Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 23.07.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Старкова, Л. А. Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях / Л. А. Старкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — URL: https://moluch.ru/archive/529/116816/ (дата обращения: 27.07.2024).

Препринт статьи



В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня тревожности детей. Также рассмотрены результаты психологического исследования по выявлению наиболее эффективного направления по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста, даны рекомендации по дальнейшей работе в данном направлении по коррекции высокой тревожности.

Ключевые слова: тревога, тревожность, школьная тревожность, психокоррекция, методы коррекции тревожности, арт-терапия, дыхательные практики.

В последние годы в условиях мировых событий наблюдается тенденция повышения тревожности у всех категорий населения нашей страны, в том числе у детей младшего школьного возраста.

Закономерно, что каждое поколение отличается от предыдущего, впитав в себя тенденции общественных настроений в мире. Многие психологи отмечают, что тревожность детей младшего школьного возраста стала широко распространенной, и большинство программ по снижению и коррекции психоэмоционального неблагополучия детей на данный момент устарели. Современные дети качественно отличаются от детей, которые были в начале 2000-ых, в начале 2010-ых годов. Об этом говорят авторы теории поколений У. Штраус и Н. Хоув.

На данный момент проблема высокой тревожности детей требует пересмотра практических инструментов по коррекции тревожности в условиях общего образования и в условиях семьи. Современные дети нуждаются в новых подходах, в обновленных методиках, соответствующим их особенностям. Общеизвестно, что тревожность влияет на все сферы жизни ребенка: успеваемость, способность запоминать, размышлять, эффективно и быстро находить решения поставленных задач, взаимоотношения в классе со своими сверстниками и учителем, тревожность также влияет на формирование самооценки, уровень личных притязаний, характер.

Проблемой тревожности занимались многие исследователи: А. Фрейд, З. Фрейд, К. Хорни. Божович Л. И., Гольдштейн К., Изард К., Мэй Р., Павлов И. П., Прихожан А. М., Салливэн Г. С., Спилбергер Ч. Д., Тейлор Дж, Ханин Ю. Л., Эллис А.

Первым исследователем, заговорившим о понятии тревоги и тревожности были З.Фрейд, который рассмотрел понятия «страх» и «тревога», где страх — это реакция на конкретное явление, а тревога — сигнал, который готовит о неконкретной опасности. Как говорил Фрейд, тревога имеет глубинный и беспредметный характер. Боулди Д. и Эриксон в своих работах говорили о детской привязанности к родителям, которая является источником ощущения безопасности. Именно в первые годы у ребенка закладывается базовое чувство безопасности или отсутствие безопасности и доверия к окружающих и к миру в целом.

Среди отечественных теоретиков школьную тревожность исследует Прихожан А. М., которая рассматривает тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Как утверждает Р. С. Немов: “Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях” — ссылка на источник. По определению А. В. Петровского: “Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно — психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

Прихожан А. М. в своих работах выделяет адекватную и неадекватную тревожность, а также указывает на то, что тревожность как устойчивое свойство человека, обладает побудительной силой и влияет на развитие личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что тревожность — это естественная особенность активной личности, если данная тревожность не превышает определенные нормы. Практически все исследования говорят о том, что тревожность имеет большое значение в формировании и развитии личности.

Множество исследователей рассматривали причины возникновения тревожности, например, Спиваковская А. С. исследовала влияние семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожности ребенка. Захаров А. И. рассматривал невротические состояния, формируемые повышенной тревожностью. Как Цареградцева, причиной высокой тревожности ребенка может быть дидактогения (школобоязнь), которая формируется в процессе адаптации к школе. Школобоязнь формирует «самопораженческую» модель поведения обучающихся.

Школьная тревожность является видом тревожности, связанной со школьной жизнью. Атмосфера в школе должна быть с точки зрения психологического комфорта, оптимальной и благожелательной, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности. Школьная тревожность является формой проявления психоэмоционального неблагополучия ребенка.

Школьная тревожность выражается в постоянном беспокойстве, заниженной самооценке, низком уровне притязаний, в ожидании плохих оценок, в ощущении собственной неполноценности.

Прихожан А. М. рассматривает дидактогению как особый вид тревожности младших школьников, формирующийся во взаимодействиях с пространством школы, с учителем, с насыщенным учебным материалом.

В образовательном процессе школьная тревожность проявляется в 2 формах: в проявлении ситуативной тревожности и в личностной тревожности (черты характера).

По утверждению Микляевой А. В., детей с различными формами школьной тревожности в первых классах в настоящее время — до 30–35 %.

Переживание неблагополучия в условиях школы может быть названо по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы».

Целесообразно при работе со школьной тревожностью прежде всего организовать профилактические занятия, а также коррекционные занятия, мероприятия, направленные на взаимодействие с семьей.

Программное обеспечение в школах по коррекции психоэмоционального состояния детей, как правило, создаются методистами психологических центров. Нередко создают программы по коррекции тревожности педагоги-психологи. Однако на данный момент наблюдается дефицит методических разработок, которые официально одобрены на уровне государственной психологической службы и соответствующими актуальным потребностям и возможностям современных учеников.

В целях создания оптимальной программы психокоррекции тревожности, отвечающей возможностям школы, было проведено психологическое исследование на эффективность двух коррекционных направлений: арт-терапевтического и дыхательного направлений.

В выборке участвовали 60 учеников начальной школы, из 2,3,4 классов. Все учащиеся изначально обладали высоким уровнем тревожности, были поделены на 2 группы. Первая группа занималась с педагогом-психологом 2 раза в неделю по арт-терапевтическим методикам, вторая группа занималась 2 раза в неделю с педагогом-психологом по программе с дыхательными методиками. Количество занятий — 10, длительность каждого занятия — 25 минут. Каждая группа по завершении цикла занятий показала положительную динамику в снижении тревожности. Однако, как показывает повторная диагностика, наиболее эффективными были арт-терапевтические методики психокоррекции.

Батарея психологических методик применялась следующая: методика SMAC, методика Филлипс, методика Дембо-Рубинштейн, методика «Дерево». С детьми была реализованы два блока коррекционной работы, которые включали в себя современные методики арт-терапевтической работы с детьми, рекомендованной доктором психологичнских наук Киселевой, а также дыхательные упражнения, рекомендованные специалистом в области дыхательных практик Л. Робертс.

Общая динамика показывает снижение тревожности у учащихся более, чем на 50 %

Рис. 1. Общая динамика показывает снижение тревожности у учащихся более, чем на 50 %

Динамика снижения тревожности в группе учащихся № 1 «Арт-терапия» и в группе № 2 «Дыхательные практики»

Рис. 2. Динамика снижения тревожности в группе учащихся № 1 «Арт-терапия» и в группе № 2 «Дыхательные практики»

Таким образом, наше психологическое исследование показало актуальность и эффективность арт-терапии для современных детей, потребность детей в самовыражении своих чувств в творчестве и в игре. Немаловажно позитивное влияние дыхательных упражнений, которое, безусловно, способно дополнить коррекционную арт-терапевтическую работу с детьми.

Необходимо отметить актуальность разработки новейших программ по коррекции высокой тревожности детей младшего школьного возраста, опираясь на особенности психики современных детей, свежие психологические исследования эффективности уже зарекомендовавших себя методик, а также новейших методик. Среди новых методик по коррекции и профилактике тревожности детей могут выступать аудиорелаксации, видеорелаксации с помощью современного технического оборудования, танце-двигательная терапия в условиях сенсорной комнаты, визуальные 3д проекторы, просмотр 4д-фильмов, и новые методы работы с семьей. Среди новых методов коррекционной и профилактической работы педагога-психолога с семьей можно предложить рекомендованный домашний кинотеатр семейных релакс-фильмов и воспитывающих фильмов, общешкольные и общеклассные мероприятия, направленные на снижение тревожности, например, школьный квест-киноклуб, школьные психологические квест-клубы по интересам.

Литература:

  1. Арещенко, А. В. Диагностика и коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. В. Арещенко, О. А. Карнеева // Социально-психологические вызовы проблемы современного общества: Проблемы, перспективы, пути развития: Материалы 8 научно-практической конференции. — Брянск, 2023. — с. 57–62.
  2. Долгова, В. И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Долгова В. И. Клочева Г. М. Бондарчук В. А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015.
  3. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие [Текст] / Микляева А.В, Румянцева П. В.. — СПб.: Речь,2004.
  4. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика [Текст] / Р. С. Hемов. — М.: “ВЛАДОС”. — 1999. — 287 с.
  5. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциоанльное развитие детей: учеб. пособие для вузов / А. И. Подольский. — М.: Издательство Юрайт, 2021.
  6. Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы 11 Междунар. Науч. Конф (г. Чеоябинск, февраль 2013г.). — с. 107–110.
  7. Прихожан, А. М. Психология тревожности [Текст] / А. М. Прихожан. — СПб.: Питер, 2009.
  8. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М. Прихожан. // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2.
  9. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.
  10. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: 1990. — 178 с.


Задать вопрос