В настоящей статье представлена система взаимодействия педагогов детского сада и родителей в организации эмоционально комфортного адаптационного процесса детей раннего возраста. Раскрываются теоретические аспекты организации игровых сеансов с детьми в период адаптации, которые направлены на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии детей раннего возраста. А также даны методические рекомендации по ведению адаптационного курса для родителей и детей.
Ключевые слова: дети раннего возраста, адаптация, социализация, педагоги, родители.
При поступлении в детский сад как дети, так и их родители часто испытывают сильное психоэмоциональное напряжение. Экономические обстоятельства могут заставить родителей отправить ребенка в образовательное учреждение раньше, чем им хотелось бы. В такой сложной ситуации детский сад играет важную роль, обеспечивая комфортное и плавное вхождение малыша (и его родителей) в новую среду. Игра и музыка могут стать эффективными средствами, помогающими ребенку адаптироваться к новым условиям без ущерба для его психического и физического здоровья.
Ранний возраст — это период, когда происходит быстрое формирование всех основных психофизиологических процессов, характерных для человека. Важным условием полноценного развития детей является своевременное и грамотное воспитание. В этом возрасте дети особенно уязвимы к заболеваниям из-за повышенной ранимости организма и низкой его сопротивляемости. Каждое заболевание негативно влияет на общее развитие ребенка. Также в этот период дети испытывают острую чувствительность к разлуке с матерью и страх перед новым, что часто возникает при посещении детского сада.
Начало посещения детского сада часто становится источником стресса для ребенка. Это связано не только с изменением режима дня, который был привычным с самого рождения, но и с окружающей новой средой, где появляется много незнакомых людей. Семье ребенка также требуется время, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам. Поэтому своевременная квалифицированная помощь становится важным аспектом этого процесса. Работа с семьей представляет собой сложную задачу, как в организационном, так и в психолого-педагогическом аспекте.
Для того, чтобы привлечь интерес родителей к детскому саду, необходимо больше, чем просто провести родительское собрание или прочитать им лекцию о важности детского образования. Родители должны быть активно вовлечены в жизнь своих детей, и, следовательно, в жизнь и деятельность своей группы и всего детского сада. Поэтому педагогам необходимо постоянно искать новые способы взаимодействия с семьями воспитанников.
Адаптация в детском саду включает не только приспособление ребенка к новым условиям, но и к новым людям, расписанию и требованиям. У всех детей разные способности к адаптации, поэтому важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы обеспечить комфортный период адаптации. Педагоги играют ключевую роль в этом процессе, поддерживая и помогая детям и их семьям в переходном периоде.
В период адаптации важную роль играют самостоятельные игры детей, где педагог должен содействовать развитию игровых навыков. На втором году жизни детей игра приобретает процессуальный характер, характеризуется однократными и стереотипными игровыми действиями, которые пока не связаны между собой. Ребенок еще не полностью осознает факт игры, а просто взаимодействует с предметами. Процесс формирования игровых замещений начинает развиваться постепенно в ходе совместной игры ребенка с взрослым. В процессе обучения игровым замещениям ребенок начинает отделять действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, что позволяет ему переносить значение одного предмета на другой.
В период от второго до третьего года жизни детей происходят значительные изменения в их игровом поведении. Ребенок становится более мотивированным к игре, более эмоционально вовлеченным, меняется структура его игровых действий, и активно начинает проявляться воображение. Оригинальные игровые сценарии, которые наблюдаются у детей этого возраста, могут быть рассмотрены как первые проявления их воображения и творчества. Таким образом, игровая деятельность играет ключевую роль в развитии ребенка.
Каждому возрастному периоду соответствует определенный способ игры. Для двухлетних детей характерны в основном игры-наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Важную роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста играет взрослый.
При рассмотрении игры как специфической формы взаимодействия с окружающим миром через ее моделирование и воспроизведение, а технологии как совокупности методов, направленных на достижение определенного результата, игровые сеансы с детьми приобретают характер игровой педагогической технологии, применяемой в процессе адаптации детей в возрасте 2–3 лет к условиям детского дошкольного учреждения. Этот подход включает в себя разнообразные игры и упражнения, направленные на снижение эмоционального стресса и тревожности у детей, а также на развитие навыков общения с ровесниками и установление доверительных отношений с педагогом. Помимо этого, игровая педагогическая технология позволяет воспитателям изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, что в свою очередь помогает разработать персонализированный образовательный план для каждого ребенка.
Коллективом педагогов МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 135» было разработано методическое сопровождение, где представлены игры и упражнения, подобраны музыкальные произведения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии, а также создали задания для развития коммуникативных, игровых и двигательных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста. Используемая игровая педагогическая технология в период адаптации имеет два основных направления: игры, способствующие накоплению опыта общения с незнакомыми взрослыми и детьми, а также игры, направленные на освоение социального пространства дошкольного образовательного учреждения.
Приоритетные цели первого направления включают в себя создание благоприятного эмоционального фона, снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности. Работа в данном направлении направлена на обеспечение комфортного эмоционального состояния детей, развитие их психологической самостоятельности и автономии, а также на установление доверительных отношений с педагогами.
Основной задачей второго направления игровой педагогической технологии в период адаптации является создание условий для накопления уникального опыта социализации у ребенка.
Известно, что одним из ключевых аспектов социального развития в раннем детстве является формирование у ребенка чувства доверия к окружающему миру. Осознанное развитие этого чувства способствует успешной социализации и адаптации малыша. Для достижения этой цели предлагается проведение игровых мероприятий, направленных на освоение социального пространства. В рамках этих мероприятий используются игровые сюжеты, которые включают в себя подвижные игры, музыкально-ритмические занятия с элементами речевого развития и игровые упражнения.
Игровой сюжет способствует преодолению страхов у детей и при этом обеспечивает им положительные эмоции и комфортное состояние. Разнообразные игровые моменты, такие как словесно-тактильные игры, игры-забавы, хороводные и подвижные игры, потешки и музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, удовлетворяют потребности детей в движении, общении и творческом выражении. Эти активности способствуют установлению контакта между детьми и взрослыми, обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка в группе.
Эффективное использование игровой технологии, тщательно разработанной и реализованной педагогом, способствует успешной адаптации детей в возрасте 2–3 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения. Через игровые занятия дети учатся жить в коллективе, проявлять сочувствие и эмпатию по отношению к сверстникам, а также ориентироваться в пространстве ДОО.
Для детей раннего возраста важны специальные педагогические подходы, которые соответствуют их потребностям, способностям и способствуют полноценному социально-эмоциональному развитию. Эти подходы должны быть востребованы и актуальны для родителей. Исследования показывают, что большинство родителей стремятся к улучшению конструктивного общения с детьми, к пониманию особенностей их социально-эмоционального развития и к повышению уверенности в вопросах воспитания. Однако традиционные методики, предлагаемые образовательными учреждениями, кажутся им неинтересными и неэффективными.
Результатом работы коллектива педагогов МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 135» стал инновационный подход к работе с родителями, основанный на практическом семейном образовании в свободное время. Этот метод позволяет объединить реальный опыт с образовательными форматами, представляя собой относительно новую, но быстро набирающую популярность образовательную практику. Основанный на идее «обучения через развлечение», он включает игровые элементы в традиционные методы обучения. Цель этого подхода заключается в поддержании интереса и вовлеченности детей и их родителей.
Игра предоставляет уникальные возможности для непосредственного погружения и развития навыков. В процессе развлечения, как дети, так и взрослые естественным образом тренируются и усваивают новые умения. Игровые формы стимулируют участников, дарят им положительные эмоции и впечатления, что поддерживает интерес к дальнейшему участию. В результате участники не только приобретают новый опыт, но и могут осознанно проанализировать его, что способствует глубокому усвоению навыков. Практическое обучение в игровой обстановке дает родителям возможность моделировать различные сценарии поведения и взаимодействия со своими детьми.
Когда родитель в игре моделирует свое собственное поведение, его взгляд на воспитательные проблемы расширяется и может даже привести к пересмотру прежних убеждений. Только вербальное общение, например, обсуждение с другими родителями или педагогами, не всегда способно помочь родителям осознать себя и свои действия. Это происходит потому, что, стремясь показать себя с лучшей стороны, родители иногда подавляют естественность и спонтанность своего поведения, контролируя свои высказывания.
Для эффективного овладения навыками необходимо не только понимать их теоретическую составляющую, но и применять их на практике. Обучающие досуговые мероприятия, проводимые совместно для родителей и их детей, создают возможность узнавать друг друга лучше, обнаруживать взаимные интересы и развиваться вместе. Здесь родители могут следить за ростом и развитием своих детей, меняться вместе с ними и преодолевать препятствия в общении. Такие мероприятия также способствуют развитию взрослых в их понимании эмоциональных состояний и чувств детей.
Приобретение опыта проведения семейных праздников родителями, с учетом рекомендаций педагогов и специалистов, способствует более гармоничному взаимодействию детей и взрослых в рамках досуговых занятий. Это не только упрощает процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и повышает эффективность образовательного процесса. Воздействие модели направлено не только на текущую ситуацию, но и на формирование коммуникативной культуры семьи, способствуя улучшению внутрисемейных отношений.
Современные родители, аналогично своим детям, склонны к развитию практических навыков, которые могут быть использованы в повседневной жизни. Они также являются исследователями и активными участниками, стремясь к применению полученных знаний в практике. Поэтому образовательное время, проведенное вместе, ценится как возможность для обоих партнеров образовательного процесса.
Каждый родитель испытывает беспокойство и заботу по поводу своего ребенка, стремясь предоставить ему лучшие возможности. Погружаясь в атмосферу детского сада, родитель получает возможность лучше понять своего ребенка, увидев его в новом свете и в неожиданных ситуациях.
Данный подход способствует формированию индивидуального пути социализации каждого ребенка, его гармоничному развитию, учитывая его способности и ресурсы. Он обеспечивает психологическую поддержку, как в дошкольной организации, так и в семье, способствуя полноценному развитию каждого малыша.
Литература:
- Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2007.
- Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. Тренинг. — М.: Издательство Института психотерапии, 2005.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось-89, 1999.
- Газета «Школьный психолог» Издательского дома «Первое сентября», № 10/2006. О. Головнева. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений.
- Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми». — М.: Книголюб, 2008.