В зарубежной и отечественной литературе очень активно в последнее время обсуждается проблема изучения тревожности. С одной стороны известно, что адекватная степень тревожности имеет большое значение в эмоционально-волевой регуляции и является в целом важным внутренним фактором, который обуславливает формирование адаптивных возможностей зрелой личности. С другой стороны, как отмечают многие авторы, сложности социально-психологической адаптации, создания реального представления о своих личностных качествах и о себе у детей юношеского и подросткового возраста связаны именно с повышенным уровнем тревожности (А. И. Захаров, А. М. Прихожан, В. М. Астапов, Н. Д. Левитов и другие).
Считается, что, как собственно психологическая проблема, проблема тревожности впервые была поставлена и специально рассмотрена в работах З. Фрейда. З. Фрейд, признавая необходимым разграничить тревогу и страх, считал, что страх — это реакция на определенную опасность, а тревожность — это реакция на неизвестную и неопределяемую опасность. З. Фрейд считал, что для объяснения психической жизни человека огромное значение имеет понимание тревожности. Он очень внимательно подходил к анализу этого явления, многократно уточнял и пересматривал свою концепцию, в первую очередь в тех ее частях, в которых описываются функции и причины тревожности. З. Фрейд определял состояние тревожности как неприятное переживание, являющееся сигналом предопределяемой опасности. Содержание состояния тревожности — чувства беспомощности и неопределенности [5].
К. Хорни в своих работах отмечает, что в межличностной надежности особую роль играет неудовлетворение потребности. Рассматривая стремление человека к самореализации в качестве основной цели его развития, К. Хорни определяет тревогу как главное противодействие этой концепции. В ранних и более поздних работах К. Хорни понимание тревожности имеет различия [6].
Говоря о тревожности, Г. С. Салливан пользуется понятиями из психосоматики. Г. С. Салливан пишет, что удовлетворение биологических потребностей обычно сопровождается непроизвольным снятием физического напряжения как в скелетных мышцах, так во внутренних органах. Под воздействием парасимпатической нервной системы стремится к редукции напряжения внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает потребность в дальнейших действиях) [3].
Как полагает Р. С. Немов, под тревожностью понимается способность человека, находящегося в специфических социальных условиях, испытывать тревогу и страх, находиться в состоянии повышенного беспокойства [1].
Огромный вклад в разработку проблематики тревожности внесен отечественным психологом А. М. Прихожан. Тревожность рассматривается в качестве характерной отличительной черты депривационного синдрома, имеющего широкий спектр проявлений — от незначительных странностей, которые не выходят за рамки нормальной эмоциональной картины, до довольно глубоких личностных и интеллектуальных нарушений [2].
В период пандемии и вынужденной самоизоляции многие категории граждан испытывают тревогу и тревожность. Среди таких категорий можно отметить родителей учащихся, поскольку в связи с распространением коронавирусной инфекции во многих регионах дети перешли на дистанционный формат обучения.
Тревожность родителей младших школьников в период пандемии — это отельная сфера работы школьного психолога. На важность ее изучению указывают А. А. Тычинская, Д. В. Некряч, И. В. Кольцова, изучившие тревожность родителей учащихся младшего школьного возраста в период дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции. В данной работе рассмотрен потенциал использования дистанционных образовательных технологий в обучении младших школьников и причины тревожности родителей учащихся младшего школьного возраста в период дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции [4].
Особо высокий уровень тревожности можно наблюдать у родителей первоклассников, чьи дети успели проучиться в обычном формате всего полгода. Родители часто отмечали, что дети еще толком не освоили всю систему обучения в школе, а им уже пришлось быть довольно собранными и организованными. Естественно, за расписанием детей и ходом выполнения домашних заданий следили родители, которые параллельно работали и занимались домашними делами. Необходимость совмещать множество дел повышало уровень тревожности, который был и так высоким из-за боязни заболеть новым заболеванием.
Не менее тревожными были родители четвероклассников, поскольку в мае 2020 года они должны были закончить обучение в начальном звене, написать итоговые контрольные работы. Многие родители понимали, что при обучении в дистанционном формате дети много информации теряют, что может сказаться итоговых оценках.
На фоне всего сказанного можно перечислить ряд рекомендаций родителям младших школьников, способствующих снижению уровня тревожности в период самоизоляции.
- Старайтесь не переживать по поводу того, что не произошло.
- Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
- Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
- Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
- Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
- Учитесь саморегуляции. Банальный пример — досчитать про себя до 10.
- Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
Литература:
- Немов Р. С. Общая психология: Краткий курс / Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
- Прихожан A. M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инт-т, изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 210 с.
- Салливан Г. С. Интерперсональная теория психиатрии / Г. С. Салливан // Пер. с англ. О. Исаковой. — СПб.: Ювента. — М.: КСП+, 1999. — 347 с.
- Тычинская А. А. Тревожность родителей учащихся младшего школьного возраста в период дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции / А. А. Тычинская, Д. В. Некряч, И. В. Кольцова // В сборнике: Научный форум: педагогика и психология. Сборник статей по материалам XLIV международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 86–91.
- Фрейд З. Сценарий жизни. Комплекс детских травм / З. Фрейд, Э. Эриксон. — М.: Алгоритм, 2018. — 240 c.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ] / К. Хорни. — М.: Прогресс-Универс, 2010. — 158 с.