В статье рассматриваются наиболее эффективные методы и формы внеурочной работы, направленные на формирование экологической культуры младших школьников; выявлены целевые установки экологической направленности; перечислен ряд важных задач внеурочной деятельности.
Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, понятие «внеурочная деятельность», цель внеурочной деятельности, формы и методы внеурочной работы, индивидуальные и групповые виды внеурочной работы.
Младший школьник, общаясь с природой, изучая ее, постепенно постигает мир, в котором живет. По мнению И. Д. Зверева [5], он открывает удивительное многообразие растений и животных, предметов, веществ, явлений неживой природы. На основе установления связи человека с природной средой формируется понимание роли природы в жизни человека.
Формирование ответственного отношения к природе предполагает такой отбор содержания форм и методов обучения, который позволил бы организовать непосредственное общение ребенка с природой, и, воздействуя на его эмоциональную сферу, расширять и систематизировать конкретные представления о природе ближайшего окружения. Одним из условий такого общения является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная воспитательная работа, по мнению Г. М. Коджаспировой, — это организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [7].
Внеурочная деятельность в рамках дополнительного образования, по мнению О. И. Баранцевой — это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно — образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Основное предназначение внеурочной деятельности — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учеников. Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через дополнительные образовательные программы, организацию групп продленного дня, деятельность педагогических работников [1].
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей [7]. Целью внеурочной деятельности является так же создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, появления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях [1].
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач [1]:
‒ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
‒ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
‒ учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
‒ накопить опыт творческой деятельности;
‒ улучшить условия для развития ученика.
Селиванова О. Г. утверждает, что младший школьник является субъектом внеурочной деятельности, поскольку он включен в процесс отбора ее содержания и форм взаимодействия; в то же время он является ее объектом, поскольку поставлен перед необходимостью освоения всех направлений внеурочной деятельности в том или ином виде [12].
В основе построения современных внеурочных занятий с экологической направленностью, по мнению Л. П. Салеевой [11] должны лежать следующие целевые установки:
‒ формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
‒ развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
‒ обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
‒ воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Систематичность, последовательность и перспективность в работе повышает эффективность внеурочных занятий. Добровольность, активность и самостоятельность отличают участия школьников во внеурочной работе от учебной. Здесь они могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают.
Успех воспитания экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает её цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс. В этой связи Е. П. Торохова выделяет следующие условия:
‒ учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками;
‒ усиление межпредметных связей;
‒ реализация краеведческого подхода;
‒ тесная связь с жизнью и трудом;
‒ взаимосвязь учебной и внеурочной работы;
‒ использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;
‒ формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами [14].
Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для воспитания основ экологической культуры у младших школьников во внеурочной работе. Чередов И. М. [15] указывает на то, что выбор конкретной формы внеурочного занятия по воспитанию экологической культуры зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов и местных условий.
По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеурочная работа эколого-биологического содержания очень разнообразна: индивидуальная и групповая работа.
Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т. д.
По мнению Е. Н. Ердакова [4], важным видом индивидуальной внеурочной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
К индивидуальным видам внеурочной работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представление о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений на стадии их обработки и обобщения полученных данных происходит формирование у детей исследовательских умений.
К самым распространенным видам групповой внеурочной работы следует относить организацию кружков.
Кружок рассматривается сегодня как наиболее оптимальный вариант организации внеурочной деятельности в начальной школе. Работа любого кружка направлена на углубление и расширение знаний; включение учеников в различные виды деятельности; создание условий для общения [10].
Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеурочной работы по окружающему миру. (Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и другие). Чаще всего в кружках занимаются 15–20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В эколого — биологическом кружке занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. В кружках занятия выстраиваются наиболее планово, многообразно и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеурочной работы.
В. М. Минаева определяет следующие формы внеурочной работы:
‒ проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;
‒ экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, с последующим оформлением собранных материалов;
‒ внеурочное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;
‒ организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;
‒ ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;
‒ беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных;
‒ оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов [8].
Кружковая внеурочная работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике большое место занимают экскурсии в природу. Экскурсия, по мнению В. М. Минаевой [8], — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, развивая познавательную активность младших школьников.
Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. По утверждению Е. П. Тороховой [14], именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, поэтому систематическое проведение экскурсий — необходимое условие воспитания экологической культуры учащихся.
Среди форм внеурочной работы по курсу «Окружающий мир» Т. И. Тарасова, П. Т. Калашникова и др. [13] выделяют эколого-краеведческую исследовательскую работу. Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками, по мнению Тарасовой Т. И. [13], позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования: изучении разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению экологического состояния окружающей среды, основных ее компонентов (воздуха, почвы, растительности и др.), а также в практическую природоохранную деятельность.
Проведение недели экологии также является одной из форм внеурочной роботы. По мнению Л. А. Бойко в процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания [2].
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений; способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости. Игра активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. С точки зрения отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский. В. С. Мухина [9], игра это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Известный психолог С. Л. Рубинштейн считает, что игра человека порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир [4].
Разнообразные виды внеурочной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.
Во внеурочной работе в эколого-биологической деятельности используются различные средства обучения: дидактические раздаточные материалы, демонстрационные, наглядные пособия и приспособления, создающие удобства при демонстрации пособий, работе детей с раздаточным материалом. В общем же средства обучения рассматривают как совокупность материальных учебно-методических объектов, используемых для передачи и овладения знаниями, умениями, навыками, общего развития личности детей.
Всякое средство обучения активизирует деятельность учащихся. По мнению Е. Ф. Козиной, Е. Н. Степанян, необходимость использования самодельного оборудования, в том числе и с привлечением их к его созданию, что в известной степени позволит ребенку реализовать свое стремление к самостоятельности и практической деятельности [7].
На основе вышеперечисленного мы можем сформулировать педагогические условия, способствующие воспитанию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности:
‒ использование разнообразных форм внеурочной деятельности: эколого-краеведческой исследовательской работы, работы в экологическом кружке; проведение экологических экскурсий, недель экологии; — включение во внеурочную деятельность разнообразных игр экологического содержания;
‒ использование индивидуальных и групповых массовых форм внеурочной деятельности;
‒ учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Таким образом, комплексное использование описанных выше педагогических условий внеурочной работы способствует развитию у младших школьников интереса к познанию природы, исследованию ее экологического состояния, поиска причин и источников загрязнения окружающей среды. А главное, дает возможность проводить с детьми посильные практические работы по охране природы родного края.
Литература:
- Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности // Начальная школа. — 2013. — № 6. — с.82–112
- Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. — 2011. — № 6. — с. 79–96.
- Демьяненко, О. В. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе. [Электронный ресурс.- режим доступа: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2015/02/15/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole]
- Ердаков, Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования: [Текст] под ред. Ердакова Е. Н. — М.: Начальная школа, 2012. — № 7. — с. 61–96.
- Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе / [Текст] под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика,2010. — 128 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. 176 с.
- Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 496 с.
- Минаева, В. М. Внеурочная работа по природоведению в начальных классах [Текст].– М.: Нар.асвета, 2011. — 180 с.
- Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с, ил.
- Пашкова, А. М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа.- 2015. -№ 11.- с. 87- 96.
- Салеева, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе: // Ролевые игры по охране природы в средней школе/ [Текст] под ред. Л. П. Салеева — М.: 20010. — 152 с.
- Селиванова, О. Г. Младший школьник как субъект и объект внеурочной деятельности: под. ред. О. Г. Селиванова // Начальная школа. — 2014. — № 8.- с. 78–96.
- Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников во внеурочной работе: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст] / Т. И.Тарасова, П. Т.Калашникова. — Борисоглебск, 2012. — 146 с.
- Торохова Е. П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся // Начальная школа. — 2014. — № 12.- 104–128 с.
- Чередов И. М. Формы учебной работы в школе [Текст]: книга для учителя; под ред. И. М. Чередов -М.: 2010. 254 с.