В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований общества и государства в отношении воспитания личности, обладающей основами экологически ориентированного поведения. Характеризуются формы работы по экологическому образованию дошкольников.
Ключевые слова: экологическая культура, ФГОС дошкольного образования, дошкольник, средняя группа
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления многих видов растений и животных и множество других экологических проблем являются следствием эксплуатации и потребительского отношения природных ресурсов, постоянных химических «нагрузок» и загрязнений окружающей среды. По нашему мнению данная проблема порождается отчуждением от природы, низким уровнем сформированности экологической культуры современного населения планеты.
Экологическая культура как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей заключается в осознанно-правильном отношении к природе во всем ее многообразии, к материалам и вещам природного происхождения. Это и отношение к себе и людям как неотъемлемой части природы, осознание зависимости жизни и здоровья от состояния окружающей среды.
Теоретические и экспериментальные исследования Е. В. Бондаревской, Е. В. Гончаровой, Д. Н. Кавтарадзе, Н. Н. Кондратьевой, А. Н. Кочергина, Е. В. Михеевой, А. А. Муратовой, С. Н. Николаевой, С. В. Петериной, Н. А. Рыжовой и т. д. установили, что в формировании экологической культуры особая значимая роль отводится дошкольному детству. Это интенсивный период для развития положительного отношения к окружающей действительности, формирования нравственно-этических норм поведения, приобретения ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше начнут закладываться основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень, в связи с чем экологическое образование дошкольников имеет важнейшее значение.
Особый интерес представляют дошкольники среднего возраста. В отличии от малышей они увереннее во всех проявлениях: любознательны, внимательны, хорошо понимают и воспроизводят речь взрослого, активны на познание себя, окружающей социальной и природной среды. В среднем дошкольном возрасте знания о объектах и предметах природы переходят на уровень представлений, заключающийся в желании детей рассказать и поделиться впечатлениями о увиденном в природе [1].
Можно рассматривать, в целом, данный возраст как начальный этап становления осознанного отношения у ребенка к растениям, животным, себе как к части природы. Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в детском саду.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)» закрепил позицию экологического образования дошкольников.
Согласно данному документу в качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
В рамках познавательного развития у дошкольников формируются первичные представления о объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и особенностях ее природы. Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование гуманного, бережного, заботливого, эмоционально-положительного отношения к миру природы. В результате социально-коммуникативного развития формируются основы безопасного поведения в природе, социуме, быту, развиваются эмоциональная отзывчивость, сопереживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие направлено на знакомство с природоведческой литературой. Область физического развития предполагает формирование у детей ценностей и навыков здорового образа жизни [2]. Таким образом, ФГОС ДО выдвигает определенные требования к осуществлению образовательной деятельности, в которой большое значение уделяется развитию экологической культуры детей.
Начальные основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и грамотно организованной образовательной деятельности.
Важное место в формировании экологической культуры отводится игре как ведущей детской деятельности. В ней формируются правила поведения в природной среде, моральные нормы. Дошкольники средней группы сензитивны к разнообразным играм: дидактическим, творческим, подвижным. Играя, они накапливают представления об окружающем мире, творчески уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся знания о животных, растениях, явлениях природы. Игра способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, обогащает словарь и предоставляет возможность для проявления самостоятельности, сотрудничества и инициативности.
Неотъемлемой частью работы с детьми является разнообразная деятельность с литературными произведениями, оказывающая благотворное влияние на личность ребенка: чтение книг, рассматривание иллюстраций к книгам, заучивание стихотворений, разыгрывание сказок. Сказки играют особую роль для детей 4–5 лет, у которых преобладают сказочно-игрушечные понимания растений и животных. Соотнося сказочные образы на реальные объекты и предметы, сказка помогает обрести реалистические представления о окружающем мире.
В установлении причин природных явлений, отношений и связей между предметами и явлениями активно используются поисково-исследовательская деятельность. Благодаря различным экспериментам и опытам дети имеют возможность раскрыть некоторые тайны природы, уточнить знания о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды, снега и т. д.), о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Также дети познают значение красоты, порядка, чистоты в окружающей среде для здоровья каждого человека, знакомятся природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека. Данная деятельность оказывает содействие для осознания причинно-следственных связей, развития наблюдательности и мыслительной деятельности.
Ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде. Усвоение начальных знаний о потребностях растений и условиях, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей, позволяет оценить внешние признаки растений — показатели его благополучия. Наблюдая за состоянием растения, дошкольник как бы ему «сочувствует» и старается помочь. Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.
Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить экскурсии и прогулки. С целью удовлетворить стремление познать как можно больше о природных объектах, привлекающих внимание, дети среднего возраста активно включаются в процесс наблюдения. В течении прогулки нужно обращать внимание на красоту природы и погодные явления. Необходимо наблюдать за поведением животных и состоянием растений, обучать детей самостоятельно замечать явления природы, называть их и делать выводы, побуждать к задаванию вопросов. Каждое наблюдение расширяет и углубляет представления ребенка о окружающей природной среде, дает новые знания, пробуждает любознательность и пытливость.
Достигать положительных результатов в становлении экологической культуры дошкольников средней группы помогают выставки, конкурсы, разнообразные акции экологической направленности, праздники на экологические темы. Популярностью пользуются проекты: экологические кружки или школа юного эколога, активно поддерживаемые государством [3].
Возможность ознакомления ребенка с животными, растениями, явлениями неживой природы дает непосредственно-образовательная деятельность (НОД), в процессе которой уточняется и систематизируется личный опыт, полученный в ходе игр, чтения художественной литературы, опытов и экспериментов, наблюдений. НОД делает возможным последовательное усложнение, расширение и обогащение знаний, умений и навыков в плане ознакомления дошкольников с природой.
Наиболее распространенной является образовательная деятельность, проводимая с помощью наблюдения. При организации такой НОД с дошкольниками 5-го года жизни, необходимо учитывать некоторые особенности данного возраста: дифференцированность восприятия, умение выделять 4–6 признаков наблюдаемого (особенности существования растений, особенности поведения животных, признаки внешнего строения объектов и т. д.).
На процесс развития экологической культуры дошкольников среднего возраста существенное влияние оказывают беседы природоведческого содержания. Как правило, они начинаются с воспроизведения различных фактов для разговора с дошкольниками. Использование иллюстративно-наглядного материала (иллюстрации, предметы природы, модели и т. д.) существенно облегчает этот этап. Беседа как универсальная форма взаимодействия педагога и его воспитанников предоставляет богатые возможности для установления связей между условиями природной среды и ее обитателями, между животными и растениями, между деятельностью человека и состоянием природного окружения.
Пока существует наше общество будет существовать проблема экологического образования, которая позволит предотвратить многие экологические проблемы человечества. В связи с утверждением и введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется содействию и развитию у дошкольников экологической культуры. Многочисленные авторы рассматривают среднюю возрастную группу как благоприятный период для привлечения детей к экологически-ориентированной деятельности.
Процесс формирования экологической культуры включает различные виды деятельности, имеющие целью первичное ознакомление дошкольников с объектами предметами природы, углубляющее и расширяющее их представления о природе.
Воспитатель как носитель экологической культуры знакомит дошкольников со способами общения с природой, формирует умение наблюдать за окружающим миром природы и вещами, обучает устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывать радость от осознанного взаимодействия с растениями и животными, находящиеся рядом, развивает желание в созидании и творчестве.
Литература:
- Волгина В. С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции [Электронный ресурс]. URL: http://mineco-nn.ru/File/okr_sreda/Ekologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov.pdf Дата обращения: 10.01.2017.
- Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 171 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf. Дата обращения 14.01.2017.