В век высокопрогрессивных технологий в рабочем процессе ускоряется все, начиная от времени на кофе-брейк, заканчивая сроками сдачи и реализации проектов, продуктов, поставок, и пр. В трудовой сфере возрастают психоэмоциональное нагрузки, оказывающие влияние на развитие стресса, часть из которых вытекает из недостатка профессиональной компетенции у трудящихся, недостатка уровня экономической и социальной, трудовой защищенности, экономической нестабильности [5].
Потребность в реализации и компенсации потребительских затрат, вынуждает многих граждан детородного возраста отказываться от реализации биологических потребностей в деторождении, в том числе рождении второго и последующих детей. Из тех, кто стали родителями, вынуждены большую часть времени проводить на работе, отдавая этой сфере весь свой энергетический ресурс и неосознанно отказываясь от роли родителя [3].
Понятие «главное не работа, а семья» уходит на второй план, потому что на сегодняшний день, как и ранее, главным критерием остается «время, затраченное на семью», которого в средней 40-часовой неделе не остается. В погоне за экономическим благосостоянием реализация родительского потенциала сходит на нет, утрачиваются основные ценности семейного благополучия.
Основные критерии родительских обязанностей в воспитании несовершеннолетних детей достаточно подробно изложены в п. 1. гл. 12, «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
Право родителей на воспитание ребенка регламентировано п. 1 ст. 63 СК РФ.
Право родителей или законных представителей на воспитание ребенка является одновременно обязанностью и включает в себя заботу о всестороннем развитии ребенка (физическом, психическом, духовном и нравственном).Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции ООН «О правах ребенка» государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В критерии воспитания ребенка входят понятие о целенаправленном формировании личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции [4].
Среди основных показателей воспитанности Н. Е. Щурковой выделяются следующие:
— внешний вид ребенка;
— мимический и пластический образ;
— речь;
— поведение, складывающееся из отдельных поступков;
— избирательная деятельность;
— реакции на социальные явления;
— система его взаимоотношений с окружающими;
— качественность его предметной деятельности;
— идеалы [6].
На основе критериев воспитанности А. К. Маркова выделяет следующие уровни.
У всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко определение воспитания — одно из самых простых. По его мнению, это создание устойчивых привычек поведения. Причём особое внимание учёный-практик уделял тому, что обучение — совершенно иной, отдельный процесс, суть которого заключается в ином [2].
Советский психолог Л. С. Выготский, наоборот, считал, что во многих ситуациях обучение и воспитание не только тесно переплетаются, но и подменяют друг друга.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Согласно ФЗ РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44 пп. 1–2, родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.».., в то время как «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Таким образом, именно родители являются первыми педагогами для своих детей, и с них не снимается ответственность за формирование личностных качеств ребенка.
Как было изложено выше, в условиях современного, стремительно меняющегося мира современный родитель встречает на своём пути определённые проблемы, связанные с реалиями сегодняшнего дня.
Наиболее значимым из них является вынужденное отсутствие свободного времени,что ограничивает полноценное общение между членами семьи и способствует подмене родительской роли в воспитании ребенка другими членами семьи (пожилое поколение: бабушки, дедушки, иные родственники) или педагогами образовательных учреждений, нянями.
Такое положение вещей о замене роли родителя в воспитании несовершеннолетнего указывает на своего рода «добровольное сложение с себя родительских обязанностей» в участии в воспитании ребенка. Неосознанное перекладывание обязанностей на другого человека, либо государственную систему в периоде взросления может сказаться на следующих особенностях психики ребенка:
— отсутствие авторитарности в лице родителя;
— отсутствие общих взглядов, разногласия;
— отсутствие семейных ценностей;
— отсутствие критического мышления, нравственных поступков;
— зависимость от влияния окружающих и прочие зависимости;
— развитие синдрома дефицита внимания.
Таким образом, добровольная или вынужденная подмена роли родителей, ввиду воздействия внешних социально-экономических или иных факторов является ключевым в предпосылке развития «скрытого домашнего социального сиротства» в обществе. Такая форма сиротства признается научной литературой в случаях, когда несовершеннолетние формально не лишены родительской заботы, однако не получают ее в полной мере от родителей, проживающих вместе с ребенком. Это становится причиной семейных конфликтов, беспризорности, и асоциального поведения. [1.]
Профилактикой рисков развития явления «скрытого домашнего социального сиротства» в обществе может являться воздействие на социально-экономические факторы, которые способствуют реализации роли родителя в праве принятия участия в воспитании несовершеннолетних, возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи, возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на любви, гуманизме и уважении к ребенку.
Литература:
- Альбицкий В. Ю., Баранов В. А., Гасиловская Т. А. и др. Медико-социальные проблемы социального сиротства. М: Литерра 2007; 193.
- Гликман И. З. Категория педагогики в свете Макаренковских идей. 2015 Народное образование, ВАК.
- Кутявина Е. Е., Курамшев А. В., Мифтахова А. Г. Ответственное деторождение в репродуктивных установках современных женщин. –Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennoe-detorozhdenie-v-reproduktivnyh-ustanovkah-sovremennyh-zhenschin).
- Павлов И. П. Мозг и психика: Избранные психологические труды / И. П. Павлов. — М.: МПСИ, 2004.
- Путинцева, А. В. Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника / А. В. Путинцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 344–346. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80268
- Щуркова Н. Е., Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания. Сибирский педагогический журнал, 2007 ВАК.