А., Федоров Ю. В. обратились в суд с заявлением об установлении усыновления несовершеннолетнего рождения, родившегося в г. Волгограде, присвоении ребенку фамилии Федоров, имя Роман, отчество Юрьевич, дату рождения оставить без изменения, место рождения, указать в книге записей о рождении Федорову Т. А. в качестве матери, а Федорова Ю. В. в качестве отца. В обоснование заявления указано, что в браке состоят с 2009 г. Своих детей по состоянию здоровья они не имеют. Желают взять в семью мальчика и стать для ребенка родителями. Они сначала навещали мальчика Михаила в отделении патологии новорожденных МУЗ КБСМП № 15, от которого мать отказалась в родильном доме. Затем, на основании постановления администрации района от 25.12.2013 г. была установлена предварительная опека и ребенок в настоящее время находится у них. Им известно, какой диагноз ребенок имел при рождении, но после проведенного лечения, чувствует себя хорошо, противопоказаний к усыновлению не имеется. Заявители утверждали, что решение приняли обдуманно, обязуются выполнять все родительски обязанности и просили суд обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель заинтересованного лица отдела опеки и попечительства администрации Красноармейского района г. Волгограда по доверенности Гасанова Р. Ж. заявление полностью поддержала, показав суду, что кандидаты на усыновление проявляют о ребенке заботу. У заявителей имеются все необходимые условия для проживания несовершеннолетнего ребенка. Заявители проживают в благоустроенной двухкомнатной квартире, принадлежащей Федорову Ю. В. на праве собственности. Заявитель Федорова Т. А. работает медсестрой, Федоров Ю. В. работает инженером. Оба имеют стабильный доход, на учетах не состоят, положительно характеризуются по месту работы, не судимы. Заявители имеют близких родственников, на помощь и поддержку которых, при необходимости, могут рассчитывать. По мнению суда, усыновление ФИО заявителями отвечает интересам ребенка и каких-либо препятствий к тому, закрепленных в законе нет. [4]

Приемная семья от обычного детского учреждения отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Приемная семья может включать одного ребенка. Максимальное количество детей не должно превышать восьми человек.

Основное отличие отношений, складывающихся в приемной семье, от отношений, складывающихся при опеке, выражается в том, что приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей.

Основанием возникновения приемной семьи служит договор между приемными родителями органами опеки и попечительства. Требования к личности приемных родителей практически те же, что и требования к личности усыновителей.

Дети, независимо от возраста, в заключение договора не участвуют. Запрещается разъединять братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе.

Если ребенок достиг возраста десяти лет, он может быть помещен в приемную семью только с его согласия.

Обязательными условиями договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, являются условия о сроке, на который ребенок помещается в приемную семью, а также о порядке воспитания, образования и содержания детей. В договоре предусматриваются формы контроля, осуществляемого органами опеки и попечительства.

Приемные родители, как и опекуны, не обязаны содержать приемных детей. Между ними и детьми не возникает и алиментных обязательств. Дети, переданные в приемную семью, сохраняют право на алименты, пенсии и пособия, которые они получали ранее.

Органы опеки и попечительства ежемесячно выплачивают на каждого ребенка денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и иных предметов обихода.

Можно ли переоформить устройство несовершеннолетних, например форму устройства (опека) изменить на приемную семью?

Как следует из материалов юридической практики, решением органа опеки и попечительства Жирновского муниципального района Волгоградской области от 19 апреля 2012 года некто А. опекуном несовершеннолетней А. Е.

15 декабря 2014 года А. обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о пересмотре формы устройства несовершеннолетней А. Е. Е. и передаче ребёнка ей и её мужу в приёмную семью. [3] Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Действительно, опекуны или попечители несовершеннолетних, уже оформившие опеку или попечительство на безвозмездной основе, также вправе подать заявление с просьбой о назначении их опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно. Однако из буквального толкования правовых норм следует, что заключение договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях является правом органа опеки и попечительства, а не его обязанностью.

Обращение опекунов или попечителей, желающих создать приёмную семью, должно быть мотивировано. Например, это могут быть желание и возможность опекуна или попечителя увеличить количество воспитываемых приёмных детей, болезнь приёмного ребенка, которая предполагает длительный уход за ним и необходимость увольнения опекуна или попечителя с постоянного места работы.

В целом, причин для такого отказа может быть несколько. Например, муниципальному органу не выделено финансирование на содержание приёмной семьи в текущем году или опекун приходится родственником ребенку, которого он опекает.

Устройство детей вдетские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения идругие аналогичные учреждения.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; дома ребенка; санаторные школы-интернаты и другие.

Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Таким детям опекуны (попечители) не назначаются. Их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство.

Так, основными задачами воспитательного учреждения являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников.

В заключение необходимо отметить, что государство никогда не должно равнодушно относиться к детям, находящихся в опасной жизненной ситуации: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, которым необходима государственная помощь, поддержка и защита. За последнее десятилетие приняты основополагающие документы (Семейный Кодекс РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.) определяющие целый комплекс прав, свобод, дополнительных льгот для этой категории детей. Сформулированы требования к условиям психологической помощи, профессиональному уровню специалистов. Существует большое количество общественных организаций, которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Есть должность Уполномоченного по правам детей. Однако процесс защиты прав детей в этой области не должен стоять на месте, есть много проблем, требующих своего разрешения, в то числе усовершенствования законодательства.

Литература:

  1. Семейный кодекс РФ // [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/
  2. Гражданский кодекс РФ // [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/
  3. Апелляционное определение от 30 июля 2015 года г. Волгограда Судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда. // [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: pravo163.ru
  4. Решение Красноармейского районного суда г. Волгограда. Дело № 2–956\2014. // [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: SudAct.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, попечение родителей, орган опеки, приемная семья, волгоград, попечительство, приемная, учреждение, интерес детей, социальная защита населения.


Похожие статьи

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ

О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания Великой Отечественной войны

Похожие статьи

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ

О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания Великой Отечественной войны

Задать вопрос