Проблема подготовки детей-сирот к будущей семейной жизни давно привлекает внимание общества. Тем не менее, она до сих пор остается недостаточно решенной.
Вопросами социального сиротства занимались И.А. Залысина, Л.М., Шипицина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Г.В. Семья, Е.О. Смирнова, Н.Н. Толстых, А.Ш. Шахманова, Е.И. Казакова, В.Н. Ослон, И.В. Дубровина, Е.А. Стребелева и др. Проблеме подготовки детей к семейной жизни посвящены работы Т.А.Куликовой, А.М.Прихожан, И.А.Горчаковой, А.Н.Ганичевой и др.
У многих авторов совпадает мнение о том, что в семье подготовка к самостоятельной жизни идет естественным путем и внимание исследователей, в основном, направлено на решение вопросов воспитания внутри семьи. Вопросу подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот в педагогике внимания уделено мало.
Проблема подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни анализируется в работах И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, В.С. Мухиной, Н.Н. Толстых, Г.В. Семьи, Н.Ф. Плясова, Г.И. Плясовой.
Л. С. Выготский считал, что постоянное пребывание ребенка с нарушенным слухом в закрытом учреждении является отрывом от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом различается с нормальным миром, в котором ребенку предстоит жить.
Чаще всего выпускники-сироты находятся в состоянии психологического стресса. Это объясняется тем, что в детском доме о нем заботились, обеспечивали всем необходимым. Но после выпуска из детского дома ребенок должен начать сам о себе заботится, обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Здесь у ребенка начинаются трудности. [2]
В основном, в детские дома дети поступают из дома ребенка или асоциальных семей. Большинство детей никогда не видели своих родителей, не имели опыта общения в семье или имеют негативный опыт такого общения. У этих детей существенно искажены представления о семье. [7] Из-за отсутствия положительного образца отношений «ребенок-родитель» и «родитель-родитель» у детей-сирот смещаются ценностные ориентации, создание собственной семьи осложняется или приводит к копированию негативных родительских образцов. Нередко выпускники детских домов оказываются не в состоянии создать благополучную семью, неспособны построить полноценные взаимоотношения с супругом, с трудом входят в родительскую семью жены или мужа. По статистике, на первом месте среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме — матери из числа детей-сирот. Поэтому подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни является серьезной и актуальной проблемой.
Семья является главным источником передачи жизненного опыта ребенку. Отсутствие или потеря семьи всегда оставляет глубокий след в душе ребенка и коренным образом меняет его отношение к окружающему миру. [4] У многих детей-сирот выражено острое желание иметь близких, а создание своей семьи является большой мечтой, но после выпуска из детского дома многие либо испытывают большие трудности, либо оказываются не готовы к самостоятельной семейной жизни.
Исследования Л.М. Шипициной показывают, что помимо трудностей в создании благополучной семьи, дети-сироты также испытывают проблемы в распределении своего бюджета, в общении с соседями по дому, коллегами по работе. Несмотря на выделение им жилплощади, материальную поддержку со стороны государства, они, как правило, неспособны адаптироваться к условиям самостоятельной жизни и возвращаются в интернат. [5]
Е.А. Стребелева отмечает, что многим детям-сиротам свойственны инфантилизм, неспособность к осознанному выбору и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, трудности общения там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. [3]
У детей, воспитывающихся в детском доме, отмечаются склонности к ситуативности поведения. Им сложно самостоятельно решать или ориентироваться в простых, житейских ситуациях. Они привыкли к тому, что взрослый постоянно дает пошаговые указания, к ограничению активности и самостоятельности.
А.А. Суздалева отмечает, что у сирот с нормальным слухом возникает ограниченность в общении с миром, находящимся за стенами детского дома. Что же говорить о детях с нарушениями слуха. [10] Совершенно понятно, что слуховой дефект накладывает особый отпечаток на развитии ребенка, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг его общения, ограничивает социальные связи. [9] Нарушения слуха относятся к нарушениям сенсорного познания мира. Даже незначительное снижение слуха, не говоря уже о тяжелых дефектах слуховой функции, оказывает отрицательное влияние на формирование психического статуса ребенка, в первую очередь на развитие речи, коммуникативной деятельности и логического мышления.
Из-за отсутствия семьи, как основного источника развития и социализации, из-за ограниченного общения с обществом слышащих, оторванный от окружающего мира ребенок с нарушением слуха вырастает отчужденным сторонником замкнутого мира глухих. [1] Расширение социальных связей у глухого подростка связано с усилением концентрацией внимания на своем дефекте. Это связано с тем, что среда часто оказывается агрессивной к ребенку с нарушениями слуха именно в связи с его физическим дефектом. Поэтому у подростков, с тяжелым дефектом слуха, восприятие среды за пределами детского дома как агрессивной, приводит к тому, что они склонны все более ограничивать свой круг общения средой глухих людей и склонны к проявлению агрессии в ситуации непонимания. [9]
Как отмечает Е.А. Стребелева, у многих детей-сирот с возрастом обнаруживается обеднение эмоциональных проявлений, нарастание пассивности, затруднение в общении, быстрая утрата побудительных мотивов. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем, более усугубляются у детей с врожденной патологией. [3]
Объективно существующие различия во взаимоотношениях ребенка и взрослых в семье и в закрытом учреждении не могут не сказаться на характере его развития. В исследованиях А.М. Прихожан, М.И. Лисиной, Н.Н. Толстых указывается на формирование особого типа личности у детей из детского дома. Неудовлетворенность в потребности общения со взрослыми проявляется у сирот уже с первых дней пребывания их в детском доме и уже с дошкольного возраста у них отмечаются особенности общения со сверстниками и взрослыми. Причинами нарушения межличностных отношений могут быть: частая сменяемость взрослых в детском доме, снижение интенсивности и доверительности связей взрослого с ребенком, эмоциональная отстраненность взрослых, в сочетании со стремлением навязывать детям свое мнение, направленность общения с ребенком в основном в сторону регламентации его поведения. [5] Контакты ребенка-сироты поверхностны, нервозны и поспешны: он может одновременно домогается внимания и отторгать его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. [6]
Как и любой человек, ребенок-сирота живет в мире взаимоотношений между людьми, где каждый играет не одну, а множество ролей. У детей-сирот представления и знания о той или иной социальной роли нередко искажены. Это приводит к тому, что усвоение той или иной роли ребенком оказывается затруднено и требует педагогического воздействия. При этом нужно учитывать, что у детей, живущих в детских домах, наблюдаются особенности в социально-эмоциональной сфере. Это может происходить вследствие того, что жизнь в интернатном учреждении часто не требует от личности ребенка той функции, которую она выполняет в жизни нормальной семьи.
Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина (Дубровина, Рузская, 1990; Лангмейстер, Матейчик, 1994; Шипицына и др., 1997). [5]
Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения. Семейные роли подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, младший, старший).
От правильного формирования ролевого образа зависит исполнение семейной роли. Человек должен четко представлять себе, что, значит, быть женой или мужем, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него.
В семье ребенок приобретает навыки общения с близкими людьми, с людьми разных интересов и потребностей, разного пола, возраста. Семейное общение реализуется в совместном проведении досугов или домашних дел, проникнуто чувством детско-родительской любви и заботы, что наиболее полно отвечает потребностям ребенка в эмоциональном развитии. По мнению А.Н. Сизанова ни одно детское воспитательное учреждение не в состоянии дать ребенку такое разнообразное и интенсивное общение. [8]
Таким образом, можно сделать вывод, что для адекватной адаптации выпускника-сироты в систему социальных ролей и отношений, должна проводиться специальная психолого-педагогическая работа по усвоению ребенком комплекса социальных ролей, в том числе и по семейному воспитанию. Эта работа должна включать в себя комплекс мер, направленных на формирование у детей адекватного представления о семье, о ее членах и их взаимоотношениях, о возможных трудностях, для преодоления которых надо сформировать определенные умения и навыки. [7] Очевидно, что дети-сироты с нарушениями слуха требуют специфических методов организации воспитательного процесса. Важно создать условия для становления такой личности, которая сможет самостоятельно и достойно строить свою жизнь.
Литература:
1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
2. Горовая В.И., Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни // Детский дом № 32 (3'2009), С.11;
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Полиграф сервис, 1998. — 329 с.;
4. Детский дом, сохраняющий семьи // Детский дом № 15 (2'2005), С.32
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. — 108 с.;
6. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов/Ред.-сост. В. С. Мухина.—М.: Просвещение, 1991.—223 с.;
7. Попова В.С. Готовить к жизни в семье должен детский дом // Детский дом № 47 (2’2013), С.18;
8. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. — Мн.: Народная асвета, 1989;
9. Собкин B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. — М. : ЦСО РАО, 1997 — 94с.;
10. Суздалева А.А. Феномен обиды у детей, лишенных родительского попечения // Психология XXI века, сборник материал V международной научно-практической конференции молодых ученых — СПБ, 2009.