В статье автор пытается выявление противоречий в законодательстве для предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями и выдвижение предложений по решению данной проблемы.
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье, список.
Одним из основных направлений государственной политики в социальной сфере является защита имущественных интересов детей-сирот, дети, оставшиеся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас идет проработка и применение правовых основ, которые устанавливают права, льготы и дополнительные гарантии для перечисленных категорий граждан. По решению председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина 20.12.2021 года было созвано заседание рабочей группы Государственной Думы по вопросам обеспечения жильем детей-сирот. В рамках заседания было отмечено, что в списке на получение благоустроенного жилья стоят 289 800 человек и только 90 000 человек могут воплотить свое право в жизнь, что свидетельствует о несовершенстве механизма предоставления жилья.
На сегодняшний день в основной перечень НПА, устанавливающих основные положения и саму процедуру предоставления жилья тем детям, которые остались без родительского попечения и детей — сирот, входит: статья 39 Конституции РФ, где говориться о гарантиях социального обеспечения со стороны государства, статья 109.1 Жилищного кодекса РФ, в которой прописано о предоставлении помещений жилого фонда в соответствии с договором специализированного найма, статья 155.3 Семейного кодекса, где указано о сохранение права собственности за детьми-сиротами, а если такой собственности нет, то о её получении, ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21-го декабря 1996 г. [4], Постановление Правительства № 397 от 04.04.2019 г. «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» [5] и т. д.
Из перечня приведенных нормативно-правовых актов, нас интересуют два, при помощи которых мы сможем выявить проблему, связанную с функционированием в РФ механизмов предоставления жилплощади лицам рассматриваемых категорий. В первую очередь в числе таких актов следует выделить ФЗ № 159 от 21-го декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Посредством данного нормативного акта, законодатель устанавливает основные положения о механизме предоставления жилья перечисленным категориям населения. В статье 1 данного закона нам нужно обратить внимание на используемые понятия. Дети-сироты — это не достигшие совершеннолетия граждане, чьи родители умерли (один из них или оба). В свою очередь, под детьми, оставшимися без попечения родителей, подразумеваются люди, которые в силу обстоятельств остались без родительского попечения и являются несовершеннолетними. И под третьей категорией подразумеваются лица из числа детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, как индивиды, которые достигли 18-ти летнего возраста (совершеннолетия), (но не старше 23-х летнего возраста) лица, потерявшие родителей (или одного из них) или оставшиеся без родительского попечения до достижения совершеннолетия, которые ввиду этого вправе получить дополнительные гарантии по соцподдержке. Обращаем ваше внимание на установленное максимальное возрастное ограничение в 23 года . По достижению 23 лет, человек утрачивает возможность относиться к перечисленным статусам.
Как следует из положений статьи 8 ФЗ № 159, законодателем перечисляются специальные основания, которые служат основной для того, чтобы им было предоставлено благоустроенное жилье — для этого гражданин должен относиться к одной из перечисленных в наименовании законодательного акта категориям населения, а также стоять на учёте, как лицо, которое имеет право на внеочередное получение жилплощади, и, соответственно, иметь необходимость в улучшении жилищных условий.
Рассмотрим сам процесс предоставления жилья, приведенный в данном Федеральном законе. Ребенок-сирота или ребенок оставшийся без попечения родителей в возрасте с 14 до 18 лет должен быть внесен в список своим законным представителем, органы опеки и попечительства должны проследить, чтобы ребенка-сироту внесли в список его законные представители, если данные действия не будут сделаны, то органы опеки будут обязанные принять меры для включения. В возрасте с 18 до 23 лет, ребенок-сирота имеет право самостоятельно обращаться с заявлением для постановки в список. После 23 лет, согласно ФЗ № 159, человек перестает относиться к категориям лиц, которые включаются в перечень на получение благоустроенного жилья и как следствие, теряет возможность попасть в список и получить жилплощадь. Единственным основанием предоставления недвижимости после 23 лет, это включение в список на получение жилья до достижения возраста 23 лет и последующее ожидание предоставления недвижимой собственности.
Обратимся далее в рамках проводимого анализа и ко второму нормативно-правовому акту, т. е. к Постановлению Правительства № 397 от 04.04.2019 г. [5]. Согласно смыслу нормативного акта, данное постановление устанавливает порядок формирования списка на предоставления благоустроенного жилья, а также процедуру исключения лиц указанных категорий из региональных списков по прежнему месту жительства и включения их в такие же перечни по новому месту жительства. Обратимся к абзацу 3 пункта 3, где говорится о лицах, включаемых в список. К таким лицам, как уже упоминалось выше, относятся люди, достигшие 23-летнего возраста , если они лишились родителей или остались без родительского попечения до наступления совершеннолетия, в связи с чем, согласно действующим нормам законодательства, по состоянию на 01.01.2013 г. имели право на внеочередное обеспечение социальным жильём (т. е. жилплощадью в соответствии с договором социального найма), но при этом не были в установленном порядке поставлены на учет как лица, нуждающиеся в жилье или в улучшении жилищных условий и не реализовали данное право либо уже после вышеуказанной даты имели право на получение в соответствии с договором специального найма жилплощади из соответствующего спецфонда, однако при этом не вошли в указанный перечень.
Таким образом, можно заключить, что данные основания для включения в список на получение благоустроенного жилья противоречит основания предусмотренным пунктом 1 статьи 8 ФЗ № 159, где обязательным условием является отношение к перечисленным категориям и включение в список на получение жилья. Помимо этого, законодатель не раскрыл понятие «имели право» , что может приводить к неточностям и вольности трактованы оснований постановки в список.
Далее следует рассмотреть судебную практику (закреплённую в соответствующем Обзоре от 23-го декабря 2020 г.), связанную с разрешением споров, возникших в сфере обеспечения жилплощадью детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, а также лиц из числа таковых. В пункте 3 закреплена обязанность судебных органов в ходе рассмотрения споров, возникших в связи с необходимостью включения уполномоченным органом в соответствующий перечень лиц, достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, получивших право на предоставление жилплощади по договору социального найма вне очереди, которые при этом не были в установленном порядке поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, выявить основания не постановки данных лиц в список .
Из данного обзора судебной практики можно вывести новый критерий для включения в список на получение благоустроенного жилья, а именно установление причин не постановки на учет.
Если рассмотреть утверждённый ВС РФ 20.11.2013 г. Обзор судебной практики, связанной с разрешением споров в сфере обеспечения льготной жилплощадью детей — сирот и тех детей, которые в силу обстоятельств остались без родительского попечения, можно прийти к выводу: отсутствие лица в списке лиц на предоставление благоустроенного жилья не является категорическим основанием для отказа.
Исходя из этого, обобщив проанализированное законодательство и определив круг проблем, мы можем выделить четыре противоречащих основания для предоставления жилья. Согласно ФЗ, человек должен относиться к вышеперечисленным категориям и включен в список с 14 до 23 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ, человек может быть внесен в список на получение жилья даже если на данный момент он не относится к указанным категориям лиц, но когда-то относился к ним. В соответствии с обзором судебной практики от 2013 года, отсутствие лица в списке по достижению им 23 лет не является веским основанием для отказа по включению в список, а в рамках обобщения судебной практики от 2020 года, необходимо установить причину не постановки в очередь.
В результате проведенного анализа нормативных правовых актов в анализируемой сфере и на основании анализа судебной практики по таким случаям, можно сделать вывод, что в каждом из приведенных актов приводятся противоречащие Федеральному закону основания для постановки в список на получение недвижимости после 23 лет. Данный факт, очевидно, усугубляет проблему с растущей очередью детей-сирот, нуждающихся в своем жилье.
Таким образом, проанализировав действующее законодательство в данной сфере, выявив основные проблемы, предлагаем внести изменения в статью 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункт 3 постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397 для лиц, которые уже достигли 23 летнего возраста и подходящих под остальные критерии, которые могли быть внесены в списки на предоставления недвижимости в возрасте до 23 лет, но по каким-то причинам не попали в них, следующее основание для внесения: необходимое судебное разбирательство с выяснением причин не постановки в список и последующем решение о необходимости внесения или отказа во внесения данного человека. Помимо этого, представляется, что законодателем должно быть уточнено использованное в постановлении Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397 понятие «имели право».
Внесение изменений в действующее законодательство позволит гарантировать и защитить права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение государственной поддержки в виде жилого помещения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2014 — № 31. — Ст. 4398.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. -03.01.2005. -№ 1 (часть 1). -Ст. 14.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. -01.01.1996. -№ 1. -Ст. 16.
- О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 52. — Ст. 5880.
- О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 // Собрание законодательства РФ. -15.04.2019. -№ 15 (часть IV). -Ст. 1764.
- Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями: судебная практика от 28.11.2013 // Бюллетень Верховного Суда РФ. -2014. -№ 3.
- Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями от 23.12.2020 // Утверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации
- Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2017–2019 годов» от 2020.