Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2015

Статья просмотрена: 1801 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом») / В. В. Завражнов, Ю. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 702-704. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24926/ (дата обращения: 30.10.2024).



 

Использование технологий социальной работы в различных отраслях социального обслуживания становится в настоящее время предметом внимательного исследования ученых. Данная проблема рассматривается, в частности, в работах Н. С. Данакина,

А. К. Зайцева, М. Маркова, Н. Стефанова и др. Согласно исследованиям указанных авторов сущность технологий, используемых в социальной работе, может быть определена двояким образом. Во-первых, как реализация теоретических положений и выводов научных дисциплин в практической деятельности при решении конкретных задач, во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, при решении различного рода проблем [1].

Эффективность использования технологий социальной работы зависит от конкретных условий их применения. Сугубо специфический опыт различных учреждений социального обслуживания не позволяет составить однозначно заданную программу деятельности, поэтому технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социальной работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации.

С этой точки зрения интерес в плане использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи может представлять опыт ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» пос. Пошатово, Арзамасского района, Нижегородской области. Учреждение было образовано в июне 1988 г. В настоящее время детский дом осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем и самостоятельно принимать решения.

Направлениями работы Пошатовского детского дома являются: обеспечение социально-правовой поддержки и защиты воспитанников, в повседневной жизни и нестандартных ситуациях. Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в детском доме, обучение воспитанников навыкам самоконтроля, самообразования, самовоспитания. Развитие творческих способностей воспитанников, которое осуществляется на основе кружков и творческих объединений воспитанников. Работа по развитию одаренности и адаптивных возможностей воспитанников. Данное направление предполагает диагностику и выявление уровня одаренности детей, воспитывающихся в детском доме. Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и привитие им навыков здорового образа жизни. Профилактика самовольных уходов и асоциальных явлений среди воспитанников. Совершенствование процедуры мониторинга обученности и воспитанности детей с целью повышения качества работы учреждения [2].

В ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» работают 45 сотрудников, из них 17 педагогов. 88 % педагогов, работающих с детьми-сиротами, имеют высшее образование или получают его. 18 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 53 % — первую. Следовательно, педагогический персонал детского дома обладает достаточным уровнем квалификации для разработки и применения социальных технологий в работе с воспитанниками.

Изучение деятельности педагогического коллектива показывает, что она содействует формированию благоприятного эмоционального, психологического и нравственного климата в детском коллективе, формирует активную жизненную позицию, осуществляет личностное развитие детей в процессе их ежедневного воздействия; воспитывает чувство гражданственности и приобщает детей к духовным ценностям; развивает навыки самостоятельного подхода к разрешению различных жизненных ситуаций.

Работа по развитию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных кружках практико-ориентированной направленности: «Мой друг — компьютер», «Лесоводство», «Мастерица».

Всего в Пошатовском детском доме находится около 60 воспитанников от 8 до 18 лет: 8–10 лет — 10 детей (17 %), 11–13 лет — 30 детей (50 %), 14–18 лет — 20 детей (33 %). В детском доме воспитываются 26 мальчиков (43 % детей) и 34 девочки (57 % детей). Воспитанники проживают разновозрастными группами по 8–10 человек в жилых блоках, состоящих из игровой комнаты, 3-х жилых комнат, санузла и прихожей. Количество воспитанников детского дома год от года увеличивается, поэтому проблема использования технологий социальной работы при работе с семьями, готовыми принять на воспитание ребенка, становится особенно важной.

В ГКОУ «Пошатовский детский дом» реализуются образовательные программы, которые помогают воспитанникам социализироваться. В течение последних четырех лет действует программа «Уроки жизни» (программа социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В рамках этой образовательной программы успешно проводятся мероприятия по профессиональному самоопределению детей-сирот. Ключевая идея программы — формирование у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения [2].

ГКОУ «Пошатовский детский дом» взаимодействует с добровольческими структурами. Среди них можно отметить некоммерческую организацию «Детский проект», цель которой содействие успешной интеграции детей-сирот в общество за счет пропаганды семейного жизнеустройства и распространения информации о детях, которые ищут родителей; социальной адаптации детей-сирот за счет развития знаний, навыков и умений, необходимых в реальной жизни; наставничества, сопровождения ребенка в детском доме и после выпуска; развития эмоциональной сферы — умения общаться с людьми и выражать свои эмоции, развитие уверенного поведения.

Знакомство с воспитательной системой ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» позволяет утверждать, что учреждение обладает очень большим опытом и возможностями социально-педагогической, профилактической и реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Однако деятельность ГКОУ «Пошатовский детский дом» может быть более результативной за счет использования в существующей практике технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи.

С этой целью был разработан проект «Школа приемных родителей», который может быть реализован коллективом педагогических работников совместно с администрацией.

Задачами проекта являются: формирование позитивного отношения общества к усыновлению (удочерению); содействие развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: защита прав усыновителей и их поддержка, защита прав ребенка на воспитание в семье; помощь гражданам и организациям, участвующим в процессе усыновления (удочерения); поддержка семей, находящихся в сложной жизненной ситуации; организация информационно-консультационной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на расширение кругозора, формирование уверенности в себе.

В рамках проекта проводятся двухмесячные очные курсы для кандидатов в приемные родители в форме семинаров и тренингов. Программа обучения включает в себя следующие разделы: юридический (федеральное и региональное законодательство в сфере семейного устройства; требования, нормы и правила), психолого-педагогический (подготовка семьи к появлению ребенка, адаптация ребенка в семье, интерпретация поведения и коррекция поведения), медицинский (возрастная физиология, особенности здоровья детей, прогнозы и компенсация нарушений).

В ходе курса слушатели могут получить индивидуальные консультации специалистов: психолога, педагога, юриста, педиатра, социального работника, а также ознакомиться с опытом воспитания детей в других приемных семьях. Все занятия и консультации, а также раздаточные материалы для слушателей — бесплатные. Достижение целей настоящего проекта позволит заложить базу для обучения кандидатов в приемные родители в дальнейшем на регулярной основе.

Проект включает в себя 3 этапа. На первом — подготовительном разрабатывается план мероприятий, происходит согласование проекта с сотрудниками отдела по охране прав детства. Подготовительный этап предполагает также информирование о проекте за счет использования печатных материалов. Завершающим мероприятием на данном этапе становится набор слушателей курсов «Школа приемных родителей».

На втором этапе происходит непосредственно реализация проекта. Она начинается с изучения запросов и ожиданий слушателей (путем анкетирования), а также составления их общей характеристики. После диагностики проводится тренинг для слушателей курсов «Школа приемных родителей» на тему «Адаптация приемного ребенка». Тренинг проводится психологом. Для специалистов, работающих с приемными семьями проводится семинар: «Организация подготовки и сопровождения принимающих семей». Цель семинара — повышение уровня подготовки специалистов, работающих с приемными семьями. Занятия включают проведение тренинга для семей, уже воспитывающих приемного ребенка. Всего в рамках курса «Школа приемных родителей» планируется 22 занятия в течение двух месяцев.

Завершающий этап проекта предполагает сбор и оценку информации о качестве реализации проекта. Полученная информация может быть использована в дальнейшем при корректировке планов курсов «Школа приемных родителей». Также на завершающем этапе подводятся итоги проекта и проводятся индивидуальные консультации со специалистами, принимающими участие в работе курсов «Школа приемных родителей».

Таким образом, использование технологий социальной работы может помочь в решении проблем помещения и сопровождения детей-сирот в условиях приемной семьи. При этом технологии не просто переносятся и заимствуются, они адаптируются к условиям конкретного учреждения, что с одной стороны оптимизирует его работу, а с другой — обогащает сами социальные технологии. Изучения потенциала использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи на материале деятельности ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» позволяет сделать вывод, что в практике его деятельности активно используются различные технологии, направленные на становление самостоятельности детей-сирот, взаимодействие с различными службами и социальными партнерами. В то же время на основе анализа деятельности детского дома был сделан вывод о возможностях оптимизации социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи. Это может быть сделано за счет предложенного проекта «Школа приемных родителей», направленного на формирование позитивного отношения общества к усыновлению; поддержку семей, находящихся в сложной жизненной ситуации; оказание информационной и методической поддержки органам опеки и попечительства для повышения эффективности их деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Технологии социальной работы. Учебник. [Текст] / Отв. ред. Е. И. Холостова. — М.: Инфра-М, 2001. — 400 с.
  2.                Официальный сайт ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gouposhatovo.ucoz.com Дата обращения: 25.12.2015
Основные термины (генерируются автоматически): детский дом, социальная работа, попечение родителей, ребенок, условие приемной семьи, воспитание детей-сирот, использование технологий, приемный ребенок, социальное обслуживание, счет использования.


Похожие статьи

Оптимизация процесса социализации воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через использование технологии тьюторского сопровождения

Статистический анализ показателей, связанных с проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по итогам 2015–2018 гг. (на примере Свердловской области)

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения

Организация мероприятия по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома

В статье представлены практические аспекты социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на примере Бюджетного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Рассмотрены...

Программа «Наставник» — один из вариантов введения значимого взрослого во взаимодействие с детьми, оставшимися без попечения родителей

Похожие статьи

Оптимизация процесса социализации воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через использование технологии тьюторского сопровождения

Статистический анализ показателей, связанных с проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по итогам 2015–2018 гг. (на примере Свердловской области)

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в вузе. Опыт и пути решения

Организация мероприятия по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома

В статье представлены практические аспекты социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на примере Бюджетного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Рассмотрены...

Программа «Наставник» — один из вариантов введения значимого взрослого во взаимодействие с детьми, оставшимися без попечения родителей

Задать вопрос