Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности младших школьников.
Ключевые слова: экологическая культура, цель экологического образования, основы экологической культуры.
Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки младшего школьника должны быть, конечно, прочные биологические знания и представления о законах живой природы [9].
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Это вызвано тем, что у современных детей не сформированы экологические ценности, отсутствуют мотивы экологически оправданной деятельности, не проявляется сострадание и милосердие к животным и растениям.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.) в главе «Основы формирования экологической культуры» идет установка на систему всеобщего и комплексного экологического образования (ст. 71).
К началу XXI века в отечественной педагогике широко распространяется ориентация на общечеловеческие ценности, задачи гуманизма и экологизации образования становятся проблемами государственной важности. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», Постановление правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», Закон «Об образовании» — определили экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования Российской Федерации. В концепции общего среднего экологического образования [6] указывается: «Цель экологического образования — становления экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, — направлены на формирование и развитие экологического сознания личности».
Одной из главных задач воспитания обучающихся в начальной школе является формирование экологической культуры во внеурочной деятельности. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предусматривает изменения в образовательной программе общеобразовательных учреждений, расширение масштабов внеурочной деятельности учащихся. В проекте новых образовательных стандартов внеурочная деятельность учащихся включена в состав основной образовательной программы [8].
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологической культуры в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами.
По мнению С. Н. Николаевой [7], широта экологической культуры позволяет специалисту с высшим образованием на должном уровне реализовать практику методической, преподавательской, исследовательской или организаторско-управленческой деятельности.
Воспитание у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. С. Н. Глазачев считает, что позитивные изменения не возможны без изменения в культуре природопользования, без того, чтобы уже сегодняшних школьников научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое личное место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания [3].
Познание природы, приобщение к ее миру может осуществляться через разные формы взаимодействия учителя и обучающихся начальной школы. На наш взгляд, участие школьников во внеурочной деятельности может помочь детям изменить свое отношение к природе, обрести необходимые новообразования личности, способной понять, беречь и любить природу.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально-наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется воспитание. Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является, принципиальным условием его самоопределении ем в той или иной социокультурной ситуации [8].
Гордеев Т. Н. утверждает [4], что ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Поэтому становится ясным, насколько актуальным является вопрос о формировании экологической культуры [9].
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания экологической культуры, т. к. в этот период развития у ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа усвоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.
Вопросами воспитания экологической культуры младших школьников занимались Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова, И. Т. Суравегина, И. Д. Зверев, А. П. Печко, М. Д. Маханева, А. А. Плешаков, В. И. Сивоглазов. Теоретиками данного направления были С. Н. Глазачев, Л. П. Симонова-Салеева, А. В. Гирусов, В. А. Зебзеева и др.
Буковская Г. В. утверждает, что для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная деятельность, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности [2]. По мнению И. В. Шаповаленко [10], ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
В этом возрасте развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Преобладающими мотивами учения являются широкие социальные мотивы, которые можно использовать для воспитания экологической культуры личности.
В младшем школьном возрасте происходит развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Анализ характеризуется выделением различных свойств и признаков. Но умение выделять свойства предметов дается младшим школьникам с трудом. Этому детей развитие операций мышления младших школьников приводит к длительному процессу формирования экологического мышления.
Младший школьник только начинает овладевать рефлексией — способностью оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности, что отражается на его экологическом поведении [5].
Бойко Л. А. утверждает, что в младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся [1].
Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для воспитания экологической культуры, т. к. в этот период происходит формирование системы нравственных ценностей, экологических знаний. У детей формируются множественные новообразования — произвольность внимания и памяти, логическое мышление, формируется система ценностей. Развитие самоконтроля и самооценки благотворно влияет на формирование экологически оправданного поведения. Младшие школьники очень эмоциональны и отзывчивы.
Литература:
- Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. — 2011. — № 6. — с. 79–96.
- Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников; [Текст] под. ред. Г. В. Буковская. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. — 192с.
- Глазачев, С. Н. Экология и образование на пути к культуре мира [Текст] Биология в школе / С. Н. Глазачев. — М., 2010. -№ 3. — 10с.
- Гордеева, Т. Н. Экологическое образование и воспитание учащихся // Начальная школа.- 2014.- № 2.- с.75–128
- Дубровина, И. В. Психология: [Текст] учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, -2010. — 464 с.
- Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников / [Текст] под ред. И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Т. И. Суравегиной.- М.: Издательский центр «Академия».- 2010.- 160 с.
- Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. обучения / С. Н. Николаева. — 7е изд. испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горецкий, А. А. Тимофеев, Д. В. Смитрнов; под ред. В. А. Горецкого — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
- Торохова Е. П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся // Начальная школа. — 2014. — № 12.- 104–128 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. — М.: Гардарики, 2012. -349 с.