Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.01.2016

Статья просмотрена: 1350 раз

Библиографическое описание:

Комакова, А. Д. Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников / А. Д. Комакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1017-1020. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25210/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. В статье представлены рекомендации взрослым, касающиеся взаимодействия с детьми с нарушением самооценки и определены общие направления организации развивающей среды для младших школьников.

Ключевые слова: формирование самооценки, младший школьный возраст, влияние родителей, детско-родительские отношения, психолого-педагогическое сопровождение.

 

Современная семья может оказывать различное влияние на младшего школьника и формирование его самооценки. А сами младшие школьники в современных условиях легко подвержены этому влиянию. Традиционно считается, что самооценка формируется в результате оценки значимыми взрослыми результатов деятельности и поведения ребенка. Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей.

В связи с этим, в данном исследовании решаются весьма актуальные как общие, так и специфические задачи. К общим задачам мы относим определение некоторых факторов, укрепляющих или разрушающих самооценку ребенка, к специфическим — выявление возможностей работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников.

В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон).

Для психологов очевидным является тот факт, что самооценка детей во многом определяет его поведение и успех в дальнейшей жизни. Однако, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность и продуктивность процесса самопознания ребёнка в школьный период немногочисленны и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер и обладают недостаточной практической изученностью данного вопроса в профессиональной деятельности психолога. В связи с этим особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте [5].

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, А.В. Петровский).

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе [1].

Особенностью детей младшего школьного возраста является их безграничное доверие ко взрослым, главным образом родителям, подчинение и подражание им. Эти внешние влияния авторитетного взрослого на ребенка очень существенны вплоть до подросткового возраста. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимая его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном повторяет то, что о нем говорят родители. Таким образом, самооценка ребенка в этом возрасте непосредственно зависит от характера оценок, которые он получает от родителей в процессе различных видов деятельности.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи: Балинского И.М., Захарова А.И., Сихорского И.А. и др., семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [3].

По утверждению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка. [2]

Самооценка в детстве — это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже самооценка начинает дифференцироваться. Силу набирает стиль воспитания, принятый в семье. Поощрения (подарки, слова ободрения), поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания и игнорирование — на попытку найти поощряемый вариант и негативную оценку себя в настоящем. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения (ребёнок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), эта неадекватность переходит в неадекватную самооценку. Помимо действий важны слова, так как то, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды на ребёнка, также сохраняется в детской памяти. Слова взрослых могут стать путеводителем по жизни в одном случае или вредными советами, где все нужно делать строго наоборот, в другом. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но незавышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей, — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

Когда ребенок приходит в школу, он принимает ценности и притязания родителей, но позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место, занимаемое среди сверстников.

Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места. Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребенка может привести к крайне нежелательным последствиям.

Если же родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Признание существенно влияет и на учебные успехи ребенка, и на его положение в семье и в коллективе. Если родители не только проверяют дневник, но и обсуждают то, что дети хотят с ними обсуждать, то это позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Таким образом, родители должны вовремя заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам, тем самым, формируя положительную самооценку и помогая успешно развиваться, и расти как личности.

Помочь найти возможные пути решения проблемы формирования адекватной самооценки в семье может педагог-психолог. Психолог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Педагог-психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Также важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность. Задача психолога — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, педагог-психолог должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Специалист может порекомендовать понаблюдать за ребенком и постараться понять, почему он плачет. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

В рамках данной работы целесообразно рассмотреть следующие рекомендации взрослым, касающиеся взаимодействия с детьми с нарушением самооценки. Не следует оберегать своего ребенка от повседневных дел и стремиться решать за него все проблемы, но и не нужно перегружать его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного. Не нужно перехваливать ребенка, но и не стоит забывать поощрить его, когда он этого заслуживает. Желательно поощрять в ребенке инициативу. Стоит показывать своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам, оценивать вслух свои возможности и результаты дела. Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.

Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в переходные, кризисные периоды в жизни ребенка.

Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное, — можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками.

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела ребёнка также способствуют снятию мышечного напряжения. Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

Возможность оценить себя положительно детям дают: игра, разнообразные действия с предметами, исследование и экспериментирование, слушание музыки и сказок, беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном, возможность задавать вопросы и делать выбор.

Иногда дети недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать ребёнку, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

На сегодняшний день в психологической практике существует немало различных психотерапевтических и психокоррекционных техник, которые направлены на коррекцию самооценки личности. Однако в последнее время наибольший интерес и популярность стал приобретать метод сказкотерапии, который позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи, метафор. В этом ряду особое место занимают метафоры, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного. Психологи работающие по данному направлению говорят о том, что на осознаваемом вербальном уровне, ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения чаще всего происходят на подсознательном уровне [4].

Таким образом, исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность. Актуальность данной проблемы заключается в том, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. У нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется, в первую очередь, его личность. Родителям рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

 

Литература:

 

  1.                Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. — 2011. — № 3. — с. 58-65.
  2.                Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. — М.: Сфера, 2009.
  3.                Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. : Дис. канд. псих. наук. — М.: КСП, Институт психологии РАН, 2008. — 188 с.
  4.                Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — с. 54
  5.                Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред. А.А. Бодалева. — М.: Академия, 2011. — с. 15 –21.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, самооценка, адекватная самооценка, младший школьный возраст, младший школьник, позитивная оценка, учебная деятельность, эмоциональное напряжение.


Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков

В статье исследуется проблема детско-родительских отношений в период подросткового развития ребёнка. По результатам исследований среди методов психолого-педагогической работы выделяют коррекцию детско-родительских отношений как эффективный метод рабо...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Экспериментальное изучение эффективности модели психолого-педагогической поддержки родителей

В статье рассматриваются проблемы повышения компетентности родителей и развития их навыков социального партнерства с образовательной организацией в рамках психолого-педагогической поддержки действующей модели формирования ответственного родительства ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников

В статье рассматриваются вопросы о роли педагога в организации предметно-пространственной среды в контексте с фактором развития самостоятельности дошкольников, представлены результаты оценки предметно-игровой среды ДОО и анкетирования педагогов об оп...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков

В статье исследуется проблема детско-родительских отношений в период подросткового развития ребёнка. По результатам исследований среди методов психолого-педагогической работы выделяют коррекцию детско-родительских отношений как эффективный метод рабо...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Экспериментальное изучение эффективности модели психолого-педагогической поддержки родителей

В статье рассматриваются проблемы повышения компетентности родителей и развития их навыков социального партнерства с образовательной организацией в рамках психолого-педагогической поддержки действующей модели формирования ответственного родительства ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников

В статье рассматриваются вопросы о роли педагога в организации предметно-пространственной среды в контексте с фактором развития самостоятельности дошкольников, представлены результаты оценки предметно-игровой среды ДОО и анкетирования педагогов об оп...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Задать вопрос