Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр
Авторы: Советова Татьяна Михайловна, Глушкова Ольга Владимировна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 05.03.2018
Статья просмотрена: 1186 раз
Библиографическое описание:
Советова, Т. М. Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр / Т. М. Советова, О. В. Глушкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3203/ (дата обращения: 25.12.2024).
В современном мире взаимодействие человека с природой представляет большую экологическую проблему. Детям, живущим в наше время, необходимо научиться бережно обращаться с природой, управлять своим поведением в интересах собственного благополучия, экологической безопасности окружающего мира. Поэтому так важно побуждать экологическое сознание именно маленькой личности, обогащать представления детей о себе, о природном мире, развивать их любознательность.
Первоначальные элементы экологической культуры формируются при взаимодействии детей с окружающим предметно-природным миром — растениями, животными, средой их обитания. В первую очередь, положительное отношение к окружающей природной среде закладывается в семье и продолжает развиваться в условиях детского сада. Мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому для того, чтобы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть свое место и свое значение в природе. Взрослому необходимо вызвать у детей чувство радости от встречи с природой, желание позаботиться о живом существе, вызвать гордость и удовольствие от правильно выполненного поступка.
Перед нами встаёт вопрос: как грамотно сформировать у дошкольников экологическую культуру? В настоящее время данному вопросу уделено большое внимание в разработанных парциальных программах по экологическому образованию дошкольников (Н. Н. Вересов «Мы — земляне», И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская «Планета — наш дом», С. Н. Николаева «Юный эколог», Н. А. Рыжова «Наш дом — природа» и др.), которые направлены на передачу экологических знаний, формирование способности понимать и любить природу, относиться к ней бережно.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепил позицию экологического образования дошкольников.
Согласно данному документу, в качестве целевых ориентиров образовательной программы вступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественное — эстетическое развитие; социально — коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
В соответствии с ФГОС ДО, экологическое образование детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (социально — коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (физическое развитие)
– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка — дошкольника (прежде всего как средство становления осознанно — правильно отношения к природе).
Важнейшее условие реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО — экологизация среды в ДОУ, т. к. среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Наиболее подробно о влиянии среды, в том числе природой, на развитие детей рассматривала Е. И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду, как источник образовательного материала, педагогически её организовывать одна из основных задач, возлагаемых на педагога — дошкольника».
В условиях реализации ФГОС образование детей проводится в игре, т. к. игра оставляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра, как ведущий вид деятельности для детей никогда не надоедает, таким образом, дети заняты, и познают азы экологии. Сущность игры заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.
Одним из эффективных и наиболее интересных способов формирования экологической культуры являются дидактические игры.
В настоящее время дидактической игре придаётся большое значение. Она способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению.
Дидактические игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание.
Рассмотрим основные виды дидактических игр, используемых в дошкольной педагогике:
Игры сприродным материалом. Этот вид игры эффективен для ознакомления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, и они охотно соглашаются играть. Только представьте, семена, листики, камешки, разнообразные цветы, шишки, ветки с разных деревьев, овощи, фрукты и др. — кто бы не согласился с ними поиграть?! Игры моно проводить в группе (в экологическом уголке), так же и на прогулках. На улице можно рассмотреть листья, камушки, да и обогатить экологический уголок новыми предметами. Но не стоит забывать о безопасности. Дети очень любопытные. Они могут попробовать на вкус природный материал, спрятать в карман, чтобы родителям показать.
Настольно— печатные игры — интересное занятие для детей при ознакомлении с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны: «лото», «домино», парные картинки, разрезные картинки. Это очень занимательный вид игры, дети с удовольствием берут в руки кубики, картинки и рассматривают их, затем соотносят их с другим рисунком, и сделать это правильно и быстрее всех.
Словесные игры — строятся на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия предметов и явлений природы. Такой вид игры подходит для более взрослых дошкольников. В этот период дети уже начинают понимать, что как же хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и правильно — ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со стороны воспитателя и других детей.
Экологические дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности, но и в непосредственно образовательной деятельности: по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим. Необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых. При обучении их трудовой деятельности, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.
Рассмотрев роль и основные виды дидактических игр, следует остановиться на этапах дидактических игр по экологии. Использование осуществляется в три этапа.
На 1-м этапе воспитатель подготавливает игру. Главная цель любой дидактической игры — обучающая, а значит основным компонентом в ней является задача, которая скрыта от дошкольника игрой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению — это процесс непосредственного обучения. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе прописан объём знаний. Умений и навыков. Далее, определяется удобное время и место проведения игры и подготавливается нужный дидактический материал, который поможет решить детям игровую задачу.
На 2-м этапе проведение самой игры. Она включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры; дидактическим материалом, который будет использоваться в игре; объяснение и правила игры.
На 3-м этапе воспитатель анализирует весь процесс игры: все ли дети были задействованы; какие приёмы оказались наиболее эффективными в достижении поставленной цели — это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребенка в игре. Иногда на практике проведения игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринужденной игровой форме и быть незаменимым.
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом этапе развертывать игру, чтобы ребёнок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющие способы построения игры. Кроме того, начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребёнка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером — сверстником.
Дошкольник много времени проводит в детском саду, поэтому есть много возможностей воспитать настоящего гражданина нашей страны, который будет оберегать и учить окружающих, бережно относиться ко всему живому и неживому. Большая роль в этом у воспитателя, он как наставник должен указать именно ту правильную дорогу, по которой будет идти ребёнок, а родители, понимая работу воспитателя, всегда должны помогать ему. На сколько фантазии воспитателя богата, настолько интереснее и занимательнее будет игра. Ведь маленькие детки радуются каждому моменту, каждой мелочи, просто необходимо найти подход. Плоды своих трудов мы увидим через годы, ведь не просто так в народе говорят: «что посеешь, то и пожнёшь».
Литература:
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
- Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. — 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.