Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Адищева, Е. С. Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области) / Е. С. Адищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107809/ (дата обращения: 16.12.2024).



Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области )

Адищева Екатерина Сергеевна, учитель биологии

МОУ «Кизильская школа № 2» (Челябинская обл.)

Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.

В. Бианки

В настоящее время экологическому воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание. Это связано с большим количеством экологических проблем, от решения которых зависит благополучное существование как самого человека, так и всего живого, что его окружает. Экологическое воспитание направлено, прежде всего, на формирование человека, который будет обладать необходимым объемом экологических знаний, новым типом мировоззрения и мышления. Важнейшая роль в этом процессе отводится общеобразовательной школе, которая имеет для этого все необходимые ресурсы. Сегодня экологическое воспитание — это не просто одно из модных направлений образовательного процесса, это необходимость, продиктованная самой жизнью.

Целью экологического воспитания является формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде. Для этого необходимо научить школьников не просто ценить и беречь природу, но и уметь занимать активную жизненную позицию в вопросах решения экологических проблем.

Накопленный в нашей образовательной организации опыт позволяет утверждать, что коллективу удалось из отдельных мероприятий, посвященных экологической тематике, выстроить эффективную систему экологического воспитания обучающихся, которая стала неотъемлемой частью всего образовательного процесса. В настоящее время экологическое воспитание в нашей образовательной организации осуществляется сразу в нескольких направлениях.

  1. Озеленение пришкольного участка

Особенностью расположения нашего образовательного учреждения является то, что оно постоянно находится в поле зрения односельчан. Это накладывает на коллектив дополнительную ответственность за внешний вид пришкольного участка, который каждый год усилиями обучающихся, их родителей и учителей приобретает красивый и ухоженный вид (см. рис.1).

Работы по благоустройству пришкольного участка

Рис. 1. Работы по благоустройству пришкольного участка

  1. Приведение в порядок общественных территорий

Основные мероприятия в этом направлении проходят 22 апреля во Всемирный день Земли. Очистить от мусора и старой листвы школьную территорию выходит весь коллектив школы, а в преддверии праздника Дня Победы, ученики наводят порядок в парке Победы и в парке имени С. К. Полищука. Хорошей традицией стало проведение в День рождение школы туристического похода на берег реки Урал, который перед этим убирают от мусора старшеклассники вместе с классными руководителями (см. рис. 2).

Мероприятия по уборке территорий

Рис. 2. Мероприятия по уборке территорий

  1. Спортивно-патриотическое направление

В рамках системы экологического воспитания предусмотрено проведение мероприятий по вовлечению школьников в активные занятия физкультурой и спортом. В мае весь коллектив школы, включая родителей, принимает участие в экологическом марафоне, который проводится в форме легкой пробежки по близлежащей территории. Еще одно спортивное мероприятие для обучающихся 5–11-х классов, игра «Зарница», проходит в феврале и приурочено к празднику День Защитника Отечества (см. рис. 3).

Весенний марафон и игра «Зарница»

Рис. 3. Весенний марафон и игра «Зарница»

  1. Повышение уровня экологической грамотности

Ежегодно обучающиеся с 5-го по 11-й класс, учителя, а также все желающие принимают участие в проекте «Всероссийский экологический диктант». Организаторы экологического диктанта проводят его под девизом «Сохраним природу вместе!» и считают, что каждый при желании может внести посильный вклад в сохранение окружающей среды. Написание диктанта способствует повышению уровня экологической культуры и грамотности как обучающихся, так и учителей. По итогам написания экологического диктанта участники, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и благодарственными письмами (см. рис. 4).

Рис. 4. Участие в проекте «Всероссийский экологический диктант»

  1. Экологическое волонтерство

Одним из актуальных и востребованных направлений экологического воспитания сегодня является экологическое волонтерство. В рамках внеурочной деятельности в нашей образовательной организации реализуется программа «Эковолонтер». Проходя обучение по этой программе, ребята не только получают теоретические знания, но, самое главное, учатся эмоциональной отзывчивости, умению нести ответственность за сохранность окружающей среды, вносить реальный вклад в решение экологических проблем. Эковолонтеры помогают бездомным животным, организуют экологические акции, проводят эколого-просветительскую деятельность (см. рис. 5).

Эковолонтеры кормят бездомных животных

Рис. 5. Эковолонтеры кормят бездомных животных

  1. Проектная деятельность

Важной составляющей экологического воспитания современных школьников является проектная деятельность. Этому направлению уделяется особое внимание, так как именно работа над проектами помогает лучше осмыслить экологические проблемы и попытаться найти их решение. Как правило, темы своих проектов школьники связывают с изучением животного и растительного мира, организацией правильного питания, утилизацией бытовых отходов, благоустройством окружающей территории, проблемами питьевой воды и чистого воздуха. Работа над проектами и практика их публичной защиты расширяет кругозор ребят, формирует в них чувство уверенности и умение отстаивать собственную позицию по экологическим вопросам (см. рис. 6).

Защита проектов на экологическую тему

Рис. 6. Защита проектов на экологическую тему

  1. Формирование здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни выступает неотъемлемой частью экологического воспитания. Одной из эффективных форм реализации этого направления является проведение занятий в формате уроков-конференций. К примеру, при изучении темы «Заболевания дыхательных путей человека», дети разыгрывают ситуацию «врач-пациент». Такие уроки проходит очень интересно и познавательно.

  1. Повышение естественно-научной грамотности

В школе традиционно проводятся декады по естественнонаучным предметам. Основная цель мероприятия — развитие у обучающихся познавательного интереса к естественным наукам, расширение кругозора в области экологических знаний, формирование экологического мировоззрения, развитие творческих способностей.

В заключении хочется сказать, что созданная коллективом нашей образовательной организации система экологического воспитания в первую очередь направлена на предоставление обучающимся широкого круга возможностей проявить свои способности в сфере экологии. О необходимости активного вовлечения в этот процесс молодежи, в частности говорил и В. В. Путин в феврале 2019 года в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ: «Решение проблем в сфере экологии — это задача для нашей промышленности и науки, ответственность каждого из нас. Призываю самым активным образом включиться в эту работу и молодежь» [2].

Таким образом, мы считаем, что систему экологического воспитания необходимо создавать в каждой образовательной организации и стараться привлечь к этой деятельности как можно больше молодежи.

Литература:

  1. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf
  2. Послание Президента Российской Федерации от 20.02.2019 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44032/page/1
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, образовательная организация, окружающая среда, пришкольный участок, здоровый образ жизни, Кизильская школа, образовательный процесс, особое внимание, проектная деятельность, экологический диктант.


Похожие статьи

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Музей природы и экологии Урала как образовательный, воспитательный и просветительский ресурс (на примере МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области)

Аналитический и компьютерный подходы к решению приведенных квадратных уравнений в условиях сельской общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 1 с. Аскино Республики Башкортостан)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Нормативно-правовая база деятельности сибирской поселковой школы России (на примере средней общеобразовательной школы поселка Голышманово Голышмановского муниципального района Тюменской области)

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Похожие статьи

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Музей природы и экологии Урала как образовательный, воспитательный и просветительский ресурс (на примере МБОУ СОШ № 121 г. Снежинска Челябинской области)

Аналитический и компьютерный подходы к решению приведенных квадратных уравнений в условиях сельской общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 1 с. Аскино Республики Башкортостан)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Нормативно-правовая база деятельности сибирской поселковой школы России (на примере средней общеобразовательной школы поселка Голышманово Голышмановского муниципального района Тюменской области)

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Задать вопрос