Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 16.06.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Каплина, О. Н. Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ / О. Н. Каплина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115681/ (дата обращения: 30.06.2024).



Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирование социальных навыков, а также связей с окружающим миром у детей с ОВЗ. Представлены рекомендации для достижения успешности и плавности прохождения адаптационного периода в старшей школе в процессе комплексного сопровождения.

Ключевые слова : адаптация, дети с ОВЗ, преемственность, социализация.

This article is devoted to the very urgent problem of continuity between primary and secondary schools. The main issues of adaptation of children with disabilities who are moving to the basic stage of education are considered. The influence of various factors on the formation of social skills, as well as connections with the outside world in children with disabilities is analyzed. Recommendations are presented for achieving success and smooth passage of the adaptation period in high school in the process of comprehensive support.

Keywords: adaptation, children with disabilities, continuity, socialization.

Проблема преемственности в образовательном пространстве актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. Меняются, во-первых, его физиология и психология. Во-вторых, меняются требования школы. А самое главное изменение — учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

В пятом классе количество учителей и предметов увеличивается, и у каждого из них свои требования. Представьте, что у вас несколько начальников, и каждый из них руководит по-своему. Примерно те же чувства испытывают дети. Переход из начальной школы в среднюю школу практически всегда связан с возрастанием нагрузки на психику ребёнка [4, с. 122].

Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу представляет собой сложную теоретическую и практическую проблему для детей с ограниченными возможностями здоровья. А в некоторых образовательных учреждениях разделение младшей и старшей школы ещё и территориально: они находятся в разных зданиях. Детям приходится учиться в полностью новой обстановке, по новым правилам, с новыми учителями и воспитателями. Детям необходим определённый адаптационный период.

Основной целью адаптационного периода является обеспечение плавного, постепенного, не травмирующего перехода воспитанников из начальной школы на основную ступень, что невозможно без комплексного сопровождения ребёнка [1, с. 37].

Ввиду всех вышеперечисленных особенностей целесообразно начинать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в младшей школе и продолжать в пятом и шестом классах. Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся с ОВЗ в адаптации к среднему звену обучения в школе.

Для этого проводятся соответствующие мероприятия, помогающие детям, и облегчающие адаптационный период перехода в старшую школу, а именно:

– экскурсии младших школьников в старшую школу;

– совместное участие детей младшей и старшей школы в школьных мероприятиях;

– подготовка и проведение спектаклей старшеклассников на младшей школе;

– летний городской лагерь (смешанные группы);

– школьный совет (социальная адаптация);

– методические объединения с участием воспитателей из младшей и старшей школы (обмен опытом).

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Формы преемственных связей

Рис. 1. Формы преемственных связей

Экскурсии младших школьников в старшую школу

Дети знакомятся с классами, учебными кабинетами, спальнями, заходят в столовую, музыкальный зал, общаются со старшеклассниками, учителями, воспитателями. Экскурсии проводят ученики старшей школы.

Совместное участие детей младшей и старшей школы в школьных мероприятиях

Когда дети переходят на старший корпус, младшая школа их не забывает и немного скучает. Поэтому иногда некоторые педагоги приглашают к себе пятиклассников на совместные посиделки: пообщаться, обсудить новости, проблемы и успехи. Бывшие учащиеся младших классов приходят к новым ученикам в гости на младшую школу, вспоминают весёлые истории из жизни, делятся впечатлениями. Такое общение эмоционально поддерживает ребят, очень помогает адаптации детей в старшей школе.

Подготовка и проведение спектаклей в младшей школе

Хорошая традицией будет подготовка старшеклассниками и проведение спектаклей для малышей.

Летний городской лагерь (смешанные группы)

Адаптации детей в старшей школе также помогает совместное пребывание младших и старших школьников в летнем городском лагере. Общение и участие в мероприятиях, командные игры и соревнования — всё это объединяет и раскрепощает ребят. Устанавливаются знакомства и дружеские связи. В будущем, встречаясь в школе, они уже чувствуют себя более свободно и проявляют доброжелательность друг к другу.

Школьный совет (социальная адаптация)

Одной из форм воспитания и социализации в школе могут являться заседания Школьного совета, где ребятами и педагогами поднимаются и обсуждаются самые разные животрепещущие вопросы, в том числе вопросы поведения подростков в различных ситуациях, общения в коллективе, беседы о дружбе, о любви, честности и ответственности. Проводятся чаепития, настольные игры, дискотеки. И, конечно, совместная деятельность и общение очень помогают успешной адаптации пятиклассников.

Методические объединения с участием воспитателей из младшей и старшей школы (обмен опытом)

Первым шагом на пути оказания помощи в адаптации является изучение актуального состояния и развития учащихся с ОВЗ. С этой целью на методическом объединении воспитателей проводятся беседы и круглые столы по изучению личностных характеристик и индивидуальных особенностей будущих пятиклассников, изучение особенностей психологической адаптации, выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической помощи. По результатам обсуждения разрабатываются конкретные рекомендации по взаимодействию с детьми.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы, не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению ребёнка [3, с. 68]. Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, — сфере социализации личности ребёнка [2, с. 117]. А это значит, что, обеспечивая эффективное эмоциональное сопровождение воспитанников в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе. Таким образом, переход со ступени начального образования на основную должен стать предметом целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Литература:

1. Вульфов, Б. В. Интересы и потребности современных детей и подростков [Текст] / Б. В. Вульфов. — 2е изд. — Москва: Росмэн, 2007–52с.

2. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. — М.: Юрайт, 2014. — 408 с.

3. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 223 с.

4. Тарабакина Л. В. Эмоциональное развитие подростков. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): старшая школа, младшая школа, начальная школа, адаптационный период, летний городской лагерь, ребенок, Школьный совет, адаптация детей, совместное участие детей, социальная адаптация.


Похожие статьи

Задать вопрос