Основные направления работы педагога дополнительного образования в процессе формирования экологической культуры младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шлегель, Е. П. Основные направления работы педагога дополнительного образования в процессе формирования экологической культуры младших школьников / Е. П. Шлегель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118723/ (дата обращения: 22.12.2024).



Изменения в окружающем мире происходят постоянно, и не всегда они имеют положительную характеристику. Те воздействия, которые сегодня ощущает на себе современный человек, были абсолютно незнакомы его предкам. Экологическая безопасность и сохранение окружающей среды с каждым годом приобретают всё большую актуальность. На первый план сегодня выходят вопросы устойчивого развития, которые невозможно решить без наличия у людей экологической культуры, основы которой начинают формироваться еще в начальной школе. Советский педагог и детский писатель В. А. Сухомлинский очень тесно увязывал природу с детским мышлением, чувствами и творчеством. Чем в более раннем возрасте у ребенка начнут формироваться правильные экологические представления, тем быстрее он сможет вносить свой вклад в сохранение окружающей среды.

Само понятие «экологическая культура» сегодня имеет множество определений. Например, в Концепции экологического образования в системе общего образования экологическая культура рассматривается в качестве «интегрального результата непрерывного экологического образования, последовательно и преемственно осуществляемого на всех уровнях общего образования» [3]. Согласно Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области в состав экологической культуры входят знания, технологии, нормы, ценности, навыки поведения, а также созерцание и чувства [1]. Учитывая всю многогранность этого понятия, мы считаем, в процесс формирования экологической культуры существенный вклад могут внести внеурочная деятельность и система дополнительного образования. На это обращают внимание и разработчики Концепции экологического образования в системе общего образования, отмечая при этом, что экологическая тематика в программах внеурочной деятельности и дополнительного образования как правило разрознена и носит узкоспециальный характер [3].

В 2022 году наша образовательная организация стала региональной инновационной площадкой по направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели». За время работы инновационной площадки наш коллектив наработал достаточно большой опыт по формированию экологической культуры обучающихся. В качестве примера хочется привести несколько форм внеклассной работы, которые на наш взгляд являются наиболее интересными и эффективными.

Во-первых, для обучающихся 4-х классов была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Тропинка». Цель программы — сформировать у детей основы экологической культуры за счет накопления знаний об окружающем мире. В рамках программы запланировано значительно расширить теоретические знания обучающихся в области экологии, научить их работать с природными материалами, познакомить с основными принципами правильного питания и здорового образа жизни, а также сформировать практические навыки природоохранной деятельности.

Освоение программы дополнительного образования «Тропинка» помогает обучающимся стать более самостоятельными в получении знаний об экологической обстановке, формирует целостную картину природного и социокультурного мира, повышает экологическую грамотность, помогает усвоить безопасные нормы взаимодействия с природой.

Данная программа позволяет детям занимаясь любимым делом и проводя интересные эксперименты, одновременно заботиться об окружающей среде.

Необходимость разработки данной программы и включения ее в образовательный процесс обусловлена тем, что уровень развития экологической культуры мы рассматриваем как показатель нравственного развития личности, у которой сформировано доброжелательное отношение к окружающей среде и чувство ответственности.

Одним из интересных мероприятий, которое проводится в нашем лицее с целью воспитания у обучающихся экологической грамотности, является неделя экологии «Эко-Бум». Каждая представленная на экологической неделе тема состоит из теоретической и практической частей. Обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать свои знания в области естественных наук, поучаствовать в конкурсах, викторинах, играх, ознакомиться с экспонатами организуемых выставок или получить полезную информацию из выпуска эконовостей (см. рис. 1).

Эконовости в рамках проведения недели экологии «Эко-Бум»

Рис. 1. Эконовости в рамках проведения недели экологии «Эко-Бум»

Как показывает опыт, проведение подобных мероприятий повышает интерес обучающихся к проблемам экологии, активизирует их желание принимать участие в природоохранных акциях, расширяет кругозор.

Ещё одно важное направление работы педагога дополнительного образования — проведение Дней единых действий. Целью подобных мероприятий является повышение познавательного интереса обучающегося к естественным наукам через организацию образовательных событий по выбранным темам.

Для каждого дня единых событий разрабатывается свой сценарий, в котором предусмотрены проведение тематических мероприятий в различных формах. Это могут быть тематические уроки и беседы, квесты и викторины, фестивали и волонтерские акции, выставки, мастер-классы, экскурсии, конкурсы рисунков, плакатов или видеороликов, изготовление различных поделок (см. рис. 2).

Изготовление поделок к Международному дню птиц

Рис. 2. Изготовление поделок к Международному дню птиц

Например, в День геолога дети знакомятся с наукой, изучающей земную кору, узнают, как образуются полезные ископаемые, какие процессы происходят в земной коре, получают необходимую информацию о профессии «геолог».

Традиционно в нашей образовательной организации отмечаются День космонавтики, День урожая, День работника атомной промышленности, Международный день Земли, Всемирный день защиты животных, Международный день птиц, Всемирный день здоровья.

Активное участие в подобных мероприятиях позволяет обучающимся расширить круг своих экологических знаний и умений, познакомиться с новыми профессиями, приобрести опыт исследовательской и природоохранной деятельности.

Отдельным направлением работы педагога дополнительного образования является подготовка обучающихся к участию в таких мероприятиях как конкурсы, фестивали, форумы. Одним из наиболее ярких событий 2023 года стало участие команды лицея во Всероссийском Детском Экологическом Форуме. Мероприятие проходило в Челябинске и собрало на своих площадках 2,5 тысячи школьников 5–11 классов, неравнодушных к проблемам экологии.

На площадках форума дети работали в командах и с помощью проектов предлагали свои варианты решения проблем чистой воды, воздуха, особо охраняемых природных территорий и биоразнообразия. Работу над проектами курировали модераторы, а окончательную оценку проектов проводили эксперты в области экологии. За время работы Форума наши обучающиеся не только нашли новых единомышленников, приобрели опыт работы в команде по решению экологических проблем, но и стали полноценными участниками диалога с представителями профессионального экологического сообщества (см. рис. 3).

Команда лицея на Всероссийском Детском Экологическом Форуме

Рис. 3. Команда лицея на Всероссийском Детском Экологическом Форуме

Таким образом, мы считаем, что одним из необходимым факторов, обеспечивающих эффективность формирования экологической культуры, является привлечение детей как можно к большему числу событий и мероприятий экологической направленности. Эту включенность можно обеспечить за счет организации собственных мероприятий или становясь участниками знаковых событий в экологической сфере: фестивали, конкурсы, форумы. Основной задачей педагога дополнительного образования при этом становится раскрытие творческого потенциала детей и формирования у них желания внести свой посильный вклад в решение экологических проблем.

Литература:

  1. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
  3. Концепция экологического образования в системе общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://voopirk.ru/content/files/Kontseptsiya-ekoobrazovaniya.-08.05.22-.pdf
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт, обновленный. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, дополнительное образование, общее образование, окружающая среда, день, мероприятие, Экологическое образование, внеурочная деятельность, Всероссийский Детский Экологический Форум, земная кора.


Похожие статьи

Основные направления роботы социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Актуальные направления в работе с семьей в деятельности педагога-психолога

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Похожие статьи

Основные направления роботы социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Актуальные направления в работе с семьей в деятельности педагога-психолога

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Задать вопрос