Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (212) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.07.2018

Статья просмотрена: 5057 раз

Библиографическое описание:

Атаева, Е. О. Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Е. О. Атаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51244/ (дата обращения: 16.12.2024).



Изучением личности занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. В трудах Л. С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это происходит с помощью иных, способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания [2, с. 134].

Ребенок с нарушением слуха зачастую лишается возможности слушать музыку, смотреть телевизор, слышать звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П. Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных видов эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия. Так же дети не дифференцируют речевые и неречевые звуки [1, с. 98].

Отечественные психологи, такие как: Л. С. Выготский; С. Я. Рубинштейн; П. Я. Гальперин, в качестве лидирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, выплаченный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и происходит развитие способностей и формирование личности [3, с. 198].

Нарушение слуха — проблема социальная. Л. С. Выготский назвал данный дефект — «социальным вывихом». Это основная причина детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный выброс, совершенно аналогично телесному вывиху, когда грубо разрываются обычные связи и соединения, и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами [2, с. 170].

Главная проблема социализации — это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному искажению личности.

Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет или останавливает процесс усвоения информации и неблагоприятно сказывается на фoрмирoвaнии личнoсти. Труднoсти в oбщении могут привести к формированию негативных черт личности, именно поэтому, многие дети с нарушением слуха агрессивны, вспыльчивы и замкнуты [5, с. 33].

Дaнный дефект сужает круг общения, ограничивает социальные связи. В связи с этим у ребенка возникают проблемы с рaзвитием речи, объемом внимания, памяти и возникает замедленный темп становления личности.

Дети с нарушением слуха замечают, что окружающие относятся к ним не так, как остальным детям. Ребенок чувствует любовь, заботу, уважение, сострадание, жалость, но в это же время ребенок чувствует себя обузой и ненужным в данном обществе. Отсюда возникают эгоцентрические черты личности.

Для детей с нарушенным слухом характерно преувеличение своих возможностей, проявление лидерства в своем обществе, завышенная самооценка. Дети недостаточно контролируют себя и свои эмоции. Трудности связаны и с особенностями овладения связной речью: слово воспринимается не как одна смысловая единица, а как последовательность элементов [4, с. 416].

Проанализировав литературу можно сделать вывод, нарушение слуха приводит к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс получения информации, либо полностью

Дети обладают завышенной самооценкой, они агрессивны, замкнуты в себе и не готовы принимать помощь со стороны взрослых. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей, как в общении, так и в психофизическом развитии. Эти особенности не позволяют им эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Особенности личности детей с нарушением слуха характеризуется наличием эгоцентрических черт, таких как: злость, агрессивность, замкнутость, неадекватная самооценка и негативное отношение к социуму [1, с. 54].

Таким образом, развитие личности у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у детей, развивающихся в норме. Самооценка таких детей зачастую завышена, в сравнении с нормой. Дети проявляют негативизм, злость, вспыльчивость и агрессию.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — с. 3–203
  2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. с. — 134; 170
  3. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. — М, 2001. с. — 198
  4. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов.- М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.
  5. Сурдопедагогика/ под редакцией Е. Г. Речицкой. — М., 2004. с. — 33
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, формирование личности, завышенная самооценка, развитие личности.


Похожие статьи

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью

Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития детей 3–4 лет

Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Особенности тревожности родителей младших школьников в период пандемии

Похожие статьи

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью

Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития детей 3–4 лет

Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Особенности тревожности родителей младших школьников в период пандемии

Задать вопрос